Не ценовые факторы и спрос
К не ценовым факторам, влияющим на спрос, относят:
- Изменения в денежным доходах
населения
- Изменения в структуре и
количестве населения
- Изменения цен на другие товары
(особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)
- Экономическая политика государства
- Изменение потребительских
предпочтений, под воздействием рекламы, моды.
Исследование не ценовых факторов позволяет
сформулировать закон спроса.
Закон спроса. Если цены на какой-либо товар
увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос
будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.
Действие
закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных
эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:
- С одно стороны, рост цен
сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного
дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному
сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
- С другой стороны, этот же рост
цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает
его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки
ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).
Закон спроса не действует в следующих случаях:
- Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу
товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и
качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной
продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в
Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен
связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали
значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что
реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены
сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы
выжить и не умереть с голода)
- Когда цена является показателем
качества (В этом
случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о
его высоком качестве и увеличении спроса)
- Эффект Веблена (Связан с престижным спросом,
ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению
покупателю о его высоком статусе или принадлежности к
"товарам-льготникам")
- Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и
потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный
временной период может уменьшаться и наоборот)
- Для редких и дорогостоящих товаров,
являющихся средством вложения денег.
|