Славянофилы и
западники
Оригинальные поиски
русской философской мысли на протяжении XVI – XIX вв. проходили в атмосфере
противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности
русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской
духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в
процесс развития европейской культуры. представители этой тенденции считали,
что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она
должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Наиболее четкое теоретическое и
общественно-политическое оформление эти тенденции получили в 40 – 60-х годах XIX века. Первую тенденцию представляли
славянофилы, а вторую – западники.
Славянофильство –
одно из крупнейших идейных , оппозиционных течений в русской общественной
мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов
– западниками, причём сами славянофилы
первоначально не принимали это название, т.к. считали себя «руссолюбами»
или «русофилами», т.е. подчеркивали, что их преимущественно интересуют
исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории
развития славянофильства как идейного течения выделяют два периода: раннее
славянофильство – до реформы 1861
г. и позднее (пореформенное) славянофильство – примерно
до середины 70-х годов XIX
в. ( ряд особенностей: панславизм и т.д.) Датой пояаления славянофильства
принято считать 1839 г.,
когда его основоположники А. Хомяков и И.Киреевский выступили со статьями:
первый – «О старом и новом». А второй – « В ответ Хомякову», в которых были
сформулированы основные положения славянофильской идеологии (статьи не предназначались
для печати, но широко распространялись в списках). Окончательно славянофильство
сложилось в 1845 г.
– ко времени выпуска трёх славянофильских книжек журнала «Москвитянин»
(редактор – М.П. Погодин). В эти же годы (1839-1845) складывается славянофильский
кружок, в который вошли представители зажиточных дворянских семейств: идеологами славянофильства являлись Алексей
Степанович Хомяков (1804 – 1860) и Юрий Фёдорович Самарин (1819 -1876), К.С. и
И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, а позднее – С.Т. Аксаков и
Ф.В. Чижов.
Центральной идеей в концепции славянофильства
являлась убеждённость в особом пути развития, самобытности России. По их мнению
. в России существовала духовная гармония между различными слоями общества
–благодаря православию. Славянофилы придавали огромное значение крестьянской общине,
пронизанной духом коллективизма. Земские соборы оценивались как органы
сотрудничества между народом и царской властью. Славянофилы относились резко
отрицательно к реформам Петра I,
заставившим свернуть Россию с исконного пути. В этом плане крепостное право и
деспотический государственный строй расценивался ими как главный результат
петровских реформ. Соответственно, основная задача, стоящая перед Россией –
вернуться на исконный путь, для чего надо отменить крепостное право и возродить
земские соборы.
В основе славянофильства лежит идея о
мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и
даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении
решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С.
Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский
дух», который создал русскую землю в её бесконечном объёме».
Какие же качества православия дают ему
преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос А.С. Хомяков
проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой
истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное
различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяется не
количеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотношением в них
свободы и необходимости. Кушитство строится
на началах необходимости, обрекая своих последователей на бездумное
подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой воли. Напротив, иранство –
это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от
него сознательного выбора между добром и злом.
Наиболее полно сущность иранства выразило,
по мнению А. С. Хомякова христианство. Но христианство раскололось на три
крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола
христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных
направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено
по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы,
поскольку там существует догмат о непогрешимости папы римского. Протестантизм
же впадает в другую крайность – в абсолютизацию человеческой свободы,
индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие,
считает А.С. Хомяков, гармонично сочетает свободу и необходимость,
индивидуальную религиозность с церковной организацией.
Решение проблемы сочетания свободы и
необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным
методологическим принципом для разработки ключевого понятия их
религиозно-философских воззрений - понятия
соборности. Определяющим признаком соборности служит принцип «единство во
множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое
соединение людей в каком-то месте, но и постоянную возможность такого
соединения на основе духовной общности. Соборность основывается на безусловных
, не зависящих от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих существование
церкви на протяжении всей истории её развития. Эти истины – не плод
рациональных познавательных усилий человека: а плод духовных исканий людей.
Западники
– а) либеральные (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.
П. Боткин, позднее – С.М. Соловьёв, М. Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.)
б) радикальные (
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв). Следует отметить, что не все
историки считают В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарёва западниками, хотя
сами эти деятели однозначно причисляли себя к таковым. Идеологию западников
поддерживал также Н.Г. Чернышевский. Работы перечисленных «радикальных»
западников в большой мере воспроизводят уже известные идеи крупных западноевропейских
философов: Белинский – Гегеля, Чернышевский – Фейербаха, Герцен – французских
материалистов.
Западничество
возникло на рубеже 30-х – 40-х гг. XIX века. Круг западников состоял из
представителей дворянской и разночинной интеллигенции (многие из них являлись
профессорами Московского университета). Основные идеи: благодаря реформам Петра
I
Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные
проявления которого – самодержавие и крепостное право; необходимо догнать
Европу путём реформ, проводимых «сверху» (позиция либеральных западников),
преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество.;
особая позиция была у радикальных западников – во-первых, необходимо не только
догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к
социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого
являются не реформа, а революция.
Представителей этих
течений общественно философской мысли объединяло: 1) Желание видеть Россию
процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. 2) Для достижения
процветания и те и другие считали необходимым изменить её
социально-политический строй. 3) Признавали необходимость смягчить или даже
отменить крепостное право. 4) наделить крестьян небольшими наделами земли.
5)Считали
необходимым ввести свободу слова и
совести. 6) Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство
должно провести необходимые реформы.
Существенные
различия: 1) Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития
России и её национальную самобытность. Западники полагали, что Россия –
европейское государство с общим для Европы путём развития.
2) Славянофилы
противопоставляли Россию с её ценностями коллективизма и высокой православной
нравственностью «бездуховному» Западу с
его индивидуализмом. Западники, не
придавали такого значения православию (А
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) , которого считают
основоположником западнической философии в России, считал, что причиной
отставания России от Европы является восприятие христианства от Византии в
момент раскола вселенской церкви на
Западную и Восточную ветви). 3. Славянофилы считали, что монархия - единственно возможная форма правления для
России, так как власть русских царей исходит от народа (призвание Рюрика и
избрание Михаила Романова). Западники считали необходимым переход России к
конституционной монархии западного образца). 4) Славянофилы считали: « Царю –
власть, народу – мнение». Они предлагали возвращение к тем порядкам
допетровской Руси, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа.
Западники считали, что в России должен существовать парламент
западноевропейского образца. 5) славянофилы идеализировали крестьянскую общину,
«мир», считая, что общинное устройство русской жизни является наряду с
православием основополагающим признаком русского народа, определяющего его
особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская
община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Западники
отрицали особую роль крестьянской общины, считали, что правительство навязало
её народу для удобства управления и сбора налогов.
Славянофилы и западники заложили
в 30 – 50-е годы XIX
в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
|