|
Пятница, 22.11.2024, 01:34 Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича |
Каталог статей
Сложные вопросы ЕГЭ по истории
Готовимся к ЕГЭ.
Часто вопросы, связанные с культурой прошлых веков,
вызывают затруднения. Предлагаю материал для подготовки к ответам на вопросы,
связанные со строительством зданий Московского Кремля в XV веке при Иване III.
Вопрос:
Успенский
собор Московского Кремля был построен по проекту:
1)
Алоизо де Каркано 3) Алевиза Миланца
2)
Пьетро Солари 4) Аристотеля
Фиорованти
(История.
Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/Под ред. О.Г. Веряскиной –
Ростов н/Д: Легион, 2012. – С. 103.)
Сложность состоит в том, что, как правило, итальянские
архитекторы, возводившие здания и стены московского Кремля, вошли в
отечественную историю под «русскими» именами. В данном вопросе приведены как
подлинные имена, так и прозвища. Алоизо де Каркано и Алевиз Миланец – это одно и
то же лицо.
Часто вызывает затруднение и то, что у итальянских
архитекторов одно на всех прозвище – фрязин, ставшее почти фамилией.
Пояснение:
Фря́зин (искажённое «франк») —
старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев
(другие выходцы из Западной Европы назывались «немцами»).
Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и
XVI веках, носили прозвище «Фрязин»:
Алевиз Фрязин (Старый) (также
известен как Алевиз Миланец, Алоизио да Карезано) — архитектор,
завершивший постройку стен Московского кремля Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, Алоиз
Ламберти да Монтиньяна) — архитектор, известный постройкой Архангельского собора. Антон Фрязин (Антонио Фрязин, Антонио
Джиларди) — архитектор и дипломат, строитель башен Московского кремля. Бон Фрязин — архитектор, строитель Колокольни Ивана Великого . Иван Фрязин (Джан Баттиста делла
Вольпе) — дипломат, монетный мастер Марк Фрязин (Марко Руффо) —
архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты. Пётр Фрязин — под этим именем
известны несколько человек: Пьетро Антонио Солари —
архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты Пьетро Франческо — архитектор,
строитель Нижегородского Кремля Петрок Малый (Пьетро Франческо
Анибале) — архитектор, строитель стен Китай-города.
Материал
В 1485 году итальянские архитекторы Марко Руффо
(Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Алоизо ди Каркано приступили к
возведению мощных и удивительно красивых, на вид легких стен Московского
Кремля. Удачно и продуманно вписанные в рельеф Боровицкого холма, они стоят на
склонах холма этакой короной из красного кирпича, украшенной изящными башнями.
Длина Кремлевской стены составила 2235 метров при I толщине от 3,5 до 6,5 метра
и высоте от 5 до 19 метров.
Внутри стена забутована булыжником и белым камнем, залитым известковым
раствором. Верх стены представляет собой боевой ход, огороженный с внешней
стороны 1045 двурогими зубцами, мерлонами, или «ласточкиными хвостами», с
внутренней — парапетом. Башни несли не только архитектурную нагрузку, являясь изящными
скрепами красивой короны, но и выполняли военную задачу как узлы обороны
крепости, ставшей одной из мощнейших в Европе.
Всего в Кремлевской стене 18 башен. Три из них: Водовзводная, Беклемишевская и
Арсенальная далеко выступали за стены и могли держать оборону.
Аристотель Фиораванти
(Fioravanti) (между 1415 и 1420 — около 1486), итальянский
архитектор и инженер. С 1475 в России. Построил Успенский собор в Московском
Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482)
и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.
Успенский
собор. Несостоявшееся возвращение
Дело своей жизни, Успенский собор, который обессмертил имя великого мастера,
Аристотель закончил летом 1479. В столице далекой Московии благодаря таланту и
мастерству зодчего появилось сооружение, достойное стать украшением любой
европейской столицы. Современники оценили достоинства нового собора, строитель
и его помощники были щедро награждены. Фьораванти был удовлетворен, понимая,
что теперь его имя сохранится для потомков. Больше ничто не удерживало его в
Москве, он рвался домой, к семье, в родную Италию.
Однако неожиданное происшествие, случившееся в Москве зимой 1484, косвенно
повлияло на дальнейшую жизнь великого архитектора. Он стал свидетелем казни
немецкого лекаря, не сумевшего вылечить проживавшего в Москве татарского князя
Каракучу и потому обвиненного в умышленном отравлении пациента. По приказу
Ивана III лекаря после страшных пыток зарезали на Москве-реке на виду у народа.
Потрясенный Фьораванти решается на побег, но его ловят и сажают в тюрьму.
Разгневанный Иван III приказывает бросить несчастного зодчего в темницу у
Антониева двора, а все его имущество конфисковать. Вероятно, тогда же погибли
все его чертежи, математические расчеты, различные рукописи и личные бумаги.
Благодаря заступничеству великой княгини Фьораванти через несколько месяцев
выпустили на волю, он даже принял участие в походе на Тверь в качестве
начальника артиллерии, но о том, как сложилась его дальнейшая жизнь,
достоверных сведений нет.
Из построенных Аристотелем Фьораванти зданий до наших дней сохранились только
Успенский собор в Москве и дворец дель Подеста в Болонье, который достраивали
после смерти автора. Видимо, великий зодчий и путешественник так и не увидел
родную Италию.
Алевиз Старый
Архитектор
Алевиз Старый в историю как Алевиз Фрязин, Алевиз Миланец или просто Алевиз.
Настоящее имя этого итальянского зодчего – Алоизо де Карезано (Каркано). Он
работал в России с конца 15 по начало 16 века. Это был первый архитектор по
имени Алевиз. Который прибыл в Москву из Италии. Считается, что в Москве он
строил приблизительно до 1520 года.
По мнению
исследователей, Алевиз Фрязин (Старый) стал руководителем кремлевского
фортификационного строительства вместо Пьетро Антонио Солари (Петра Фрязина),
умершего в 1493 году.
Спустя
десять лет после него в Москве появился еще один итальянской зодчий по имени
Алевиз, его прозвали Новым. Часто происходит путаница из-за одинаковости имен
этих архитекторов, а по поводу авторства некоторых сооружений ученые до сих пор
не нашли общего мнения.
Из летописей
известно, что с 1494 по 1499 годы Алевиз Старый достраивал оборонительные
укрепления Московского Кремля, а в 1499-1508 годах занимался постройкой
Большого Кремлевского дворца и кремлевских стен от дворца до Боровицкой башни.
В период с 1508 по 1519 годы этот зодчий возводил кремлевские стены и башни со
стороны реки Неглинной. Троицкая башня Кремля – также его работа.
В этих же
летописях говорится, что в 1499 году великий князь Василий III "великий
велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и
ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до
Боровитскиа стрелници; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолама" (под
Медиоламом подразумевался Милан). В 1508 году дворец был достроен, и князь
Василий III перебрался в новую резиденцию.
В 1514 году
великий князь повелел построить в Москве одиннадцать новых церквей. Их автором
также долгое время считали Алевиза Старого. В середине 70-х годов 20 века
ученые поставили под сомнение не только то, что эти церкви были возведеня
Алевизом Старым, но и то, что он руководил постройкой Большого Кремлевского
дворца, приписывая эту работу Алевизу Новому.
На
сегодняшний день, после тщательного изучения имеющихся данных, историки пришли
к мнению, что все постройки, упоминавшиеся в летописях как алевизовские,
действительно возводил Алевиз Старый, а церкви, выстроенные после 1514 года –
это уже работа Алевиза Нового.
Последняя
известная работа Алевиза Старого - это строительство кремлевских укреплений,
которое, как упоминалось выше, было закончено в 1519 году. Затем след мастера
затерялся, и судьба его неизвестна.
Алевиз Новый
Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый – это итальянский архитектор,
живший в конце 15-начале 16 веков. Полное имя архитектора – Алоизо Ламберти да
Монтиньяна. Алевиз новый известен как автор Архангельского собора в Кремле,
собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, а а также храмов
Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.
По одной из версий, великий князь Иван III пригласил для
строительства храмов в Кремле группу мастеров из Италии, но в пути они были
задержаны крымским ханом для строительства дворца. Так с 1503 по 1504 год
Алевиз Новый занимался строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для
хана Менгли-Гирея. До нашего времени от этого дворца сохранился резной каменный
портал. Возможно, приглашение Ивана III поступило именно в Крым, потому что,
отпуская мастеров вместе со своими послами в Москву, хан передал с ними
грамоту, в которой рекомендовал Алевиза Фрязина как отличного мастера.
В 1504 году мастера прибыли в Москву. Поскольку в Москве в это
время уже работал архитектор по имени Алевиз, прибывшего прозвали Алевизом
Новым. Известно, что в 1508 году Алевиз Новый завершил строительство царской
усыпальницы – Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у
Боровицких ворот. Архитектура порталов Архангельского собора схожа с порталами
Бахчисарайского дворца, что подтверждает авторство Алевиза Нового в отношении
этого здания.
Часто Алевизу Новому приписывается и строительство укрепительных
стен, башен и рвов вокруг Кремля, но сейчас историки пришли к мнению, что их
возведением руководил Алевиз Старый. Специализация Алевиза Нового была больше
храмовое строительство, а Алевиз Старый занимался преимущественно
фортификационными сооружениями.
В 1514 году по приказу великого князя Василия III Алевиз Новый
возводит одиннадцать новых церквей. По неподтвержденным данным Алевиз именно по
проекту Алевиза Нового были построены: церковь Рождества Богородицы в Старом
Симонове, Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря в Москве.
Пьетро Антонио Солари
Итальянский архитектор Солари Пьетро Антонио в Москве был
известен как Петр Фрязин. Пьетро Солари родился предположительно в Милане
(возможно в Кароне в швейцарском кантоне Тичино) не ранее 1450 года, умер в
Москве, в мае (по другим данным в ноябре) 1493 года. Сведений об этом
архитекторе сохранилось крайне мало, и все они достаточно противоречивы.
Архитектурному мастерству Пьетро Солари работал подмастерьем и
обучался у своего отца, архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 году
молодой архитектор участвовал в строительстве миланского собора. После смерти
отца Пьетро Солари не был утвержден на должность главного строителя собора.
Предположительно, годы проживания в Милане Пьетро Антонио Солари в соавторстве
с отцом построил несколько церквей, а также гробница епископа Марко де Капитани
в соборе Алессандрии (1484 г.) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане
(1485 г.).
В 1490 году Пьетро Антонио Солари приехал в Россию по приглашению
русских послов греческого происхождения Дмитрия и Мануила Ралевых. В Москву
итальянский архитектор приехал вместе со своим учеником Цанантонио, оружейным
литейщиком Ждакобо. Также с мастером прибыл серебряник Христофор с двумя
учениками. В Москве Пьетро Солари был переименован на русский лад, его прозвали
Петром Фрязиным или Петром Антониным Фрязиным.
Сам Иоанн III был очень расположен к приезжему архитектору. В
летописях тех лет Петр Фрязин упоминается как "архитектон", в отличие
от общепринятого обозначения "муроль" или "палатных дел
мастер". В Милане был найден ныне утраченный документ, в котором о Пьетро
Антонио Соларо говорилось как о главном архитекторе Москвы. По другой версии,
эти слова - цитата из личного письма Солари, которое хранится в Ватикане.
Петр Фрязин проработал в Москве недолго. Дата его смерти точно не
известна, а приблизительная была вычислена по дате утверждения его матери в
правах наследства (22 ноября 1493 г.). Несмотря на то, что этот мастер
проработал в Москве всего три года, он успел построить здесь совместно с
архитектором Марко Руффо (Марком Фрязиным) знаменитую Грановитую (Большую
Золотую) палату (1491 г.). К самостоятельным работам Петра Фрязина относятся
такие кремлевские башни как: Боровицкая, Водовзводная, Константино-Еленинская,
Спасская (Фроловская), Никольская, Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина).
И сейчас над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия,
оригинал хранится в фондах кремлевского музея) с надписью на латыни о том, на
которой запечатлено авторство Солари. С внутренней стороны сделана надпись на
русском языке – это оригинальный текст, дошедший до нас со времени возведения
башни.
Марко Руффо
Марко Руффо (Марк Фрязин) – итальянский архитектор 15 века,
известный совими работами в Москве. В итальянских источниках того времени Марко
Руффо почти не упоминается. Именем Фрязин на Руси называли вначале выходцев из
Италии, а затем и иностранцам без учета их национальной принадлежности. Так
Марко Руффо в русском варианте стал Марком Фрязиным.
Известно, что в конце 15 века Марко Руффо работал военным
архитектором в Милане. Там он познакомился с венецианским послом, который искал
мастеров для работы в Москве по просьбе Ивана III.
В Москве Марк Фрязин работал в период с 1485 по 1496 годами, где
занимался заменой деревянных укрепительных сооружений и дворцов каменными.
В 1485 году Марк Фрязин построил на территории Кремля построил
здание Казенного дома. Это кирпичное, предназначенное для хранения княжеской
казны и прочих сокровищ, располагалось между Благовещенским и Архангельскими
соборами. Во второй половине 18 века здание Казенного двора сгорело во время
пожара, погибла и часть ценностей, которые в ней находилсь. Казенный двор
состоял из двух частей: Казенной палаты и, собственно, Казенного двора. Палата
была невысокой и примыкала к Благовещенскому собору. Казенный двор превышал
Казенную палату по размерам, от него в другие части Теремного дворца вели
переходы-галереи.
Малая Набережная палата, которая также не сохранилась до наших
дней, была построена по проекту Марко Фрязина в 1487 году. Сейчас можно увидеть
лишь чертеж, который Д.В. Ухтомский сделал перед перестройкой палаты в 1751
году. Малая Набережная палата была также выстроена из кирпича, имела два
наземных и один подземный этаж. На втором этаже размещались Столовая и Ответная
палата, у каждой из них был отдельный вход. Из сохранившегося чертежа видно,
что для украшения фасада здания Марк Фрязин использовал элементы, ранее не
встречавшиеся в древнерусской архитектуре, заимствованные из итальянских
строительных традиций.
По проектам Марко Руффо (Фрязина) было начато строительство
Спасской, Беклемишевской и Никольской башен Кремля. Полностью достроил
архитектор только Беклемишевскую башню, а остальные завершали другие мастера.
Вместе с Петро Солари Марко Руффо построили знаменитую Грановитую
палату Кремля, и в 1991 году, когда в Москве отмечали 500-летие строительства
Грановитой палаты, на торжестве присутствовал и потомок архитектора Марко
Фрязина – князь Руффо.
Антонио Джиларди (Антон Фрязин) 1469-1488 гг. Возвел две башни Кремля – Тайницкую и
Водовзводную
|
Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (16.09.2012)
|
Просмотров: 8701
| Рейтинг: 5.0/8 |
|
|