Войско Древнего царства (3200—2400 гг. до н. э.).
Вооружение.
На вооружении воинов Древнего царства были: булава с
каменным наконечником, боевой топор из меди, копье с каменным наконечником,
боевой кинжал из камня или меди. В более ранний период широко применялся
бумеранг. Основным оружием служили лук и боевой топор. В качестве защитного
вооружения воины имели деревянный щит, обтянутый кожей.
Войско
Среднего царства (2200—1700 гг. до н. э.)
Вооружение египетских воинов Среднего царства по
сравнению с прошлым периодом несколько улучшилось, так как обработка металла
стала более совершенной. Копья и стрелы имели теперь наконечники из бронзы.
Оружие ударного действия оставалось прежним: боевой топор, копье длиной до 2
метров, булава и кинжал. В качестве метательного оружия применялись копье,
бумеранг, праща с камнями, лук. Появился усиленный лук, который повышал
дальность полета стрелы и точность ее попадания. Стрелы имели наконечники
различной формы и оперение; длина их колебалась от 55 до 100 сантиметров.
Обычные для Древнего Востока стрелы с листовидным наконечником, первоначально
кремневым, а затем медным и бронзовым, были менее эффективным оружием, чем
введенные скифами во второй четверти I тысячелетия до нашей эры стрелы с граненым наконечником
— костяным или бронзовым. Прицельный выстрел из лука был эффективен на
дистанции 150—180 метров; наилучшая меткость бумеранга и метательного копья
достигалась на дистанции 50 метров. Щит, обитый кожей, высотой в половину
человеческого роста продолжал оставаться единственным защитным снаряжением.
Еще одно оружие, способное поражать противника в доспехе
- булава. Нас здесь интересует она не как символ власти или ритуала, а прежде
всего как оружие. М.В.Горелик предполагает, что популярность булавы в
Месопотамии и Египте в сер. II тыс. до н. э. объясняется возможностью при боевом
применении булавы не убить, а лишь взять в плен врага, оглушив его. Он
связывает популярность булавы в Египте (мы видим булавы в арсенале на рельефе
из гробницы Кенамона) с развитием рабовладения и необходимостью захвата
малоповрежденных пленников. Особенно же эффективно применялась булава для
пленения врага, защищенного металлическим доспехом, так как и сам пленник,
особенно богатый и знатный, и его очень ценный доспех становились желанной,
почти неповрежденной добычей, которую можно было очень дорого продать или обменять.
Но в полной мере эту функцию осуществления рубящих и секущих ударов в ближнем бою выполняет не кинжал второго типа, а однолезвийное
(изредка обоюдоострое) серповидное клинковое оружие, перенятое египтянами у
своих палестинских врагов и претерпевшее в Египте ряд модификаций - т.н.
"хопеш”("хепеш”). Известные в Египте еще с XII династии (секач из Библа с ребром в виде священной кобры и картушем все
того же Аменемхета III) массовым оружием они стали во
времена XVIII династии. Прежде всего -
классические, пришедшие из Месопотамии секачи (длина - 50-70см, приблизительно
1/2 длины - прямое основание, далее серповидное лезвие с мощным центральным
ребром (двояковыгнутые чаще всего, но не только такие), с характерным коленом -
выступом на пятке серповидного лезвия. Образец такого классического клинка мы
видим в гробнице Тутанхамона. Наряду с ним уже в конце XV в. в Египте мы находим эпизодические образцы широкого короткого хопеша,
практически без прямой нижней части основания, образцы, у которых
серпообразное, с загнутым заостренным концом, лезвие начиналось практически
сразу от рукояти, а колено его подчас было слабо выражено, но самым массовым
стал в XV - XIV веке третий, характерный в основном для Египта и Северной Сирии - секач с
тонким клинком без пятки, на нижнюю 1/2 клинка - прямой, выше - рубящая
серпообразная, тонкая, с острым тонким концом, часть лезвия, заточенная,
видимо, как на выпуклой, так и на вогнутой стороне, обоюдоострая, позволяющая
рубить, как секирой, рубить - резать, как серпом (а точнее - как махайрой или
ятаганом) и, возможно, при умении, даже колоть. Это оружие часто и во многих
экземплярах изображено в арсеналах на стенах гробниц XVIII династии - вероятно оно было
основным массовым, наряду с классическим, типом "хопеша” на вооружении
некоторых отрядов египетской пехоты эпохи XVIII династии. Этот секач третьего типа был исключительно удобен - выпуклой
заточенной его стороной можно было рубить по слабо защищенному противнику, как
секирой, нанося широкие раны, ведущие к большой потере крови. Вогнутой стороной
можно было обрубать руки, как махайрой позже, защищенному панцирем противнику.
При некоторой сноровке можно было даже поддеть, уколоть врага в сочленение
доспеха, в подмышку, в пах, в горло острым концом клинка. При этом хопеш,
видимо, держали не кулачковым хватом, как прямой меч, с большим пальцем сверху
кулака, а скользящим, как когда-то древко секиры, с большим пальцем сбоку - это
объясняет большую длину рукояти и позволяет предположить достаточно большую свободу
манипулирования этим оружием.
В надписи из Амады об
Аменхотепе II
говорится: «Он могуч мечом, нет подобного ему, не найти равного ему. Он царь,
обладающий мощной рукой. Не может натянуть его лука никто из его воинов, из
правителей иноземных стран, из князей страны Речену, так как сила его больше
[силы] всех царей». В надписи, найденной около сфинкса в Гизэ, рассказывается о
том, как Аменхотеп II выбрал себе самый лучший лук из 300 луков и, стреляя со своей колесницы,
пробил стрелами четыре медные цели, расположенные на расстоянии 20 локтей друг
от друга.
Войско Нового
царства (начиная с 1560 г. до н. э.)
Большая часть воинов египетской армии была вооружена
мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин
кроме щита имел еще шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми
пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы. Колесница представляла
собой деревянную площадку размером 1x0,5 метра на двух колесах, к которой наглухо
прикреплялось дышло. Передняя часть и борта колесницы обшивались кожей, что
защищало от стрел ноги боевого экипажа, который состоял из возницы и одного
бойца. В колесницу впрягали двух лошадей. Из снаряжения надо отметить особенный
щиток для защиты живота, который составлялся из нашитых друг на друга и ярко
раскрашенных кусков кожи, и одеяние, подобное рубашке, обшитое кожаными
полосами. На гладко выбритую голову надевалась полосатая шапочка с
металлическими выпуклостями или же нечто вроде шлема из полосатой кожи Этот
шлем защищал также и затылок и иногда надевался на обычную шапочку. Воины имели
щиты, угловатые внизу, закругленные сверху и снабженные окошечком для
наблюдения.
На фреске из гробницы Кенамона, знатного вельможи времени
Аменхотепа II,
мы видим изящные, богато отделанные сосуды в виде бутона, в форме лежащей антилопы,
зеркало, украшенное слоновой костью и черным деревом, конскую сбрую, панцири,
мечи, секиры, ларцы. Судя по изящно сделанным рисункам и тут же помещенным
надписям, здесь хранилось 230 кожаных колчанов, 680 щитов, обтянутых кожей, 30
царских посохов из черного дерева, серебра и золота, 360 железных серповидных мечей,
140 железных кинжалов, 220 бичей из золота, слоновой кости, черного дерева и т.
д.
Исочник: http://antwars.narod.ru/Information/KINDER/information/041.html
|