Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Подготовка к олимпиадам


Архив заданий олимпиады "Олимпус"

Пример олимпиадных заданий по истории

Олимпиадные задания по истории и обществознанию для 7-8 классов

Олимпиадные задания по истории 9 класс

Олимпиадные задания по истории 10 класс

Олимпиадные задания 2009 г. Региональный и российский этапы

Олимпиада по истории. Российский этап (Псков)

 

 

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию -                               

11 класс, школьный этап

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

1.2. Экспериментальное исследование возможно в социальных науках.

1.3. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

1.4. Если налоговая ставка увеличивается при увеличении дохода, то такой налог является пропорциональным.

1.5. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

1.6. В социологии формальной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.

1.7. Смена политических режимов является одной из причин групповой мобильности.

1.8. Возможность прямой или опосредованной проверки на опыте является одной из характеристик научного познания.

2. Определите неверный ответ:

1.      Для российского менталитета характерно:

А) стремление к крайностям;

Б) рационализм;

В) острое неприятие социальной несправедливости;

Г) стремление к построению совершенного общества;

Д) ориентация на вечные ценности.

2.      Основы средневекового мировоззрения заложил:

А) Платон;

Б) Аристотель;

В) Фома Аквинский;

Г) Аврелий Августин;

Д) Данте Алигьери;

Е) Франциск Ассизский.

3.      В отношениях между народами и нациями  допустимы:

А) консенсус;

Б) ксенофобия;

В) расизм;

Г) геноцид;

Д) апартеид.

3.  На эти суждения Вам надо ответить «да» или «нет».

1)        В Древней Греции добродетель именовалась словом «arête», а в Древнем Риме –  «virtu».

2)        Совесть независима от мнения окружающих.

3)        Манеры – установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях.

4)        Гедонизм называют этикой удовольствия.

5)         Справедливость предполагает за равное деяние неравную плату.

4.      По какому принципу образованы ряды?

1 Обычай, прецедент, закон.

2 Эпос, былины, предания, сказки.

3 Д. Кейнс, Д. Риккардо, М. Фридмен.

4 Естественный, профессионально-должностной, смешанный, главный.

5.      Заполните пропуски в рядах:

            Право участвовать в управлении государством -….. право;

            Право на жилище - …… право;

            Право на  неприкосновенность частной жизни …. право;

            Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство -…..партия;

             Партия, выступающая за коренное и насильственное переустройство общества…..партия;

            Партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития - ….. партия.

6.      Прочитайте определения известных Вам из курса обществознания понятий, принадлежащих мыслителям, учёным, политикам и запишите эти понятия.

            «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путём взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира и общей защиты». (Т. Гоббс).

            «Это понятие имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно противополагается простой сумме людей». (Г. Зиммель).

             «Если бы ему можно было дать сражение, я бы его не боялся; но так как нет такой артиллерии, которая бы могла с ним справиться, то его можно покорить только справедливостью и дешевизной».(Наполеон I).

7.      Учёный должен грамотно писать понятия и термины и знать их значения. Впишите вместо пропусков правильные буквы и дайте определение.

            Д…мп…нг –

            …манс…пация –

            Ф…лькл…р –

            Д…скр…м…нация –

            Пр…ф…ренция –

            М…рч…ндайз…нг –

            Кл…р…кализм –

            К…нфр…нтация –

8.      Ниже перечислены слова и термины, имеющие разное значение и не связанные по смыслу между собой. Тем не менее, руководствуясь одним принципом, их можно разделить на 3 группы по 3 слова в каждой группе. Сделать это Вам поможет история происхождения перечисленных слов. Заполните приведённую здесь таблицу таким образом, чтобы в каждой колонке располагались слова из одной группы.

Эпидемия, университет, натурфилософия, космополит, демография, естествоиспытатель, мироздание, физиократы, популизм.

                   1

                    2

                    3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В настоящее время в отечественной …… ведутся дискуссии о…... .  Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от……  частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности.

……..включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

 

1.государство

  2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс 

8. социальная мобильность

9. каста

 

10. люмпены