Требования к результатам обучения и
освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения
обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной
практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых
норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с
другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее
осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предполагаемые результаты реализации
программы
- Результаты первого уровня
(приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни).
Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео,
текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и
др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда
объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир.
Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества:
его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых
общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры,
особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько
те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни,
для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в
инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и
находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу,
как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить
коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний
может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
- Результаты второго уровня
(формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом).
Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты,
круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций,
ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать
работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее,
высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию.
Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и
безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о
культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего
общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной
ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом
эмоционального переживания.
- Результаты третьего уровня
(приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного
социального действия).
Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты,
компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет
возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными
субъектами в открытой общественной среде.
Личностными результатами изучения
предмета «Обществознание» являются следующие умения:
Формулировки личностных результатов
во ФГОС
|
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
|
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
|
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
|
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
|
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
|
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
|
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
|
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
|
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
|
Метапредметными результатами
изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:
УУД
|
Формулировки метапредметных результатов
во ФГОС
|
Р
Е
Г
У
Л
Я
Т
И
В
Н
Ы
Е
|
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
|
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
|
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
|
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
|
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
|
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
|
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ
|
8) смысловое чтение;
|
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
|
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью
|
Предметными результатами изучения
предмета «Обществознание» являются следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
- Добывать и критически оценивать
информацию.
- Систематизировать
обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы,
схемы.
- Обобщать.
- Группировать.
- Сравнивать факты, явления и
понятия.
- Устанавливать
причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
- Определять и объяснять другим
людям своё отношение к общественным нормам.
- Принимать решения в
ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
- Уметь договариваться с людьми,
преодолевать конфликты.
3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и
нравственных норм:
- Успешно решать жизненные задачи
в разных сферах общественных отношений.
|