СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
(когнитивной направленности)
1. Основная учебная цель занятия (цель сформулирована в методических
рекомендациях или намечена педагогом самостоятельно):
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке занятий (если она
ставится самостоятельно);
б) достижение данной цели на занятии (на различных уровнях, например: на уровне
ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне
комбинирования и использования и на продуктивном уровне).
2. Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки в цикле (аналогично пункту 1а);
б) соотнесение их с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей (аналогично пункту 1б).
3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение их с основной целью;
в) степень и уровень достижений.
4. Методическая логика занятий:
а) структура занятия (назвать структурные звенья);
б) обоснованность структуры занятия;
в) хронометрирование занятия (структурных компонентов занятия) и
целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
е) характер постановки целей для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые,
открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске и в
тетрадях для учащихся, осуществляется ли реализация в ходе занятия соотнесения
промежуточных результатов с целью);
ж) характер представления нового материала со стороны преподавателя и характер
восприятия и осмысления его со стороны учащихся (исходит ли инициатива со
стороны педагога или учащихся или является переменной, степень
самостоятельности учащихся);
з) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);
и) результативность занятия, оценочная деятельность педагогая и самооценка
учащихся, организация домашней работы.
5. Использование различных средств обучения:
– заданий различного характера,
– образцов,
– инструкций, алгоритмов,
– опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов
как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и
т. п.),
– ключей для самоконтроля,
– временных ограничителей,
– информационных источников (в том числе использование технических средств
обучения, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов):
а) адекватность использованных средств основной цели занятия;
б) адекватность использованных средств сопутствующим целям занятия;
в) правомерность использования средств на данном этапе занятия (на этапе подачи
нового материала), на этапе усвоения нового материала, на этапе контроля
(перехода к более высокому уровню овладения и использования материала), на
этапе самооценки;
г) эффективность использования средств в данной группе;
д) грамотное использование и сочетание различных средств.
6. Использование различных методических приёмов:
а) адекватность данного приёма цели или сопутствующим задачам;
б) обоснованность места использования данного приёма;
в) эффективность использования данного приёма.
7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная,
дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
8. Содержательная логика занятия, его информационная ценность.
|