Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Славянофилы и западники

Славянофилы и западники

 

 

Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVIXIX вв. проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

      Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти тенденции получили в 40 – 60-х годах XIX века. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники.

 

Славянофильство – одно из крупнейших идейных , оппозиционных течений в русской общественной мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов – западниками, причём сами славянофилы  первоначально не принимали это название, т.к. считали себя «руссолюбами» или «русофилами», т.е. подчеркивали, что их преимущественно интересуют исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения выделяют два периода: раннее славянофильство – до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство – примерно до середины 70-х годов XIX в. ( ряд особенностей: панславизм и т.д.) Датой пояаления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники А. Хомяков и И.Киреевский выступили со статьями: первый – «О старом и новом». А второй – « В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные положения славянофильской идеологии (статьи не предназначались для печати, но широко распространялись в списках). Окончательно славянофильство сложилось в 1845 г. – ко времени выпуска трёх славянофильских книжек журнала «Москвитянин» (редактор – М.П. Погодин). В эти же годы (1839-1845) складывается славянофильский кружок, в который вошли представители зажиточных дворянских семейств:    идеологами славянофильства являлись Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860) и Юрий Фёдорович Самарин (1819 -1876), К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, а позднее – С.Т. Аксаков и Ф.В. Чижов.

        Центральной идеей в концепции славянофильства являлась убеждённость в особом пути развития, самобытности России. По их мнению . в России существовала духовная гармония между различными слоями общества –благодаря православию. Славянофилы придавали огромное значение крестьянской общине, пронизанной духом коллективизма. Земские соборы оценивались как органы сотрудничества между народом и царской властью. Славянофилы относились резко отрицательно к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с исконного пути. В этом плане крепостное право и деспотический государственный строй расценивался ими как главный результат петровских реформ. Соответственно, основная задача, стоящая перед Россией – вернуться на исконный путь, для чего надо отменить крепостное право и возродить земские соборы.

      В основе славянофильства лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в её бесконечном объёме».

      Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос А.С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяется не количеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотношением в них свободы и необходимости. Кушитство строится  на началах необходимости, обрекая своих последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой воли. Напротив, иранство – это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

     Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости папы римского. Протестантизм же впадает в другую крайность – в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие, считает А.С. Хомяков, гармонично сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

     Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений  - понятия соборности. Определяющим признаком соборности служит принцип «единство во множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-то месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность основывается на безусловных , не зависящих от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих существование церкви на протяжении всей истории её развития. Эти истины – не плод рациональных познавательных усилий человека: а плод духовных исканий людей.

 

 Западники – а) либеральные (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В. П. Боткин, позднее – С.М. Соловьёв, М. Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.)

б) радикальные ( В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв). Следует отметить, что не все историки считают В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарёва западниками, хотя сами эти деятели однозначно причисляли себя к таковым. Идеологию западников поддерживал также Н.Г. Чернышевский. Работы перечисленных «радикальных» западников в большой мере воспроизводят уже известные идеи крупных западноевропейских философов: Белинский – Гегеля, Чернышевский – Фейербаха, Герцен – французских материалистов.

Западничество возникло на рубеже 30-х – 40-х гг.  XIX века. Круг западников состоял из представителей дворянской и разночинной интеллигенции (многие из них являлись профессорами Московского университета). Основные идеи: благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого – самодержавие и крепостное право; необходимо догнать Европу путём реформ, проводимых «сверху» (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество.; особая позиция была у радикальных западников – во-первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформа, а революция.   

 

 

Представителей этих течений общественно философской мысли объединяло: 1) Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. 2) Для достижения процветания и те и другие считали необходимым изменить её социально-политический строй. 3) Признавали необходимость смягчить или даже отменить крепостное право. 4) наделить крестьян небольшими наделами земли.

5)Считали необходимым  ввести свободу слова и совести. 6) Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

 

Существенные различия: 1) Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и её национальную самобытность. Западники полагали, что Россия – европейское государство с общим для Европы путём развития.

2) Славянофилы противопоставляли Россию с её ценностями коллективизма и высокой православной нравственностью «бездуховному»  Западу с его индивидуализмом. Западники,  не придавали такого значения православию (А  Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) , которого считают основоположником западнической философии в России, считал, что причиной отставания России от Европы является восприятие христианства от Византии в момент раскола  вселенской церкви на Западную и Восточную ветви). 3. Славянофилы считали, что монархия  - единственно возможная форма правления для России, так как власть русских царей исходит от народа (призвание Рюрика и избрание Михаила Романова). Западники считали необходимым переход России к конституционной монархии западного образца). 4) Славянофилы считали: « Царю – власть, народу – мнение». Они предлагали возвращение к тем порядкам допетровской Руси, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа. Западники считали, что в России должен существовать парламент западноевропейского образца. 5) славянофилы идеализировали крестьянскую общину, «мир», считая, что общинное устройство русской жизни является наряду с православием основополагающим признаком русского народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Западники отрицали особую роль крестьянской общины, считали, что правительство навязало её народу для удобства управления и сбора налогов.   

 

Славянофилы и западники заложили в 30 – 50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (16.09.2012)
Просмотров: 2946 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0