Самые известные церкви России
ПОКРОВА НА НЕРЛИ церковь, во Владимирской обл.; выдающийся памятник владимиро-суздальской школы. Входит в «Золотое кольцо» России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен. Резной убор храма, над которым трудились 13-14 мастеров прост и немногосложен. В резьбе храма складываются начала раннего владимирского стиля. Храм Покрова на Нерли в точности повторяет собор Рождества Богородицы (12 в.) в Боголюбском замке. Место для храма было точно указано князем Андреем Боголюбским. Избежать коварного весеннего разлива древние мастера смогли, применив свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 м и возвели над ним укрепленный холм. Так вырос искусственный холм при общей глубине с фундаментом 5,3 м. Храм — памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Первый на Руси храм, посвященный новому празднику — Покрову Богородицы. Простота облика определила его царственную красоту и силу. Внутреннее убранство — фрески не сохранились, были сбиты при «поновлении» храма в 1877.
УСПЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля, памятник архитектуры. Великолепный своей строгостью, простотой и выразительностью храм, созданный руками русских мастеров по проекту и под руководством Аристотеля Фьораванти в средневековой деревянной Москве (1475-1479), долгое время служил источником вдохновения и образцом для многочисленных подражаний.
Реконструкция Московского Кремля 15 века
Москва конца 15 века представляла собой ряд деревень, соединенных административно-военным и торговым центром, Кремлем, и торговым посадом, будущим Китай-городом. Город не насчитывал и десятка каменных зданий, причем только культовых: церковь Михаила Архангела (1333), собор в Андрониковом монастыре (1380), церковь Рождества Богородицы (1393) и др. Белокаменные стены Кремля, построенные еще при Дмитрии Донском, обветшали от многочисленных пожаров. Повсюду на них были видны деревянные заплатки (вычинки), подпорки и многочисленные обрушения. Московский Кремль — резиденция великого князя московского Иван III — нуждался в обновлении и более репрезентативном виде, соответствующем столице сильного европейского государства. Великий князь и митрополит Филипп решают начать реконструкцию Кремля с возведения главной святыни государства — Успенского собора.
Место будущего собора
Первые деревянные церкви на месте Успенского собора, как свидетельствуют археологические находки, относятся к 12-13 векам. Там же найдены остатки захоронений, говорящие о наличии кладбища. В 1326-1327 на месте деревянного Успенского собора был построен каменный. В 1448 Русская православная церковь стала автокефальной, независимой от Константинопольского патриарха, после чего строительство центрального собора страны становится совершенно необходимым.
Первая попытка
Подряд на строительство Успенского собора получили московские мастера Ивашка Кривцов и Мышкин. Для знакомства с местными храмами они были посланы во Владимир и, вернувшись, заявили, что построят храм больше владимирского. Вокруг старого собора, который временно был сохранен, выкопали траншеи, забили сваи, выложили фундамент. Стены вывели на высоту человеческого роста, и только после этого разобрали старый храм. Затем, по приказу князя, внутри строящихся стен поставили временную деревянную церковь, в которой Иван III обвенчался с приехавшей гречанкой Софьей Палеолог. Общее руководство работами было поручено опытному Василию Ермолину и Ивану Голове, однако Ермолин, чувствуя недостаток опыта строительства большепролетных храмов, от руководства отказался. Здание возвели до сводов, оставалось только поставить среднюю главу, как вдруг оно рухнуло (20 мая 1474). Попытка воздвигнуть при помощи московских мастеров храм, который должен был превзойти размерами и красотой постройки старых владимирских мастеров, на этом закончилась. Псковские мастера, вызванные в Москву, от опасной работы отказались.
Поиски «доброго муроля»
Иван III поручает своему послу Семену Толбузину найти в Италии и привезти в Москву «доброго муроля», которому можно было бы поручить строительства главного московского собора. Определенную роль в выборе именно итальянского зодчего, вероятно, сыграла молодая великая княгиня Софья Палеолог, которая воспитывалась при дворе римского папы Сикста IV.
Успенский собор Московского кремля (портал)
В марте 1475 в Москву прибывает знаменитый итальянский архитектор, инженер, фортификатор, гидротехник и литейных дел мастер Аристотель Фьораванти со своим сыном Андреа и помощником Петром. Жалование ему положили десять рублей, или два фунта серебром, в месяц.
Начало строительства. Путешествие Фьораванти
Фьораванти не стал использовать оставшиеся стены рухнувшего собора, а сломал их с помощью специального тарана, чем весьма удивил москвичей. Затем в районе нынешнего Калитниковского кладбища был построен кирпичный завод, выпускавший прочный большемерный кирпич, и в июне 1475 приступили к рытью траншеи и забивке дубовых свай под фундамент. Оставив постройку под наблюдением сына и помощника Петра, Фьораванти едет знакомиться с русской архитектурой во Владимир и Суздаль, а затем дальше на север до самых Соловков. По дороге он посетил Ростов Великий, Ярославль, Вологду и Великий Устюг. Он оказался первым европейским путешественником, начиная с 9 века, который достиг северного Поморья. Шестидесятилетний Фьораванти совершил это нелегкое путешествие вдвоем с проводником-переводчиком.
Строительство собора
Работы на стройке шли быстрыми темпами, и летом 1476 стены уже были выложены «по киоты», то есть до аркатурного пояса. Новшеством при строительстве собора были железные связи, заложенные в кладку для прочности, кирпич на леса уже не носили на плечах, а поднимали с помощью специальной лебедки, которую русские мастера назвали «векшею».
На четвертое лето собор вчерне был готов. Для облегчения сводов их вывели толщиной в один кирпич. Кроме большой средней главы, собор увенчивали еще четыре меньшие маковки. Барабаны глав для облегчения также были сделаны из кирпича. Выложили мозаичный пол, перед западным входом построили открытую террасу («лоджу»), что тоже было новшеством.
Архитектурные особенности собора
Интерьер
Летом 1479 стройка была закончена. Новый собор не был копией владимирского Успенского собора, хотя сохранял общность основной идеи. В плане Аристотель впервые в русской архитектуре вместо тяжеловесных четырехугольных пилонов использовал круглые столбы. Внутреннее пространство стало просторным и напоминало зал для общественных собраний, наполненный светом и воздухом. Фасады храма разделяются на равные части сильно выступавшими пилястрами. Через все фасады, кроме восточного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа. Его пропорции соответствуют пропорциям аркатур Дмитриевского собора и храма Покрова на Нерли. Вероятно, Фьораванти обмерял их и зарисовал в свой путевой альбом во время поездки во Владимир. Южный фасад собора, выходящий на Соборную площадь, трактуется мастером как главный. Асимметрия фасада воспринимается слабо благодаря небольшой стенке, закрывающей абсиды. Четыре равновеликие арки закомар возвращают нас к итальянским аркадам Филиппо Брунеллески.
Южный вход
В столице далекой Московии умением и талантом болонского мастера был воздвигнут собор, достойный стать украшением любой европейской столицы. В горниле творчества итальянского зодчего архитектурное достояние Рима, Византии, Владимира и Великого Новгорода органически претворилось в одно художественное целое, совершенно самостоятельное и во всех отношениях отвечающее самым высоким требованиям архитектурного искусства.
Освящение собора
12 августа 1479 собор был освящен митрополитом Геронтием, а 25 августа в него торжественно перенесли мощи митрополита Петра, строителя собора при Иване Калите. Иван III устроил для духовенства, бояр и приближенных парадный обед и раздал богатые подарки. Щедро был награжден и строитель собора, а также его помощники. В 1514 все стены и своды собора внутри были покрыты фресками византийского типа. За прошедшие годы они не раз страдали от пожаров и подвергались реставрации.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского кремля, памятник русской архитектуры. В конце 15 в. великий московский князь Иван III принял решение перестроить родовой некрополь. В 1505-1508 под руководством венецианского архитектора Алевиза Нового был возведен нынешний Архангельский собор. Его строительство завершило формирование архитектурного ансамбля Соборной площади. Архангельский собор является одним из основных сооружений этого ансамбля.
До конца 18 в. был усыпальницей великих князей и царей. В соборе захоронены: Иван Калита, М. В. Скопин-Шуйский, Василий Косой, герой Куликовской битвы Владимир Храбрый, первые цари династии Романовых, князья Старицкие и др. Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения.
История
Еще в 13 в. на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Михаила, построенная братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Хоробритом. В 1333 при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом Архангела Михаила — самым большим из построенных в то время в Кремле — в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Иван Калита был первым московским князем похороненным в Архангельском соборе.
В конце 15 в. великий московский князь Иван III принял решение перестроить родовой некрополь. В 1505-1508 под руководством венецианского архитектора Алевиза Нового был возведен нынешний Архангельский собор. Его строительство завершило формирование архитектурного ансамбля Соборной площади. Архангельский собор является одним из основных сооружений этого ансамбля.
Архитектура
Конструкция Архангельского собора характерна для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами. Пять глав собора немного смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Особенностью внешнего облика храма является применение ренессансных декоративных элементов в отделке фасада, например, белокаменных раковин в закомарах собора, которые впоследствии получили широкое распространение в России. В частности, к нему прибегли строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в подмосковном Дмитрове. За пятисотлетнюю историю жизни собор изменился: не сохранилась крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади, в 1475 при сильном пожаре для спасения собора от огня разобрали 2 деревянных придела — Воскресения и Акилы Святого. В течение почти столетия Архангельский собор служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой палаты. Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле.
Роспись
Архангельский собор был расписан сразу же после окончания строительства. Но ныне существующая роспись храма относится к 1652-1666. Ее авторами являются знаменитые «изографы» той поры — Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов. Стенопись привлекает внимание яркой красочной цветовой гаммой, обилием декоративных орнаментов, общим мажорным звучанием.
Храм посвящен Архангелу Михаилу, который почитался как покровитель ратного дела. Северная и южная стены храма посвящены подвигам Архангела Михаила, ведущего незримую борьбу с силами ада. В канву этих композиций вплетено несколько сюжетов, повествующих о борьбе Руси с татарами. В стенопись собора так же включены сюжеты, связанные с конкретными историческими событиями — борьбой с еретическими течениями 16 в. Значительную часть западной стены и часть сводов занимает композиция «Символ веры» — краткое изложение основ христианского вероучения.
На столпах собора можно увидеть целую портретную галерею великих князей Киевской Руси, Владимиро-Суздальской Руси, московских великих князей, удельных князей Московского княжеского дома. Существующий иконостас Архангельского собора был создан в 1680-1681 московскими иконописцами под руководством Дорофея Золотарева.
Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Большая реставрация была произведена после 1812, когда французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда же был обновлен иконостас.
Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием». Легенда связывает ее создание с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Икона стала символом защиты всего народа, всей Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий.
Церковь Вознесения в селе Коломенском. Строительство церкви связано с рождением наследника престола – будущего царя Ивана Грозного. Год строительства – 1532. Возведена по приказу великого князя Василия III. Является первым каменным храмом шатрового стиля.
Шатром в архитектуре называют устремлённые вверх кровли храмов, напоминающие по форме четырёхгранную или восьмигранную пирамиду. Храм построен на подклете (подклет – нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение) и окружённый галереей – гульбищем, он завершался шатром. Современники , уловив преемственность деревянного и каменного зодчества, отмечали, что церковь Вознесения в Коломенском построена по образцу «деревянного дела». Площадь храма – 8,5Х8,5 м, высота – более 60 м. Современник-летописец не скрывал своего восхищения: «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже того на Руси».
Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Была построена (1547 – 1553) в память принятия Иваном IV царского титула.
ПОКРОВСКИЙ СОБОР, (собор Покрова что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название), в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры.
Построен как памятник победам в войне за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 годах. Во время войны в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Но приглашенные царем мастера Барма и Постник скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой. Между четырьмя осевыми расположены меньшие по высоте; и те и другие увенчаны луковичными главами. Центральный храм (завершен шатром с маленькой главкой), посвященный празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом, и дал имя всему собору. Вокруг церквей была построена обходная галерея (первоначально открытая), внутри церкви соединялись сводчатыми переходами.
Строительство велось с 1555 по 1561 год. Фундаменты, цоколь и детали выполнены из белого камня, а церкви выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была первоначальной окраской собора. Своеобразие облика собора — отсутствие акцентированного главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве — акцентировали его значение как памятника. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60 метров).
В 1588 году была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого Василия Блаженного. Вероятно, к этому же времени относится строительство у восточного угла собора отдельно стоящей звонницы. В 17 веке собор был отремонтирован, а на месте разобранной звонницы возведен шатровый восьмерик. Тогда же собор был расписан. До наших дней храм дошел как памятник в основном двух столетий — 16 и 17.
КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11.
Образцом для проекта собора, утвержденного Павлом I, послужил собор св. Петра в Ватикане. Однокупольное здание Казанского собора в плане имеет форму латинского креста. К его боковому северному фасаду, обращенному к Невскому проспекту, примыкает грандиозная полукруглая колоннада (96 коринфских колонн с каннелюрами, поставленных в 4 ряда) с 6-колонным портиком, являющимся ее композиционным центром. Дуга колоннады, завершенная с обеих сторон монументальными проездными порталами с аттиками, охватывает площадь, образованную в результате смещения собора вглубь улицы (Невского проспекта). Такая же колоннада согласно проекту должна была примыкать и к южной (главной) стороне собора, но недостаток средств помешал этому. Над колоннадой возвышается легкий купол на высоком барабане. С западной и южной стороны — портики с колоннами коринфского ордера. Храм построен из желто-серого известняка и украшен многочисленными барельефами работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева и др.
Внутреннее пространство собора представляет собой величественный 3-нефный колонный зал, общая высота которого составляет 62 м. Два ряда парных гранитных колонн (гладкие коринфские) образуют равные по высоте нефы (длина главного нефа 69 м). Каждая колонна украшена капителью и базой. Иконостас главного алтаря выполнен из серебра (тонкая чеканная работа) с четырьмя колоннами сибирской яшмы; царские врата и балюстрада также серебряные. Часть серебра, необходимого для создания алтаря, было подарено собору донскими казаками (оно в виде церковной утвари было отбито в 1812 у разграбивших российские храмы французов). В росписи собора, а также в написании икон принимали участие В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев; в оформлении использована скульптура работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова. По проекту Воронихина Малая площадь перед главным входом в 1810-1812 была обнесена чугунной решеткой с ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором.
Интерьер: Собор предназначался для перенесения в него древней иконы Казанской Божией Матери (отсюда и название), что и было сделано при его освещении в 1811. В соборе хранились также боевые знамена и трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 там был похоронен фельдмаршал Кутузов (ограда его могилы — это последняя работа в соборе Воронихина). На площади перед собором в 1837 были установлены памятники М. И. Кутузову (1829-1835) и М. Б. Барклаю-де-Толли (1829-1836, оба — бронза) работы скульптора Б. И. Орловского (архитектор В. П. Стасов). С 1932 в здании собора размещался Музей истории религии и атеизма. В конце 1990-х годов был возвращен Русской православной церкви.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник позднего русского классицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, дополненному другими русскими архитекторами (В. П. Стасов и др.). Украшен скульптурой работы И. П. Витали, Н. С. Пименова, А. В. Логановского, П. К. Клодта и др. Интерьер отделан лазуритом, малахитом, порфиром, мрамором разных оттенков, украшен мозаикой, бронзой, позолотой, росписью (живописцы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. В. Басин, В. К. Шебуев). Массивное здание (высота 101,52 м), завершенное куполом (диаметр 21,83 м), одна из важнейших градостроительных доминант Санкт-Петербурга.
|