СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.
Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
Система «сдержек и противовесов»
|
|
Законодательная
|
Исполнительная
|
Судебная
|
Законода-тельная
|
……………………………………………
|
Право
роспуска парламента у главы государсва.
Право
veto главы государства на законы, принятые
парламентом.
Возможность
издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы.
Право
законодательной инициативы у президента и правительства
|
Признание
неконституционными законов, применяемых парламентом.
Судебная
ответственность депутатов.
|
Исполни-тельная
|
Законодательное
регулирование деятельности исполнительной власти. Вотум недоверия парламента
правительству. Возможность выражения импичмента президенту.
Запросы
и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по
вопросам текущей политики. Парламентские слушания
|
|
Признание
несоответствующими законам актов исполнительной власти. Судебная
ответственность чиновников за должностные преступления
|
Судебная
|
Законодательное
регулирование судоустройства и судопроизводства. Амнистия. Назначение (выборы
судей)
|
Назначение
судей главой государства.
Право
помилования у главы государства
|
…………………………………………………………..
|