1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм
и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся
купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда;
- экономическая обособленность производителей;
- самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
- нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
- нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
- нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
4. Главные функции рынка
- посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
- ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
- информационая – предоставление информации об объемах производства и
удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
- регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
- санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной
хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и
процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты
|
Отрицательные черты
|
- Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
- Стимулирует научно-технический прогресс
- Способствует ресурсосбережению в обществе
- Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
- Стихийно координирует действия людей в процессе экономической
деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя
экономические интересы
|
- Не гарантирует решение социально-экономических проблем
(безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение
экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
- Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
- Порождает тенденцию к монополизации производства
- Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества
- Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
- Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами
|
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
ü С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
ü По товарам и услугам:
- потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
- средств производства;
- рабочей силы;
- инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
- иностранных валют;
- ценных бумаг (фондовые биржи);
- научно-технических разработок и инноваций;
- информации.
ü По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
ü По типу конкуренции:
- чистой (свободной) конкуренции
- несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
- конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм
собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов,
охраняющих права частной собственности;
- наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
- функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и
polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида
деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или
государству.
- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями
инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые
элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) - Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Формы монополий и их основные признаки
Формы монополий
|
Признаки
|
Картель
|
Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
|
Синдикат
|
Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
|
Трест
|
Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
|
Концерн
|
Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
|
Консорциум
|
Объединение монополий
|
Конгломерат
|
Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления
|
9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от
concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между
производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем
случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта,
товаров с целью получения более высоких доходов.
Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:
- простых товаропроизводителей
- единичных капиталов
- монополий
- национальных капиталов
- интернациональных капиталов
Модели рынка
Чистая (свободная конкуренция)
|
Чистая монополия
|
Монополистическая конкуренция
|
Олигополия
|
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.
Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о
состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и
т.д.
Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.
Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
|
Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным
продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену.
Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все
предложения.
Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
|
Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию.
Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка
свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но
товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только
на цене, но и на неценовой конкуренции.
|
Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые
контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной,
так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено.
Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
|