К основным тенденциям развития современного
образования относятся глобализация, фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация,
технологизация, стандар-тизация, компьютеризация, демократизация и переход к
непрерывному (на протяжении всей жизни) обучению. Образование должно быть
фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации
вызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.
Фундаментализация образования признана в качестве ведущей тенденции во многих
странах мира, которые приняли Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО
«Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское
образование» (1994). Первоочередными задачами в данной области выступают:
введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое
образование с целью преодоления разобщенности естественнонаучных и гуманитарных
компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание
интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные
и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок,
базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой
адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между
фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном
приоритете фундаментальных знаний.
Понятия гуманитаризации и гуманизации образования в
литературе часто отождествляют. Такое отожествление имеет этимологические и
содержательные основания: слово «гуманизм» происходит от humanus (лат.) –
«человечный», слово «гуманитарный» – от humanitas (лат.) – «человеческая
природа, духовная культура». В педагогике, как показал анализ литературы, эти
понятия иногда взаимозаменяются или взаимоподменяются.
Гуманизация образования касается вопросов его
организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения,
воспитания и развития личности обучаемых. Предполагается, что она должна
реализовываться во всей системе образования, пронизывая его гуманитарную и
естественнонаучную составляющие, область технических, инженерных, экономических
и других наук.
Гуманитаризация – частное проявление общей задачи,
связанной с возрождением культурно соотнесенного образования.
Гуманитаризировать образование – значит выявить личностный смысл при изучении
учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений,
осознать его значимость с позиции каждой личности, т. е. сделать его личностно
ориентированным и личностно значимым.
В настоящее время гуманитаризация образования
внедряется через изменение соотношения учебных курсов, усиление общекультурной составляющей
при углубляющемся процессе сокращения часов на изучение математических и
естественнонаучных дисциплин, в области предметной подготовки специалистов.
Гуманитаризация образования не определяется лишь алгебраической суммой
полученных знаний и сформированных умений, а характеризуется стилем мышления
человека, пониманием своих взаимосвязей с природой, окружающей
действительностью.
Гуманитаризация образования – одна из ведущих
современных тенденций его развития. В нашей стране эта тенденция возникла около
десяти лет назад, но полного теоретического и практического решения она пока не
получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и
процветания общества и человека.
Под гуманитаризацией обучения мы будем понимать
применение в преподавании естественнонаучных дисциплин элементов и методов
преподавания гуманитарных знаний с целью развития личности студентов.
Гуманитаризация влияет на структуру, содержание и методы обучения и связана с
гуманизацией, т.е. созданием комфортных условий для всестороннего,
гармонического развития личности в образовательном процессе. Технологизация
образовательного процесса предполагает внедрение в образование современного
эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных
технологий, повсеместную компьютеризацию. Будущее образование – это образование
со все большой долей участия компьютера. В образовательный процесс приходит
компьютика, наука о совместной деятельности преподавателя и компьютера (В.П.
Беспалько).
В содержании образования происходят крупные
изменения в связи с его стандартизацией, которая выполняет двойную функцию: с
одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с
другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы
соответствующему стандарту. И весь вопрос в том, чтобы не ошибиться, так как
образование – само по себе явление творческое. Образовательный стандарт
определяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов говорил о
том, что если образование современно, значит, современны и члены общества; если
нет – значит, будет отсталым и общество.
|