Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Русская правда

Примерный план

1.  Проuсхожденuе и источники Русской Правды.

2.  Правовое положение социальных групп.

3.  Престуnленuе и наказание.

4.  Суд и процесс.

С именем Ярослава Мудрого связана кодификация и инкорпора­ция русского правового материала, при ведшая к созданию первого правового корпуса - Русской Правды. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые могут быть представлены тремя основными памятниками: Краткая Правда, Пространная и Сокращенная.

Краткая Правда делится на Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей и дополнительные статьи «Покона вирного» и «Урока мостников» и подготовлена не позднее 1054 г.

Пространная Правда разделяется на Суд Ярослава и Устав Вла­димира Мономаха и возникла не ранее 1113 г.

Сокращенная редакция появилась в середине ХV в. Она основана на Пространной Правде, а также на ряде не дошедших до нас зако­нодательных актов более раннего времени.

Источниками Русской Правды явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права отно­сятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по-своему относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей до близких родст­венников) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом. Круго­вая порука, напротив, сохраняется им как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего человека, совершившего преступление.

    В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно труд­но разграничить правовой статус правящего слоя и остального насе­ления. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделя­ющих эти группы в составе общества, -- нормы о повышенной (двой­ной) уголовной ответственности за убийство представителей приви­легированных слоев и нормы об особом порядке наследования не­движимости (земли) для этих же групп населения. Эти привилегии распространялись на князей, бояр, «княжих мужей», огнищан и ти­унов. Но в этом перечне не все лица могут быть определены как фе­одалы, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и иму­щественным положением.

Русская Правда наделяет представителей разных социальных групп различным правовым статусом. Защита их личности, имуще­ства, положение в судебном процессе по-разному определяются за­коном. Отнюдь не одинаково оцениваются их свидетельские показа­ния и их участие в разного рода договорах и сделках.

Преступление в Русской Правде определяется не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение матери­ального или морального ущерба лицу или группе лиц. Здесь дается перечень имущественных преступлений, направленных против соб­ственности.

Система наказаний по Русской Правде включает главным об­разом имущественные санкции (конфискацию, штраф, возмещение ущерба). Высшей мерой наказания являлись «поток и разграбление,., когда имущество преступника конфисковывалось, а сам он отдавался в рабство.

Имущественные взыскания, наложенные на правонарушителя, разделялись на две части: одна из них поступала потерпевшему или его родственникам, другая - в княжескую казну. Денежный штраф за убийство, взимавшийся в пользу князя, назывался «вира», денеж­ное возмещение родственникам убитого - «головничество». Все дру­гие денежные штрафы за преступления назывались «продажами» (поступали в казну) или «уроками»(поступали потерпевшему).

Обычай круговой поруки проявился в так называемой дикой вире - наказании за убийство - и применялся ко всем членам об­щины, к которой принадлежал убийца, в том случае, если она его не выдавала, либо не могла отвести от себя подозрение.

Основными видами доказательств в судебном процессе были сви­детельские показания или рекомендации «послухов» («свидетелей доброй славы»). Архаический характер судебного процесса проявлял­ся в сохранении некоторых древних процедур, в частности, так на­зываемой ордалии(«суда Божьего», когда спорящие стороны под­вергались проверке стихиями - огнем, водой, железом. Участники спора могли брать в руки раскаленный крест или связанными погру­жались в воду. По результатам такого испытания и выносилось су­дебное решение.

Поиском преступника «по его следам» занимались сами потер­певшие при поддержке своих родственников, соседей и общинников. Суд вершился на княжеском дворе или в самой общине.

 Итог: Первая кодификация русского права была в значительной степени основана на нормах древнейшего обычного права. Сохранялись такие архаические институты, как кровная месть и круговая порука. Вместе с тем в законе уже определилась социальная дифференциация, выражавшаяся, в частности, в применении разных наказаний за оди­наковые преступления для представителей различных социальных групп. Преобладали имущественные виды наказаний, а в судебном про­цессе сохранялись многие традиционные черты древнейшего права.

 

Литература: Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юристъ, 1998. – С.20-28.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (18.02.2013)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0