Славянофилы и западники
Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVI – XIX вв. проходили в атмосфере
противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности
русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской
духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в
процесс развития европейской культуры. представители этой тенденции считали,
что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она
должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Наиболее четкое
теоретическое и общественно-политическое оформление эти тенденции получили в 40
– 60-х годах XIX века. Первую тенденцию представляли
славянофилы, а вторую – западники.
Славянофильство – одно из крупнейших идейных , оппозиционных течений в
русской общественной мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными
оппонентами славянофилов – западниками, причём сами славянофилы первоначально не принимали это название, т.к.
считали себя «руссолюбами» или «русофилами», т.е. подчеркивали, что их
преимущественно интересуют исторические судьбы России, русского народа, а не
славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения выделяют
два периода: раннее славянофильство – до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное)
славянофильство – примерно до середины 70-х годов XIX в. ( ряд
особенностей: панславизм и т.д.) Датой пояаления славянофильства принято
считать 1839 г.,
когда его основоположники А. Хомяков и И.Киреевский выступили со статьями:
первый – «О старом и новом». А второй – « В ответ Хомякову», в которых были
сформулированы основные положения славянофильской идеологии (статьи не предназначались
для печати, но широко распространялись в списках). Окончательно славянофильство
сложилось в 1845 г.
– ко времени выпуска трёх славянофильских книжек журнала «Москвитянин»
(редактор – М.П. Погодин). В эти же годы (1839-1845) складывается славянофильский
кружок, в который вошли представители зажиточных дворянских семейств: идеологами славянофильства являлись Алексей
Степанович Хомяков (1804 – 1860) и Юрий Фёдорович Самарин (1819 -1876), К.С. и
И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, а позднее – С.Т. Аксаков и
Ф.В. Чижов.
Центральной идеей в
концепции славянофильства являлась убеждённость в особом пути развития,
самобытности России. По их мнению . в России существовала духовная гармония
между различными слоями общества –благодаря православию. Славянофилы придавали
огромное значение крестьянской общине, пронизанной духом коллективизма. Земские
соборы оценивались как органы сотрудничества между народом и царской властью.
Славянофилы относились резко отрицательно к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с исконного пути. В этом плане
крепостное право и деспотический государственный строй расценивался ими как
главный результат петровских реформ. Соответственно, основная задача, стоящая
перед Россией – вернуться на исконный путь, для чего надо отменить крепостное
право и возродить земские соборы.
В основе славянофильства
лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной
самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов
состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой
цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие сформировало «те
исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в её бесконечном
объёме».
Какие же качества православия дают ему
преимущество перед другими религиями? Для ответа на этот вопрос А.С. Хомяков
проводит исследования, в которых оценивает роль различных религий в мировой
истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное
различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяется не
количеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотношением в них
свободы и необходимости. Кушитство строится
на началах необходимости, обрекая своих последователей на бездумное
подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой воли. Напротив, иранство –
это религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека, требует от
него сознательного выбора между добром и злом.
Наиболее полно сущность иранства выразило,
по мнению А. С. Хомякова христианство. Но христианство раскололось на три
крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола
христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных
направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено
по-разному. Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы,
поскольку там существует догмат о непогрешимости папы римского. Протестантизм
же впадает в другую крайность – в абсолютизацию человеческой свободы,
индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие,
считает А.С. Хомяков, гармонично сочетает свободу и необходимость,
индивидуальную религиозность с церковной организацией.
Решение проблемы сочетания свободы и
необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным
методологическим принципом для разработки ключевого понятия их
религиозно-философских воззрений - понятия
соборности. Определяющим признаком соборности служит принцип «единство во
множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое
соединение людей в каком-то месте, но и постоянную возможность такого
соединения на основе духовной общности. Соборность основывается на безусловных
, не зависящих от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих существование
церкви на протяжении всей истории её развития. Эти истины – не плод
рациональных познавательных усилий человека: а плод духовных исканий людей.
Западники
– а) либеральные (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.
П. Боткин, позднее – С.М. Соловьёв, М. Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.)
б) радикальные ( В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв). Следует отметить,
что не все историки считают В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарёва западниками,
хотя сами эти деятели однозначно причисляли себя к таковым. Идеологию
западников поддерживал также Н.Г. Чернышевский. Работы перечисленных
«радикальных» западников в большой мере воспроизводят уже известные идеи
крупных западноевропейских философов: Белинский – Гегеля, Чернышевский – Фейербаха,
Герцен – французских материалистов.
Западничество возникло на рубеже 30-х – 40-х гг. XIX века. Круг западников состоял
из представителей дворянской и разночинной интеллигенции (многие из них
являлись профессорами Московского университета). Основные идеи: благодаря реформам
Петра I Россия движется по европейскому пути,
но с заметным отставанием, главные проявления которого – самодержавие и
крепостное право; необходимо догнать Европу путём реформ, проводимых «сверху»
(позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную
монархию и изживая крепостничество.; особая позиция была у радикальных
западников – во-первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и
совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее
действенным средством для этого являются не реформа, а революция.
Представителей этих течений общественно философской мысли объединяло:
1) Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских
держав. 2) Для достижения процветания и те и другие считали необходимым
изменить её социально-политический строй. 3) Признавали необходимость смягчить
или даже отменить крепостное право. 4) наделить крестьян небольшими наделами
земли.
5)Считали необходимым ввести
свободу слова и совести. 6) Боясь революционных потрясений, они считали, что
само правительство должно провести необходимые реформы.
Существенные различия: 1) Славянофилы преувеличивали особенность исторического
пути развития России и её национальную самобытность. Западники полагали, что
Россия – европейское государство с общим для Европы путём развития.
2) Славянофилы противопоставляли Россию с её ценностями коллективизма и
высокой православной нравственностью «бездуховному» Западу с его индивидуализмом. Западники, не придавали такого значения православию
(А Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856
гг.) , которого считают основоположником западнической философии в России,
считал, что причиной отставания России от Европы является восприятие
христианства от Византии в момент раскола
вселенской церкви на Западную и Восточную ветви). 3. Славянофилы
считали, что монархия - единственно
возможная форма правления для России, так как власть русских царей исходит от
народа (призвание Рюрика и избрание Михаила Романова). Западники считали
необходимым переход России к конституционной монархии западного образца). 4)
Славянофилы считали: « Царю – власть, народу – мнение». Они предлагали
возвращение к тем порядкам допетровской Руси, когда Земские соборы доносили до
власти мнение народа. Западники считали, что в России должен существовать
парламент западноевропейского образца. 5) славянофилы идеализировали
крестьянскую общину, «мир», считая, что общинное устройство русской жизни
является наряду с православием основополагающим признаком русского народа, определяющего
его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская
община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Западники
отрицали особую роль крестьянской общины, считали, что правительство навязало
её народу для удобства управления и сбора налогов.
Славянофилы и
западники заложили в 30 – 50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского
направления в общественном движении.
|