Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Внутренняя и внешняя политика первых русских князей

ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ:

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олеr, Иrорь, Ольrа, Святослав).

В 862 или 874 г. варяги Рюрик, Синеус и Трувор появились под Новгоро­дом с небольшой дружиной. Есть предположение что «сине хус трувор» в пе­реводе с древнешведского обозначает «с домом и дружиной», и пришли не три брата, а Рюрик с домом и дружиной. Что касается самого Рюрика, то, хоть и не бесспорно, историки считают его реальным историческим лицом (умер он, предположительно, в 879 г., оставив после себя малолетнего сына Игоря).

Даже принимая на веру дальнейшие события, - т.е. «призвание» варя­гов - историки по-разному объясняют их. По одной версии за этой легендой скрывается насильственный захват власти варягами; другое объяснение – приглашение Рюрика имело цель остановить кровопролитную междоусобную борьбу; есть и другое объяснение? –  что новгородцы варягов действительно пригласили, но не управлять, а в качестве постоянного наемного войска (как в дальнейшем будут приглашать князя).

После смерти Рюрика в Новгороде остается его малолетний сын Игорь, опекуном которого был поставлен Олег. Относительно личности Олега cyществует несколько версий. Согласно «Повести Временных Лет» Олег был родственником Рюрика. По другой летописи (Начальному своду) Олег был воеводой Рюрика. В 879 г. Олег, фактически, оказывается правителем Нов­города, однако уже в 882 г. он покинул Новгород.

Выйдя из Новгорода на юг, Олег захватил Любеч, а затем, хитростью убив Аскольда и Дира, взял Киев. Часть историков высказывала предположение, что Аскольд и Дир были славянскими князьями, наследниками династии Кия. Более распространена версия, что это были дружинники Рюрика, которые по­кинули его, и, дойдя до Киева, заставилJ.j киевлян платить себе дань. Захватив Киев, Олег сделал его столицей государства, назвав «матерью городов рус­ских». Таким образом, произошло объединение двух основных центров вос­точного славянства и образование единого Древнерусского государства. Со­гласно византийским источникам, Олег носил титул Великого князя русского. При Олеге границы государства расширяются - он подчинил себе племена северян и радимичей, обитавшие в бассейне Десны и Сожа.

В 907 г.  Олег предпринял поход на Византию.

Регулярные русско-византийские связи установились после подписания в 860 г. мирного соглашения, однако на рубеже IX - Х вв. произошел раз­рыв. Летом 907 г. Олег с большим войском осаждает Константинополь, ра­зоряет его окрестности. Византия, откупившись от Олега щедрыми дарами, вынуждена была согласиться на выгодный для Руси договор о торговле, подписанный Олегом и императором Львом VI в 911 г.

После похода 911 г. сведения об Олеге смутны и противоречивы. По од­ной версии он умер в Киеве, ужаленный змеем и похоронен на горе Щекавице, по другой - пошел в Новгород, а оттуда в Ладогу, где умер и был по­хоронен, по третьей - «уплыл за море». В любом случае, считают, что княжение Олега закончил ось в 912 г.

После Олега править в Киеве начал Игорь. Большинство историков склоняется к версии, что Игорь был сыном Рюрика, однако есть и другое мнение. Часть историков считает, что Игорь и Олег были самостоятельны­ми князьями, выходцами из военной аристократии и, возможно, вообще не связаны родственными отношениями с Рюриком.

Став киевским князем после гибели Олега, Игорь воевал с древлянами, очевидно попытавшимися вернуть себе независимость после смерти Олега. На первом этапе борьба была удачной - Игорь вновь покорил древлян и возложил на них дань «больше олговы». В 915 г. начинают свой поход на Русь печенеги. Разбив их в пределах русского государства, Игорь, в свою очередь, предпринимает против них поход в 920 г.

В 941 г. Игорь совершил поход на Византию. Русский флот опустошил побережье Босфора, Никомидии и Пафлагонии, но под Константинополем был разбит. Через три года, в 944 г., Игорь собирает огромное войско и сно­ва отправляется на Византию. Когда русские дошли до Дуная, византийский император Роман 1 Лакапин поспешил предложить им мирный договор. По­сле подписания договора Игорь отправляется в полюдье. В 945 г. убит древлянами при попытке вторичного сбора дани (полюдья).

, После гибели Игоря править государством начала его вдова Ольга. Не вполне понятно происхождение самой Ольги. Существует легенда, что Оль­га была дочерью лодочника из Пскова. По другой версии она была родст­венницей Олега, который всячески способствовал ее браку с Игорем.

После смерти мужа Ольга отомстила древлянам, а затем - регламенти­ровала время и место сбора дани.

Дважды княгиня Ольга посещала Константинополь - в 946 и 955 (по другой версии - в 957) гг. Во время второго визита Ольга приняла креще­ние под именем Елены. Ее крестным отцом летопись называет императора Константина Багрянородного.. Вернувшись на Русь, Ольга убеждала своего сына Святослава тоже принять христианство, однако он отказался, говоря, что останется верен религии отцов.

Правление княгини Ольги некоторые источники доводят до 957 г., а не­которые - до 969.

Не вполне понятно, когда Святослав становится правителем - в 957 или в 962 г. (по другой версии его следует считать правителем с 945 г.). Князь-воин, Святослав Игоревич основное внимание уделял внешней политике. В 965-­967 гг. Святослав предпринимает длительный военный поход, в результате ко­торого была разгромлена Хазария, Нижний Дон снова колонизован славянски­ми поселенцами, а на острове Тмутараканском образовалось русское княжест­во, в состав которого вошли и племена Северного Кавказа -- ясы и касоги.

       В 968 г. Святослав вмешивается в византийско-болгарскую борьбу и предпринимает первый поход на Балканы. Было занято несколько городов, в том числе Переяславец, но поход был прерван из-за нападения на Киев печенегов. Возможно, именно в это свое возвращение в Киев Святослав объявил своим наместником старшего сына Ярополка. Второй сын - Олег - был ос­тавлен в древлянской земле, а младший - Владимир - вместе с дядей (вое­водой Добрыней) поставлен в Новгороде.

        В 969 г. Святослав предпринимает второй поход на Балканы - на этот раз против Византии в союзе с болгарами. Первоначально военные действия развивались для Святослава удачно - в 969-970 гг. он разорил Северную Фракию. Однако в 97] г. императору Иоанну I Цимисхию удалось вытес­нить Святослава из Болгарии. И хотя русское войско, осажденное в Доро­столе на Дунае, продолжало мужественно сопротивляться, численное пре­восходство византийцев принудило Святослава заключить мир и оставить Доростол. В 972 г. (или в 973 г.) на обратном пути русское войско попало в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав погиб.

 

Организация сбора и сбыта полюдья.

 Феодалыюе землевладение начинает складываться во второй половине ХI века. Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли счи­тался Великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к нему в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были пла­тить контрибуцию Великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных земель переходит в руки самого Великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династиче­ские браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим Ве­ликим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или менее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Верхов­ным собственником этих земель оставался Великий князь, однако он, как пра­вило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не кон­кретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться .или обмениваться. В ХII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.

   Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчин­ное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.

Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» крестьян, которые путем пожалований Великого князя передавались в част­ные руки.

Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некото­рые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи 110 наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным соб­ственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

Поземельные отношения в Киевской Руси первоначально не были за­креплены юридически.

   Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некоторые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собст­венником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие считают, что полюдье - не особый вид феодальной ренты, а военная кон­трибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье - часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы - юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения феодалов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отношений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она устано­вила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»). С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.

Признаком государственности, без сомнения, является переход от дани к налогообложению. И. Данилевский пишет: «В какой момент мы можем говорить о том, что Древнерусское государство появилось? .. На мой взгляд, ... существенным стало установление княгиней Ольгой «уроков и погостов». Это первое упоминание в источниках об учреждении государственной власти как таковой»[1].

Разумеется, только налоги - это ещё не государственность, но существенный её признак. Вряд ли налоги были установлены сразу на всей подвластной Киеву территории. Летопись, как видится автору данной работы, подтверждает, что наряду с установлением  налогов сохранялась и прежняя система взимания дани: «И так взяла город (Искоростень ­прим. автора работы) и сожгла его, городских же старейшин забраша в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань. И возложила на них тяжёлую дань ... И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов ... и установила по Мсте погосты и дани и по Луге ­оброки и дани.

 

Социальная и политическая структура государства[2].

Социальная структура государства Киевская Русь была достаточно слож­ной. Начинается оформление отдельных групп феодалов-землевладельцев.

Самую привилегированную часть феодалов составляли князья. Великий князь (киевский) считался старшим по отношению к другим князьям. Его взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров ­крестных грамот, которые определяли права и обязанности Великого князя. Местные (племенные) князья, в свою очередь, должны были приносить ему клятву на верность, признавая его старшинство.

Другая категория феодалов - бояре. Формирование боярства начинается еще в VI-IX вв. В X-XI в. боярство разделилось на «княжьих мужей» и зем­ских бояр («старцев градских»). «Княжьи мужи» занимали более привилеги­рованное положение - в частности, им передавались земли на вотчинном нраве и т.д. Бояре обязаны были служить в войске князя, выполняли ряд ад­министративных функций, но имели и права - например, право «отъезда».

С принятием христианства в социальной структуре появляется еще одна

категория землевладельцев - духовенство.

Что касается зависимых категорий населения, то основная масса населе­ния еще сохраняла личную свободу и причисляется историками к категории «черносошных крестьян». По мнению части историков, их также называли «люди». В этом случае термин «люди» обозначал лично свободных граждан государства. Другие полагают, что «людьми» называли жителей городов. Есть также версия, что «людьми» называли полусвободное население, на­ходящееся в зависимости от конкретного феодала и обязанное участвовать в военных походах князя, а также платить «полюдье».

Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смер­ды несли повинности, как в пользу государства, так и в пользу князя.

Временно утрачивали личную свободу «закупы» (получившие от феода­ла в долг «купу» и вынужденные отрабатывать до полной отдачи долга; при этом закон разрешал закупу уходить от феодала на заработки для отдачи долга, У закупов сохранялось особое, отдельное от господского, хозяйство) и «рядовичи» (заключившие «ряд» о работе на феодала на определенный срок). Эти категории выделяются приблизительно в ХII в. В случае, если за­купы или рядовичи пытались бежать от феодала до истечения срока ряда, или до полного возвращения долга, и были пойманы, они полностью утра­чивали личную свободу и обращались в холопов.

Полностью утрачивали личную свободу «холопы» и «челядь». Термин «челядь» упоминается уже в договоре Олега с Византией. В «Русской Прав­де» появляется термин «холоп».

Выделяются и другие социальные группы - «изгои» и «прощенники».

Изгоями назывались люди, по той или иной причине утратившие связь с сельской общиной. Прощенники - люди, попавшие под покровительство либо церкви или монастыря, либо светских феодалов. Чаще всего речь шла о тех, кто совершил то или иное преступление и был избавлен от наказания путем внесения за него выкупа. Очевидно, по своему положению эти соци­альные группы максимально приближались к рабам.

Вообще, рабы у восточных славян имелись, но в незначительном коли­честве. Помимо «прощенников» рабами могли становиться военнопленные, если их не выкупали родственники. Однако эта социальная группа была очень немногочисленна.

Вовлечение населения в феодальную зависимость шло несколькими пу­тями. На раннем этапе в основном речь шла о внеэкономическом принужде­нии - с помощью вооруженной силы, через изменение юридического ста­туса и т.д. В более поздний период широко распространяется экономическое принуждение - через ростовщичество.

Оказавшись вовлеченным в зависимость, население должно было пла­тить различные подати и повинности, содержать великокняжескую админи­страцию и т.д.

 

 

Литература:

1.Деревянко А.П., Н.А. Шабельникова. История России. Учебн. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времён до наших дней.Учебник. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Проспект, 2002.

3. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др., История России с древнейших времён до начала XXI века: учебное пособие для студентов вузов. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2005.

4.Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ., 2006.

5. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ, 1998.

 

[1] Данилевский И. Древнерусское единство: парадоксы восприятия. Круглый стол // Родина. 2002, № 11 - !2. – С.8.

[2] См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ, 2006. – С. 211 – 326.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (03.09.2015)
Просмотров: 1597 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0