СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ
1. Краткая
общая характеристика занятия: цели, задачи, этапы занятия, средства,
методические приёмы и формы обучения на занятии.
2. Стиль педагогического общения: в центре – педагог; в центре – учащиеся как
индивидуальности; открытость или скрытность управленческой работы педагога.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам,
способам обучения:
– монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как
информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-либо;
– соотношение проблемности и информированности; обращённость, чёткость,
конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение;
– различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культура речи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная
активность учащихся и её выражение в их речи.
6. Культура речи педагога. Преподаватель как доброжелательный речевой партнёр.
Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и неречевом
поведении педагога.
7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и педагога и его обоснование.
8. Внешняя комфортность общения педагога и учащихся на занятии (как учащиеся
сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их
речевые и неречевые действия).
Схема анализа занятия с физиолого-гигиенических позиций
1. Краткая общая характеристика занятия.
2. Требования, предъявляемые при данном плане занятия к деятельности учащихся,
их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности
мобилизации учащихся данного возраста на восприятие
мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки.
Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов
деятельности.
3. Характеристика группы. Нарушение здоровья, физические и психические
отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам
учащихся с нарушением здоровья, учёт этих рекомендаций.
4. Учёт возрастных особенностей учащихся.
5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять
элементарную коррекцию.
6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию помещения.
7. Соблюдение психогигиенических требований при определении места занятия в
расписании.
|