Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сложные вопросы ЕГЭ по истории
Готовимся к ЕГЭ. Часто вопросы, связанные с культурой прошлых веков, вызывают затруднения. Предлагаю материал для подготовки к ответам на вопросы, связанные со строительством зданий Московского Кремля в XV веке при Иване III.

Вопрос: Успенский собор Московского Кремля был построен по проекту:

 1) Алоизо де Каркано    3) Алевиза Миланца     2) Пьетро Солари          4) Аристотеля Фиорованти

(История. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/Под ред. О.Г. Веряскиной – Ростов н/Д: Легион, 2012.  – С. 103.) 

 Сложность состоит в том, что, как правило, итальянские архитекторы, возводившие здания и стены московского Кремля, вошли в отечественную историю под «русскими» именами. В данном вопросе приведены как подлинные имена, так и прозвища. Алоизо де Каркано и Алевиз Миланец – это одно и то же лицо.

Часто вызывает затруднение и то, что у итальянских архитекторов одно на всех прозвище – фрязин, ставшее почти фамилией. Пояснение: Фря́зин (искажённое «франк») — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев (другие выходцы из Западной Европы назывались «немцами»). Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище «Фрязин»: Алевиз Фрязин (Старый) (также известен как Алевиз Миланец, Алоизио да Карезано) — архитектор, завершивший постройку стен Московского кремля Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, Алоиз Ламберти да Монтиньяна) — архитектор, известный постройкой Архангельского собора. Антон Фрязин (Антонио Фрязин, Антонио Джиларди) — архитектор и дипломат, строитель башен Московского кремля. Бон Фрязин — архитектор, строитель Колокольни Ивана Великого  . Иван Фрязин (Джан Баттиста делла Вольпе) — дипломат, монетный мастер Марк Фрязин (Марко Руффо) — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты. Пётр Фрязин — под этим именем известны несколько человек: Пьетро Антонио Солари — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты Пьетро Франческо — архитектор, строитель Нижегородского Кремля Петрок Малый (Пьетро Франческо Анибале) — архитектор, строитель стен Китай-города.

  
Материал


 В 1485 году итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Алоизо ди Каркано приступили к возведению мощных и удивительно красивых, на вид легких стен Московского Кремля. Удачно и продуманно вписанные в рельеф Боровицкого холма, они стоят на склонах холма этакой короной из красного кирпича, украшенной изящными башнями. Длина Кремлевской стены составила 2235 метров при I толщине от 3,5 до 6,5 метра и высоте от 5 до 19 метров. Внутри стена забутована булыжником и белым камнем, залитым известковым раствором. Верх стены представляет собой боевой ход, огороженный с внешней стороны 1045 двурогими зубцами, мерлонами, или «ласточкиными хвостами», с внутренней — парапетом. Башни несли не только архитектурную нагрузку, являясь изящными скрепами красивой короны, но и выполняли военную задачу как узлы обороны крепости, ставшей одной из мощнейших в Европе. Всего в Кремлевской стене 18 башен. Три из них: Водовзводная, Беклемишевская и Арсенальная далеко выступали за стены и могли держать оборону.



Аристотель Фиораванти (Fioravanti)
(между 1415 и 1420 — около 1486), итальянский архитектор и инженер. С 1475 в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер. Успенский собор. Несостоявшееся возвращение Дело своей жизни, Успенский собор, который обессмертил имя великого мастера, Аристотель закончил летом 1479. В столице далекой Московии благодаря таланту и мастерству зодчего появилось сооружение, достойное стать украшением любой европейской столицы. Современники оценили достоинства нового собора, строитель и его помощники были щедро награждены. Фьораванти был удовлетворен, понимая, что теперь его имя сохранится для потомков. Больше ничто не удерживало его в Москве, он рвался домой, к семье, в родную Италию. Однако неожиданное происшествие, случившееся в Москве зимой 1484, косвенно повлияло на дальнейшую жизнь великого архитектора. Он стал свидетелем казни немецкого лекаря, не сумевшего вылечить проживавшего в Москве татарского князя Каракучу и потому обвиненного в умышленном отравлении пациента. По приказу Ивана III лекаря после страшных пыток зарезали на Москве-реке на виду у народа. Потрясенный Фьораванти решается на побег, но его ловят и сажают в тюрьму. Разгневанный Иван III приказывает бросить несчастного зодчего в темницу у Антониева двора, а все его имущество конфисковать. Вероятно, тогда же погибли все его чертежи, математические расчеты, различные рукописи и личные бумаги. Благодаря заступничеству великой княгини Фьораванти через несколько месяцев выпустили на волю, он даже принял участие в походе на Тверь в качестве начальника артиллерии, но о том, как сложилась его дальнейшая жизнь, достоверных сведений нет. Из построенных Аристотелем Фьораванти зданий до наших дней сохранились только Успенский собор в Москве и дворец дель Подеста в Болонье, который достраивали после смерти автора. Видимо, великий зодчий и путешественник так и не увидел родную Италию. 



Алевиз Старый

Архитектор Алевиз Старый в историю как Алевиз Фрязин, Алевиз Миланец или просто Алевиз. Настоящее имя этого итальянского зодчего – Алоизо де Карезано (Каркано). Он работал в России с конца 15 по начало 16 века. Это был первый архитектор по имени Алевиз. Который прибыл в Москву из Италии. Считается, что в Москве он строил приблизительно до 1520 года. По мнению исследователей, Алевиз Фрязин (Старый) стал руководителем кремлевского фортификационного строительства вместо Пьетро Антонио Солари (Петра Фрязина), умершего в 1493 году. Спустя десять лет после него в Москве появился еще один итальянской зодчий по имени Алевиз, его прозвали Новым. Часто происходит путаница из-за одинаковости имен этих архитекторов, а по поводу авторства некоторых сооружений ученые до сих пор не нашли общего мнения. Из летописей известно, что с 1494 по 1499 годы Алевиз Старый достраивал оборонительные укрепления Московского Кремля, а в 1499-1508 годах занимался постройкой Большого Кремлевского дворца и кремлевских стен от дворца до Боровицкой башни. В период с 1508 по 1519 годы этот зодчий возводил кремлевские стены и башни со стороны реки Неглинной. Троицкая башня Кремля – также его работа. В этих же летописях говорится, что в 1499 году великий князь Василий III "великий велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до Боровитскиа стрелници; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолама" (под Медиоламом подразумевался Милан). В 1508 году дворец был достроен, и князь Василий III перебрался в новую резиденцию. В 1514 году великий князь повелел построить в Москве одиннадцать новых церквей. Их автором также долгое время считали Алевиза Старого. В середине 70-х годов 20 века ученые поставили под сомнение не только то, что эти церкви были возведеня Алевизом Старым, но и то, что он руководил постройкой Большого Кремлевского дворца, приписывая эту работу Алевизу Новому. На сегодняшний день, после тщательного изучения имеющихся данных, историки пришли к мнению, что все постройки, упоминавшиеся в летописях как алевизовские, действительно возводил Алевиз Старый, а церкви, выстроенные после 1514 года – это уже работа Алевиза Нового. Последняя известная работа Алевиза Старого - это строительство кремлевских укреплений, которое, как упоминалось выше, было закончено в 1519 году. Затем след мастера затерялся, и судьба его неизвестна.



 Алевиз Новый

Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый – это итальянский архитектор, живший в конце 15-начале 16 веков. Полное имя архитектора – Алоизо Ламберти да Монтиньяна. Алевиз новый известен как автор Архангельского собора в Кремле, собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, а а также храмов Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе. По одной из версий, великий князь Иван III пригласил для строительства храмов в Кремле группу мастеров из Италии, но в пути они были задержаны крымским ханом для строительства дворца. Так с 1503 по 1504 год Алевиз Новый занимался строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для хана Менгли-Гирея. До нашего времени от этого дворца сохранился резной каменный портал. Возможно, приглашение Ивана III поступило именно в Крым, потому что, отпуская мастеров вместе со своими послами в Москву, хан передал с ними грамоту, в которой рекомендовал Алевиза Фрязина как отличного мастера. В 1504 году мастера прибыли в Москву. Поскольку в Москве в это время уже работал архитектор по имени Алевиз, прибывшего прозвали Алевизом Новым. Известно, что в 1508 году Алевиз Новый завершил строительство царской усыпальницы – Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Архитектура порталов Архангельского собора схожа с порталами Бахчисарайского дворца, что подтверждает авторство Алевиза Нового в отношении этого здания. Часто Алевизу Новому приписывается и строительство укрепительных стен, башен и рвов вокруг Кремля, но сейчас историки пришли к мнению, что их возведением руководил Алевиз Старый. Специализация Алевиза Нового была больше храмовое строительство, а Алевиз Старый занимался преимущественно фортификационными сооружениями. В 1514 году по приказу великого князя Василия III Алевиз Новый возводит одиннадцать новых церквей. По неподтвержденным данным Алевиз именно по проекту Алевиза Нового были построены: церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря в Москве.



Пьетро Антонио Солари

Итальянский архитектор Солари Пьетро Антонио в Москве был известен как Петр Фрязин. Пьетро Солари родился предположительно в Милане (возможно в Кароне в швейцарском кантоне Тичино) не ранее 1450 года, умер в Москве, в мае (по другим данным в ноябре) 1493 года. Сведений об этом архитекторе сохранилось крайне мало, и все они достаточно противоречивы. Архитектурному мастерству Пьетро Солари работал подмастерьем и обучался у своего отца, архитектора и скульптора Гуинифорте Солари. В 1476 году молодой архитектор участвовал в строительстве миланского собора. После смерти отца Пьетро Солари не был утвержден на должность главного строителя собора. Предположительно, годы проживания в Милане Пьетро Антонио Солари в соавторстве с отцом построил несколько церквей, а также гробница епископа Марко де Капитани в соборе Алессандрии (1484 г.) и скульптура Мадонны в замке Сфорца в Милане (1485 г.). В 1490 году Пьетро Антонио Солари приехал в Россию по приглашению русских послов греческого происхождения Дмитрия и Мануила Ралевых. В Москву итальянский архитектор приехал вместе со своим учеником Цанантонио, оружейным литейщиком Ждакобо. Также с мастером прибыл серебряник Христофор с двумя учениками. В Москве Пьетро Солари был переименован на русский лад, его прозвали Петром Фрязиным или Петром Антониным Фрязиным. Сам Иоанн III был очень расположен к приезжему архитектору. В летописях тех лет Петр Фрязин упоминается как "архитектон", в отличие от общепринятого обозначения "муроль" или "палатных дел мастер". В Милане был найден ныне утраченный документ, в котором о Пьетро Антонио Соларо говорилось как о главном архитекторе Москвы. По другой версии, эти слова - цитата из личного письма Солари, которое хранится в Ватикане. Петр Фрязин проработал в Москве недолго. Дата его смерти точно не известна, а приблизительная была вычислена по дате утверждения его матери в правах наследства (22 ноября 1493 г.). Несмотря на то, что этот мастер проработал в Москве всего три года, он успел построить здесь совместно с архитектором Марко Руффо (Марком Фрязиным) знаменитую Грановитую (Большую Золотую) палату (1491 г.). К самостоятельным работам Петра Фрязина относятся такие кремлевские башни как: Боровицкая, Водовзводная, Константино-Еленинская, Спасская (Фроловская), Никольская, Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина). И сейчас над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, оригинал хранится в фондах кремлевского музея) с надписью на латыни о том, на которой запечатлено авторство Солари. С внутренней стороны сделана надпись на русском языке – это оригинальный текст, дошедший до нас со времени возведения башни.



Марко Руффо

Марко Руффо (Марк Фрязин) – итальянский архитектор 15 века, известный совими работами в Москве. В итальянских источниках того времени Марко Руффо почти не упоминается. Именем Фрязин на Руси называли вначале выходцев из Италии, а затем и иностранцам без учета их национальной принадлежности. Так Марко Руффо в русском варианте стал Марком Фрязиным. Известно, что в конце 15 века Марко Руффо работал военным архитектором в Милане. Там он познакомился с венецианским послом, который искал мастеров для работы в Москве по просьбе Ивана III. В Москве Марк Фрязин работал в период с 1485 по 1496 годами, где занимался заменой деревянных укрепительных сооружений и дворцов каменными. В 1485 году Марк Фрязин построил на территории Кремля построил здание Казенного дома. Это кирпичное, предназначенное для хранения княжеской казны и прочих сокровищ, располагалось между Благовещенским и Архангельскими соборами. Во второй половине 18 века здание Казенного двора сгорело во время пожара, погибла и часть ценностей, которые в ней находилсь. Казенный двор состоял из двух частей: Казенной палаты и, собственно, Казенного двора. Палата была невысокой и примыкала к Благовещенскому собору. Казенный двор превышал Казенную палату по размерам, от него в другие части Теремного дворца вели переходы-галереи. Малая Набережная палата, которая также не сохранилась до наших дней, была построена по проекту Марко Фрязина в 1487 году. Сейчас можно увидеть лишь чертеж, который Д.В. Ухтомский сделал перед перестройкой палаты в 1751 году. Малая Набережная палата была также выстроена из кирпича, имела два наземных и один подземный этаж. На втором этаже размещались Столовая и Ответная палата, у каждой из них был отдельный вход. Из сохранившегося чертежа видно, что для украшения фасада здания Марк Фрязин использовал элементы, ранее не встречавшиеся в древнерусской архитектуре, заимствованные из итальянских строительных традиций. По проектам Марко Руффо (Фрязина) было начато строительство Спасской, Беклемишевской и Никольской башен Кремля. Полностью достроил архитектор только Беклемишевскую башню, а остальные завершали другие мастера. Вместе с Петро Солари Марко Руффо построили знаменитую Грановитую палату Кремля, и в 1991 году, когда в Москве отмечали 500-летие строительства Грановитой палаты, на торжестве присутствовал и потомок архитектора Марко Фрязина – князь Руффо.




 Антонио Джиларди (Антон Фрязин) 1469-1488 гг. Возвел две башни Кремля – Тайницкую и Водовзводную


Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (16.09.2012)
Просмотров: 6983 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0