Начало формирования органов центральной власти
Социальная и политическая структура нового государства.
Итак, к 1-ой четверти XVI в. процесс создания централизованного государства практически завершен, хотя многие пережитки феодальной раздробленности еще будут сохраняться довольно продолжительное время.
Государство образуется в форме монархии с сильной Великокняжеской властью. Великий князь уже систематически пользовался титулом «государы) (с 1485 г. Иван III стал именоваться государем всея Руси), а в его власти проявлялись черты самодержца.
Совещательным органом при Великом князе была Боярская дума. В думу входило около 24 человек (думные чины - бояре и окольничие). В ХVI в. в думных бояр начнут жаловать князей (что на самом деле понижало статус князей и лишало их остатков самостоятельности).
В основе организации государственного управления лежали принципы нераздельности судебной и административной власти. Функциональные органы управления еще только начали формироваться.
До середины ХУI в. сложились и действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна.
Дворец, возглавлявшийся дворским (дворецким) ведал личными землями великого князя. В его подчинении находились «слуги под дворским» (путные бояре), управлявшие «путями» - отдельными отраслями княжеск(')го хозяйства (ко нюши е, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т.д.). Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов, ведали сбором налогов и Т.д. По мере присоединения к Москве новых земель для управления ими создавались местные «дворцы» (Дмитровский, Нижегородский, Новгородский, Рязанский, Тверской, углицкий).
Другое ведомство - Казна - ведагш не только финансовыми делами, но и государственным архивом и государственной печатью. С 1467 г. появляются должности казенного дьяка и подьячих, ведающих делопроизводством.
С увеличением функций государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые бы руководили военными, иностранными, судебными и прочими делами. Внутри Большого Дворца и Казны начали образовываться особые ведомства - «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г. Некоторые историки полагают, что они возникли несколько раньше и к моменту смерти Василия IП уже насчитывалось около 20 приказов. По мнению других, приказная система начала оформляться только в середине ХVI в.
Четкого разграничения функций в государственном аппарате не было.
Не было и четкого административно-территориального деления. Страна де- лилась на уезды, а те, в свою очередь - на станы и волости. Управляли уездами наместники, станами и волостями - волостели. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу и строгого порядка в этих назначениях не существовало.
Говоря об устройстве местного управления, историки высказывают практически противоположные точки зрения по целому ряду вопросов. Например, одни утверждают, что «кормление» давалось на ограниченное время, другие - что это пожизненное держание. Одни полагают, что «кормленичный доход» (часть собираемых налогов) и «присуд» (судебные пошлины) были вознаграждением за судебно-административную деятельность, а другие - что это вознаграждение не за исполнение административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках и т.д. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник (Сохранился в единственном списке, найденном в 1817 г. Калайдовичем и Строевым. Разделен на 68 статей Владимирским-Будановым. При составлении судебника были использованы Русская правда, Псковская судная грамота и другие законодательные акты. Главным судьей, по Судебнику, являлся великий князь с детьми своими, но права суда он предоставлял также боярам, окольничим, наместникам или волостелям, которые, однако, не могли судить без старосты, дворского и «лучших людей»), который устанавливал единые нормы налоговой ответственности и порядок ведения следствия и суда. Кроме того, в Судебнике в общих чертах была определена компетенция отдельных должностных лиц.
Укрепление централизованной власти также способствовало изменению социальной структуры общества.
Если в начале формирования централизованного государства существовала сложная система феодального вассалитета, и развивались иммунитетные права феодалов, то постепенно самостоятельность отдельных землевладельцев сокращается: Великий князь становится не просто главой иерархии - он считается «отца вместо». Сократил ось количество удельных князей, существенно урезаются их права. Княжеские земельные владения приближаются к вотчинным. Начинается «обояривание князей»; запрещается «отьезд».
Значительно ограничивается самостоятельность боярства. В ХV в. бояре потеряли право свободного перехода. Теперь они обязаны были служить не удельным князьям, а Великому князю Московскому, и присягали ему в этом. Он, в свою очередь, имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни.
В ХV в. появляется также прослойка «служилых князей», которые перешли на службу к Московскому князю (от Литовского). Постепенно количество служилых людей существенно возрастает. Именно они стали той силой, на которую опирается центральная власть в борьбе с местным
Судьям запрещалось пристрастие и лихоимство. В уголовных делах все решалось единоборством (полем); за душегубство, поджог, разбой, церковную кражу побежденного в единоборстве считали виновным и казнили смертыо сепаратизмом. Получая земли на условиях несения службы в пользу великого князя, служилые люди - помещики - больше всех остальных социальных групп были заинтересованы в стабильной великокняжеской власти.
Поместное землевладение давалось служилым людям на определенных условиях (административного управления или несения военной службы) на определенный срок. Главным отличием было то, что поместья запрещено было продавать и дарить, они не передавались по наследству и формально принадлежали Великому князю.
Еще одна крупная категория феодалов - церковные. Крупное церковное землевладение привлекает все большее внимание великокняжеской власти, стремящейся найти способ отнять у церкви ее земли. Назревает конфронтация между церковью и государством. Она выражается в поддержке светскими властями «ересей» и активном вмешательстве в борьбу нестяжателей и иосифлян.
Что касается феодальнозависимого населения, то положение различных его категорий постепенно сближается - в Х1У в. для всех появился единый термин - «крестьяне».
По степени вовлечения в феодальную зависимость .можно разделить крестьян на черносошенных (феодалом по отношению к ним, по мнению большинства историков, выступало государство) и частновладельческих: а) проживающих в вотчине князя или боярина или на церковных и монастырских землях; б) принадлежащих лично великому князю.
Статья 57 Судебника 1497 г. ограничивала право перехода крестьянина от одного феодала к другому неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября); за уход крестьянин должен был заплатить «пожилое»: рубль в степных и полтину в лесных местностях (по четверти этой суммы за каждый прожитый год). Часть историков полагает, что «пожилое» было платой за пользование недвижимостью (домом) на земле, принадлежащей феодалу. Другие полагают, что это было своеобразной компенсацией за потерю работника.
Социальная структура городского населения была обусловлена и существующим способом производства в целом, и специфическим родом занятий горожан. В структуре городов начинают формироваться «белые» слободы, население которых находилось в личной феодальной зависимости от светских или духовных феодалов и не платило городского тягла. Лично свободное население, платившее тягло, проживало на черных землях (черные сотни).
Верхушку городского населения составляли купцы и городские феодалы.