http://ege-obsh-hist.ucoz.ru/publ/6-1-0-22
Подготовка к ЕГЭ 2013
Лекции по обществознанию
http://www.obhis.ru/index.html
Обществознание
Пособие предназначено учащимся старших классов и абитуриентам вузов, готовящимся к сдаче экзаменов
Общество как динамическая система
Обществознание Портал
Основы государства и права
Методические рекомендации по написанию
эссе
Санкт-Петербург
2005г.
Данные методические рекомендации разработаны УМО СПб филиала ГУ-ВШЭ на основе нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации по высшему образованию, а также на основе методических рекомендаций по введению модульного подхода к планированию и организации учебного процесса (ГУ-ВШЭ, Москва 2001 год). Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию эссе студентов, являются рамочным документом для подготовки кафедрами соответствующих методических рекомендаций в зависимости от специфики дисциплин.
Введение
Эссе от французского "essai", англ. "essay",
"assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" -
взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580
г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной
композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо
проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному
поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую
трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно
окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический,
публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический
характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную
преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна
быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков
самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных
мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору
научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию,
использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи,
иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы;
овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать
самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и
аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы,
обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от
специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В
некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по
изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и
использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с
развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих
проблему и т.д.
Тема эссе
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель —
побуждать к размышлению. Для примера можно сравнить темы эссе, предлагаемые на
экзаменах программ международного бакалавриата по экономике, и традиционные
темы самостоятельных работ и контрольных в качестве письменных ответов.
Темы международных программ |
Традиционные темы |
Почему возникают экономические проблемы при переходе от командной экономики к рыночной. |
Каковы черты, характеризующие командно-плановую рыночную экономику |
Почему фирмы в рыночной экономике стремятся к увеличению своих размеров и заинтересовано ли в этом общество |
Опишите черты, характерные для монополии. |
Объясните, как отсутствие прав собственности может способствовать возникновению провалов рынка; |
Опишите действие теоремы Коуза |
Конкуренция есть порождение редкости |
Что такое конкуренция |
Экономика России во времена Петра 1: традиционная или командная. |
Опишите признаки экономических систем. |
Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на
размышление. Например:«Тождественна ли психика нервной системе?»,
«Целесообразно ли выделение коллективного бессознательного в отдельную
структуру психики?» (формулировка данных тем предполагает аргументацию
собственной точки зрения). Тема «Сравните взгляды на механизмы формирования
самооценки трех персонологических школ (по собственному выбору)» предполагает
не только определение общих для всех трех концепций положения, но и разработку
категорий для сравнения (темы выбраны из программы по дисциплине« Психология»,
автор Кормина Ж.В.).
Развитию творческого мышления и аргументации способствуют темы, предложенные в
программе« Институциональная экономика» (автор Заиченко Н.А.):« Фирма и
контракт. Как уберечься от оппортунистического поведения менеджера»,« Специфика
проблем в контрактных отношениях», «Постконтрактный оппортунизм и как с ним
бороться. (моральный риск и моральная угроза)».
По курсу« Истории экономической мысли», например, темы эссе могут
формулироваться следующим образом:
«Количественная теория денег Фишера и Фридмена: общее и различия» По работам:
Фишер И. Покупательная сила денег, Фридмен М. Количественная теория денег:
новая формулировка.
Литература: Ридеры 13 и 14; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Гл.15
«Понятие статики и динамики у Н.Кондратьева и Й.Шумпетера» По работам: Шумпетер
Й. Теория экономического развития. Гл.2, Кондратьев Н.Д. Основные проблемы
экономической статики и динамики. Гл.9.
Литература: ридер 9, соответствующие работы Кондратьева.
Таким образом от формулировки предложенной темы зависит реферат или эссе
напишет студент.
Построение эссе
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на
классической системе доказательств.
Структура эссе.
- Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
- Введение - суть и обоснование выбора
данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и
стилистически;
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое,
Постоянство — изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Структура аппарата доказательств,
необходимых для написания
эссе
Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности
какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или
доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической
практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности
людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности. Другими
словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты,
истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем
идет речь.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис,
аргументы и выводы или оценочные суждения.
Тезис— это положение (суждение), которое требуется доказать.
Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве
истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные
суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или
взглядах. Аргументы обычно делятся на следующие группы:
- Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
- Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
- Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
Виды связей в доказательстве
Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности,
необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие
тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое
доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно
обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как
сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя
технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.
Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся
на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от
предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов,
тем убедительнее аргументация.
Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно
строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий
характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие
присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По
свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.
Линкольн - один из самых ярких лидеров в истории Америки.
Аналогия - способ рассуждений, построенный на сравнении.
Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям,
то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых
особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться
наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к
совершенно абсурдному выводу.
Причинно-следственная аргументация - аргументация с помощью объяснения причин
того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).
Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и
другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные
соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их
использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для
исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и
месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение,
результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны
по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно
быть доказано, а не быть голословным утверждением).
Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе
используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным
актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том,
что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что
данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не
ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность
фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы?
насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению
можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и
следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на
работы, которые автор эссе не читал сам.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
o исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
o качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
o аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько
стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации,
сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть
конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и
представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений,
рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в
форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот
или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для
того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки
зрения, позиции.
Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или
ложно?
Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей
вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты,
заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые,
косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить,
какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе
подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой,
Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование
текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается
из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и
корректности.
Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи,
которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и
сведения до окружающих.
Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь,
пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и
взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то
сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по
стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам
нравится.
Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой
работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он
обращается.
Аргументы по темам эссе. В помощь выпускникам