1. Определение
приоритетов в области экономики.
2. Восстановление и развитие
промышленности.
3. Состояние сельского хозяйства.
4. Послевоенные настроения в обществе.
5. Два направления внутренней политики
Сталина, их содержание.
6. СССР к концу сталинской эпохи: итоги и
перспективы.
В экономике на
первом плане в послевоенные годы стояли три задачи: перестройка промышленности
на мирный лад, возрождение разрушенного в годы войны (к тому времени
промышленный потенциал в районах, подвергшихся оккупации, был восстановлен лишь
на треть), дальнейшее хозяйственное развитие страны.
Верховный Совет СССР одобрил план пятилетки
в марте 1946 г. Им предусматривалось увеличение промышленной продукции по
сравнению с довоенной на 48%, сельскохозяйственной — на 23%.
К 1945 г. объем промышленного
производства в СССР немного превысил показатели 1940 г. (на 8%), но при
этом свыше половины его приходилось на военную продукцию. Демилитаризация
экономики (конверсия) в основном была завершена к концу 1946 г.
Особенность ее состояла в том, что она носила частичный характер, ибо
одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники огромные
средства вкладывались в модернизацию военно-промышленного комплекса, в
разработку новых видов оружия.
В 1948 г. в Челябинской области был
запущен реактор по изготовлению плутония, а в августе следующего года СССР
успешно испытал атомную бомбу. В 1953 г. на Семипалатинском полигоне
произведен взрыв водородной (термоядерной) бомбы — первой в мире из нового
поколения атомного оружия. Прямые военные расходы поглощали тогда около 25%
годового госбюджета — всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г.
Другой областью первоочередных вложений
капиталов была тяжелая промышленность. За короткий срок восстанавливаются
разрушенные электростанции, в том числе крупнейшая в Европе Днепрогэс, шахты
Донбасса, металлургические и машиностроительные заводы Украины и России.
Возводятся новые промышленные гиганты, прокладываются первые нити газопроводов.
Задачи восстановительного периода и
перевода экономики на мирные рельсы требовали определенных изменений в
управлении промышленностью. В конце декабря 1945 г. было решено изменить
систему наркоматов, управляющих промышленностью. Часть наркоматов была
преобразована (например, наркоматы танковой промышленности и боеприпасов в наркоматы
транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, наркоматы среднего
машиностроения и минометного вооружения в наркоматы автомобильной
промышленности, машиностроения и приборостроения и т. д.); были созданы
новые наркоматы: по строительству предприятий тяжелой индустрии, топливных
предприятий, строительного и дорожного машиностроения. 15 марта 1946 г.
Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а
наркоматы — в министерства.
Быстро увеличивалась численность трудоспособного
населения, занятого в промышленности, строительстве и на транспорте. Туда
возвращались миллионы демобилизованных воинов и репатриантов из Германии. В
рабочий класс широким потоком вливалось новое пополнение — подготовленная
в фабрично-заводских и ремесленных училищах молодежь. Были отменены трудовые
мобилизации военных лет. На смену им пришел полупринудительный оргнабор,
проводившийся с 1946 г. государственными органами преимущественно среди
сельских жителей. Постепенно и он вытеснялся свободным наймом рабочих самими
предприятиями.
В целом за годы четвертой пятилетки было
восстановлено и вновь сооружено 6200 крупных предприятий. Промышленное
производство в стране значительно увеличилось и в 1950 г. превзошло
довоенные показатели на 73% (в республиках Прибалтики, Молдавии, западных
областях Украины и Белоруссии в два-три раза).
Этот рост основывался:
— на высокой мобилизационной способности
директивной экономики, сохранявшейся в условиях еще далеко не исчерпанных
возможностей экстенсивного развития (за счет нового строительства, вовлечения в
производство дополнительных источников сырья, топлива, людских ресурсов);
— трудовом подвижничестве народа. Миллионы
людей, истосковавшихся по мирному труду, с энтузиазмом включились в созидательную
работу. Тут же облаченный властями в форму соцсоревнования трудовой подвиг
народа сыграл огромную роль в возрождении нашей Родины из руин;
— бесплатном труде многомиллионной армии
советских узников ГУЛАГа и военнопленных (1,5 млн немцев и 0,5 млн японцев);
— репарациях с Германии (материальных
ценностей на сумму 4,3 млрд долл.). Они обеспечили до половины объема
оборудования, установленного в промышленности;
— традиционной и год от года нараставшей
перекачке средств из аграрного сектора экономики в промышленный.
Сельское хозяйство вышло из войны крайне
ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60% от довоенной.
Остро не хватало техники. Во многих российских селах крестьяне пахали на
коровах или даже впрягались сами. Жестокая засуха 1946 г. еще больше
подорвала производительные силы колхозов и совхозов. Однако государство
продолжало через ценовую политику осуществлять неэквивалентный товарообмен
между городом и деревней. Через госзакупки колхозы, например, возмещали лишь
пятую часть собственных расходов на производство молока, десятую часть —
зерна, двадцатую — мяса. Почти ничего не получая из колхозной кассы,
крестьяне жили за счет личного подсобного хозяйства. Власти и здесь усмотрели
«скрытые резервы»: начиная с 1946 г. приусадебные участки были не только
урезаны, но и обложены непомерными налогами.
В начале 50-х гг. сельское хозяйство,
с трудом достигнув довоенного уровня и примерно на треть по сравнению с ним
увеличив свой машинно-тракторный парк, вступило в полосу стагнации. Чтобы
обеспечить продовольственное снабжение городов и армии, пришлось прибегнуть к
чрезвычайным госрезервам.
Столкнувшись с симптомами политической
нестабильности, нараставшего общественного напряжения, ощущая серьезное давление,
порождаемое массовым ожиданием улучшения материального положения в мирное
время, сталинское руководство предприняло действия по двум направлениям.
Первое из них включало меры, в той или иной
степени адекватные ожиданиям народа и нацеленные на активизацию
общественно-политической жизни в стране, развитие науки и культуры, повышение
благосостояния трудящихся.
В сентябре 1945 г. было отменено
чрезвычайное положение и упразднен внеконституционный орган власти — ГКО.
Прошли перевыборы Советов всех уровней. В соответствии с Конституцией были
впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей.
Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР.
Несмотря на крайнее напряжение госбюджета,
значительная часть которого расходовалась на финансирование военных программ,
были изысканы средства на развитие науки, народного образования, учреждений
культуры. В годы четвертой пятилетки создаются Академия художеств СССР,
Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличивается
число научно-исследовательских институтов. Открываются новые университеты (в
Кишиневе, Ужгороде, Ашхабаде, Сталинабаде). В короткий срок была восстановлена
введенная в начале 30-х гг. система всеобщего начального образования, а с
1952 г. обязательным становится образование в объеме семи классов,
открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание
советское телевидение.
Был предпринят ряд шагов и по повышению
уровня жизни населения, преимущественно городского.
В декабре 1947 г. проводится денежная
реформа, носившая в целом конфискационный характер. Деньги менялись в
соотношении 10 старых рублей к 1 новому. Более щадящий режим
предусматривался для средств, хранившихся на личных счетах в сберкассах. В
целом реформа помогла в короткий срок пресечь инфляцию и стабилизировать
расстроенную войной финансовую систему. Еще большее значение имела отмена
карточного распределения товаров. После этого правительство приступило к
постепенному повышению зарплаты рабочим и служащим, а также к регулярному
снижению розничных цен на товары широкого потребления: оно проводилось ежегодно
с 1948 по 1954 г. Правда, в то же самое время реализовывалась программа
принудительного распространения облигаций госзаймов, на покупку которых уходило
в среднем 1—1,5 месячной зарплаты в год. Это заметно обесценивало выигрыш
населения от снижения цен. Тем не менее размер реальной заработной платы
рабочих и служащих медленно повышался. Если в 1944 г. он составлял 64% от
уровня 1928 г., в 1948 г. — 59%, то в 1952 г. — уже
94%, а в 1954 г. — 119%. Были восстановлены отпуска и 8-часовой
рабочий день.
|