Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Россия в 1999-2008 гг.



 Россия при Путине 1999 – 2008 гг.

 

 

     31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин по телевидению заявил о досрочной (за полтора года до формального срока) отставке с поста Президента РФ. Исполняющим обязанности Президента по Конституции 1993 г. стал Председатель Правительства В.В. Путин. Ельцин, уйдя в отставку, минимизировал политический риск своего преемника. В связи с отставкой Ельцина президентские выборы были перенесены на три месяца – с июня на март. 26 марта 2000 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. В них приняли участие 11 кандидатов: Говорухин С.С., Джабраилов У.А., Памфилова Э.А., Подберёзкин А.И., Скуратов Ю.И., Титов К.А., В.В. Путин, Г.А Зюганов, А. Тулеев, Г.А. Явлинский, В.В. Жириновский. Фактически основная борьба развернулась между В.В. Путиным и Г.А. Зюгановым.

       В выборах Президента приняли участие 75 070 776 избирателей (68,74% от числа внесённых в списки). Победу уже в первом туре одержал В.В. Путин – за него проголосовали 39 740 434 избирателей (52,94%). Второе место занял лидер КПРФ Г.А. Зюганов: за него проголосовали 21 928 471 избиратель (29,21%).

       7 мая 2000 г. путин вступил в должность Президента.

Реальных кандидатов на президентское кресло было 5: В.В. Путин, лидер КПРФ Г.А Зюганов, кемеровский губернатор А. Тулеев, Г.А. Явлинский, В.В. Жириновский. Фактически основная борьба развернулась между В.В. Путиным и Г.А. Зюгановым.

     В 2000 г. политика Путина ещё не приобрела законченного характера, она сочетала новые идеи с наработками и заблуждениями предыдущего режима. Новый президент пришёл к власти, минуя сложный и длительный период политической борьбы, которая требует ясного формулирования целей будущего правления. В формировании его политики на первом этапе правления принимали участие три разные команды советников и экспертов. Поэтому одни политологи видели в Путине последовательного реформатора-западника, другие упрекали его в отсутствии стратегического видения развития страны, третьи, апеллируя к его чекистскому прошлому, предполагали в нём консерватора и сторонника автократии.

    Стремясь соответствовать ожиданиям избравшего его электората, Путин в первый год вынужден был  большую часть времени заниматься укреплением, перенастройкой и отладкой государственного механизма, перешедшего от Ельцина далеко не в лучшем состоянии. Весной 2000 г. в своём послании Федеральному Собранию Путин подверг справедливой критике сложившуюся при Ельцине политическую систему. В 2000 г. новый президент начал ревизию ельцинского наследия по ряду направлений. 8 июля 2000 г. Путин впервые обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, в котором обозначил главные приоритеты – свободный рынок, эффективное государство и диктатура закона.

    Первым проявлением диктатуры закона стали гонения на олигархов - начали с Бориса Березовского и Владимира Гусинского.

 

Укрепление вертикали власти. Политические реформы

 

 

    Ельцину  губернаторы были нужны как буфер между исполнительной властью и оппозиционной Думой. Стремясь обеспечить лояльность региональных элит, в ходе президентских выборов в РСФСР 1991 г. Ельцин призвал региональных лидеров брать столько самостоятельности, сколько они «смогут съесть». Федеративный Договор , подписанный 31 марта 1992 г. не устранил противоречий в государственном устройстве РФ. По существу к 2000 г. Россия представляла собой ассиметричную федерацию, в которой ряд субъектов выделялись скорее конфедеративными, чем федеративными связями с федеральным центром. Озабоченный тем, что слабый и неэффективный механизм государственного управления явно тормозит ход экономических реформ, Путин выдвинул идею восстановления и укрепления «вертикали власти». Прежде всего, используя колоссальный уровень доверия к верховной власти, новый президент попытался установить контроль над регионами.

     Уже в середине мая 2000 г. президент направил в Думу Закон о новом порядке формирования Совета Федерации, а также поправки к законам  «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». 5 августа 2000 г. Госдума принят закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ». В результате губернаторы потеряли представительство в Совете Федерации, а вместе с ним и депутатскую неприкосновенность. Более того, при определённых условиях президент может отстранять их от должности. Совет Федерации стал формироваться из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций (то есть по одному представителю от законодательного и исполнительного органов субъекта федерации). Таким образом, формально был восстановлен принцип разделения властей: главы исполнительной власти регионов, которыми являлись губернаторы и президенты, теперь не совмещали функций законодательной власти, ведь Совет Федерации по Конституции является верхней палатой Федерального Собрания (Парламента РФ). Практически одновременно с этими законами Совет Федерации утвердил вторую часть Налогового кодекса, которая существенно урезала финансовую самостоятельность региональных лидеров, отобрав у них часть бюджетных поступлений. Чтобы придать «вертикали власти» уже совсем невиданную жёсткость, Путин своим указом поделил Россию на семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) и в каждый из них назначил своего представителя. В короткий срок местные законы были приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. В законодательствах таких регионов, как Татарстан и Башкортостан насчитывалось до 5,5 тыс. расхождений с Конституцией РФ, противоречащих ей. Например, в Конституции Татарстана имелась статья о существовании гражданства Татарстана.

    Одновременно всех глав регионов включили во вновь созданный Государственный Совет (Указ Президента от 1 сентября 2000 г.), который получил исключительно совещательные полномочия. В состав Президиума Госсовета вошли 7 глав субъектов Федерации. Был принят закон, по которому региональные руководители могли избираться не более, чем на два срока. 

  Построение властной вертикали было неоднозначно встречено в обществе. В связи с её реализацией было высказано немало опасений о возможности превращения укрепления власти в самоцель. В новой политической системе губернаторы должны были занять место лояльных исполнителей.

    Окончательное формирование «вертикали власти» завершилось в 2004 – 2005 г. Изменился порядок избрания глав субъектов Российской Федерации.29 октября 2004 г. Принят закон о новом порядке формирования высших органов власти в субъектах Российской Федерации. Теперь их избирают местные законодательные органы власти по представлению Президента. Глава субъекта федерации может быть досрочно отстранён от власти, «как утративший доверие Президента». Также может досрочно обратиться к Президенту с просьбой о подтверждении доверия и внесении своей кандидатуры на рассмотрение законодательного органа субъекта для наделения полномочиями. Закон о невозможности более двух 4-х летних сроков оставаться на посту главы исполнительной власти региона (губернатора) фактически утратил силу. 

     11 июля 2001 г. принят закон «О политических партиях», направленный на ликвидацию мелких партий. Установлен лимит в 10 000 членов. Однако уже в крнце 2004 г. думское большинство «Единой России» довело эту цифру до 50 000, параллельно изменяя избирательное законодательство: 7% барьер для прохождения в Госдуму, запрет на избирательные блоки, отмена порога явки и графы «Против всех». После принятия нового закона о политических партиях в 9 раз сократилось число организаций-участников парламентских выборов. Если в 1999 г. правом принять участие в предвыборной гонке обладали 139 общественных объединений, то в 2007 г. – лишь 15 партий.

 

 

 

Судебная реформа

 

 

    Необходимость судебной реформы возникла ещё в 1993 г. после принятия новой Конституции. Общее направление судебной реформы – гуманизация законодательства и приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями.

    Первый этап судебной реформы – 1994-1996 гг. В этот период были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Семейный кодекс.

   На протяжении 1996-1999 гг. в уже принятые кодексы вносились поправки и изменения.

     В 2000 г. в 1,2 раза была повышена заработная плата судей, увеличены ассигнования на деятельность судов. В мае 2001 г. в Государственную Думу на рассмотрение были внесены 4 из 11 законопроектов судебной реформы («О статусе судей», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О внесении изменений в законы «О конституционном суде», «О судебной системе РФ»), а также целый блок поправок в уже принятые нормативные акты.

    В 1999-2002 гг. приняты новые Налоговый кодекс, Кодекс законов о труде, III часть Гражданского кодекса, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс.

 

Новые государственные символы России

 

 

Одним из основных направлений деятельности В.В. Путина стало обеспечение единства и согласия в обществе.

Бесплодная борьба по вопросу о государственной символике продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных частей общества. 25 декабря 2000 г. Путин подписал пакет о национальных символах России. Трёхцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой отечественной войне стал флагом Вооружённых сил. Государственный гимн, положенный на музыку гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Интеллигенция возмущалась, но большинство граждан решение Путина одобрило.

 

 

Военная реформа

 

     Необходимость военной реформы ощущалась давно, однако в 1993-1997 гг. никаких решающих сдвигов в этой области не произошло. Одна из причин – слишком большие затраты, которых бы потребовала коренная перестройка армии. Другая причина – отсутствие единого подхода к принципам и направлениям военной реформы. Одна из наиболее ясных точек зрения на военную реформу была высказана бывшим министром обороны П.С. Грачёвым. Он считал, что необходимо увеличить финансирование армии и укомплектовать войска до штатной численности. Другой бывший министр обороны России И.Н. Родионов предлагал свой вариант реформы, также основанной на резком увеличении финансирования Вооружённых сил. Выход страны из экономического кризиса создал предпосылки для проведения военной реформы. Она предлагает переход от комплектования войск по призыву к смешанному, а в перспективе – к добровольному приёму на службу по контракту; реструктуризацию оборонного комплекса; конверсию военного производства и военных технологий; перепрофилирование рабочего, инженерного и управленческого персонала; адаптацию к гражданской жизни офицеров, увольняемых в запас в ходе неизбежного сокращения Вооружённых сил.

     С декабря 2000 г. на 20% было повышено денежное содержание военно- служащих. Ранее было принято решение о сокращении армии и флота н 365 тыс. чел. А все силовые структуры (2 млн 360 тыс. военных и 960 ты гражданских служащих) к 2005 г. планируется сократить на 20%. Завершен: разработка плана строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 гг. и про граммы развития вооружения и военной техники на 2001-2010 гг. На боевое дежурство в п. Татищево Саратовской области заступил полк новых стратеги­ческих комплексов РС-12М (вариант 2 «Тополь-М,». В декабре 2001 г. Во­енно-Морской Флот России получил самую современную атомную подвод­ную лодку «Гепард».

Однако, несмотря на некоторые достижения, реформы в армии пока идут в основном на бумаге или сводятся только к сокращению боеспособных час­тей. В результате катастрофы погибла подводная лодка «Курск». С боевого дежурства была снята дивизия стратегических ракет Р-36 М с 260 разделяющи­мися головными частями. Недовольство военных вызвало введение 13%-ного подоходного налога, который раньше они вообще не платили. По-прежне­му более 20% военнослужащих живут за чертой бедности, более 100 тыс. ­без жилья.

16 ноября 2000 г. на заседании российского Правительства было принято решение затопить в океане в феврале следующего года орбитальную станцию «Мир» - гордость отечественной космонавтики. Причина - крайняя изно­шенность станции, прослужившей в общей сложности 15 лет. Освоение кос­моса предполагается продолжать, участвуя в работе МКС - Международной космической станции. Это решение вызвало неоднозначную реакцию, но власти все же осуществили задуманное. 23 марта 2001 г. «Мир» был сведен с орбиты и затоплен в южной части Тихого океана - на своеобразном клад­бище российских кораблей.

    В 2007 г. Россия в ответ на планы размещения в Чехии и Польше средств ПРО НАТО объявила о выходе из Договора об обычных вооружённых силах в Европе. Стратегические бомбардировщики ВВС России заступили на боевое дежурство над Атлантикой, Тихим и северным Ледовитым океанами.

 

Реформа в области образования.

Реформы в области образования начались еще в 1992-1994 г. Была предпри­нята попытка ввести образовательные («концентры». Школьники до 9 класса должны были получить общее образование, второй концентр предусматривал уг­лубленное изучение предметов с учетом профилирования учащихся. Однако сис­тема «концентров» себя не вполне оправдала. Другой проблемой стало отсутст­вие единых стандартов в образовании. Учащиеся гимназий и лицеев, особенно в столице и крупных городах, получали значительно более глубокие знания, неже­ли учащиеся сельских школ. Этo давало им несомненные преимущества при сда­че вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.

Новая программа реформ в области образования. Была принята в 2000 г. Она предусматривает переход к двенадцатилетнему школьному обучению. Сокра­щается объем изучаемых дисциплин, в первую очередь, за счет точных наук.

Старшие классы будут профильными и ориентированными на поступле­ние в конкретный вуз.

В 2002 г. будут установлены образовательные стандарты.

В 2001 г. средние школы переводятся из ведения муниципалитетов на уровень субъектов федерации, их будут финансировать напрямую регионы. Будет установлена стоимость обучения одного ученика. Каждой школе бу­дут выделять средства строго по количеству учащихся.

В 2-2,5 раза увеличивается зарплата учителям.

Изменяется и практика приема абитуриентов в высшие учебные заведе­ния. Выпускные экзамены в школах и вступительные в вузы должен заменить единый экзамен. Каждый школьник будет тестироваться по двум обязатель­ным предметам. Затем он должен выбрать три-четыре предмета в зависимо­сти от того, куда хочет поступать. Научно-техническим специальностям соот­ветствуют тесты по физике, химии, биологии, гуманитарным - по истории, литературе, иностранному языку. Планируются тесты трех уровней сложно­сти. Первый - для тех, кто хочет идти в ПТУ. Второй уровень - для тех, кто собирается поступать в вузы. И третий уровень сложности - это тесты, для желающих попасть в главные вузы страны, которые имеют повышенные тре­бования. Предполагается, что в зависимости от результатов единого экзамена каждый школьник получит от государства сертификат, гарантирующий фи­нансовое обеспечение для продолжения обучения – ГИФО (государственное именное финансовое обязательство). Проведение этой части реформы плани­руется к 2003 г.

Проект введения единого государственного вызвал наибольшие дискуссии. Напряжённо прошло обсуждение этого проекта в Государственной Думе 6 – 7 декабря 2000 г. в МГУ состоялся VI съезд ректоров высших учёных заведений, на котором ректоры не только московских и санкт-петербургских, но и региональных вузов высказались против введения единого экзамена.

Реформа системы высшего образования предусматривает создание крупных региональных университетов, которые должны стать точками прорыва в науке.  В 2005 г. учреждена программа поощрения лучших учителей школ России премиями в 100 тысяч рублей. А также поощрение одарённых учащихся премиями в 30 тысяч рублей.

 

Территориально-административная реформа

 

 

25 марта 2004 г. подписан закон об образовании нового субъекта РФ, получившегося в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Запущенный путинным процесс объединения бедных провинций с регионами-лидерами экономического развития идёт с трудом. Легко исчезают с карты те субъекты, которые не в состоянии существовать без федеральных дотаций: Корякия,  Эвенкия, Таймыр и т.д. но богатые нефтью и газом Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа сумели отстоять свою самостоятельность и остановить планировавшееся объединение с аграрной Тюменской областью.

 

 

Второй президентский срок В.В. Путина

 

 

После избрания Путина на второй срок, власть должна искать новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения её конкурентоспособности, искоренения бедности.

24 февраля 2004 г. президент отправил в отставку правительство М.М. Касьянова. Правительство Фрадкова было создано на новой структурной основе. Это означало значительный шаг по пути реализации административной реформы, объявленной Путиным ещё в 2003 г. Её основными направлениями стали ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность, исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, завершения процесса разграничения полномочий между органами исполнительной власти в центре и а местах.

     Президентом  новому кабинету министров, который возглавил Михаил Ефимович Фрадков, была поставлена сложная задача удвоить к 2010 г. ВВП. Чтобы переломить негативную тенденцию в экономике шить поставленную президентом задачу, новый кабинет министров разработал стратегию реализации конкурентных преимуществ России в области науки, образовании. высоких технологий. Еще одним новым направлением деятельности правительства стала отработка механизмов взаимного участия государства и бизнеса. Происходит ­осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционисте государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы .должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян. Другая сложная проблема заключалась в том, что к новому президентскому сроку Путина легко проводимых, популярных реформ не осталось.

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 r. Путин определил в качестве главной политико-идеологической задачи развитие России как свободного демократического госу­дарства. Для ее достижения президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению закона и повышению эффективности правосудия.

В рамках развития гражданского общества была создана общественная палата РФ.

 

Общественная палата РФ

 

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, общественный совещательный орган, создан в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате РФ» (2005). В задачи Общественной палаты входит проведение экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации. К ее компетенции относится также общественный контроль над деятельностью правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В сфере деятельности Палаты — наблюдение за соблюдением свободы слова и выработка рекомендаций по различным вопросам общественно-политической жизни. Общественная палата была сформирована в три этапа. На первом этапе президент Российской Федерации назначил первых 42 члена Палаты. На втором этапе назначенные президентом члены путем рейтингового голосования избрали в состав Палаты еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений, по одному представителю от общественного объединения. На третьем этапе члены Палаты (84 человека) выбрали еще 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений. Всего 126 членов. В Общественной палате РФ сформирован ряд комиссий, в составе которых действуют подкомиссии по различным направлениям. Срок полномочий членов Палаты — два года. Аналогичные по статусу общественные палаты были также созданы в регионах Российской Федерации.

 

            Но прежде всего, по опыту Норвегии и США правитель­ство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсечения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только по­глощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантиро­вал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг астрономичес­кой суммы в триллион рублей.

 

Определенный поворот в эти годы происходит и в социальной политике государства. Еще в программе Г. Грефа впервые было пря­мо и честно сказано: ресурсы и возможности государства не беспре­дельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предо­ставлять льготы одновременно 2/3 населения страны. Поэтому глав­ным принципом новой социальной политики, проводимой Пути­ным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа, стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. Проведённая властями, без должной подготовки она, вызвала в стране волну протестов. Но её необходимость очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной экономике не только бессмысленны, но и вредны.

Поскольку многие количественные задачи восстановления эко­номики ко времени второго президентства В, В, Путина были реше­ны, одним из главных направлений деятельности правительства . Фрадкова становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.

В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО «ЕЭС» России удалось убедить руководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в эле­ктроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принято­му в этих целях инвестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2) акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для воз­вращения контроля над стратегичегически важными предприятиями атомного машиностроения. Активные процессы протекали в метал­лургии и оборонно-промышленной отрасли: Сначала ведущие вер­толетостроительные предприятия были консолидированы в подкон­трольный «Рособоронэкспорту») «Оборонпром»), а затем было поло­жено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы с финансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестици­онных проектов, в том числе экспортной ориентации.

 

Изменение избирательного закона

 

    По новому избирательному закону избрание депутатов Государственной Думы в 2007 г. произошло только по партийным спискам (ранее 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а 225 – по партийным спискам). Создание предвыборных блоков избирательных объединений запрещено. В Государственную Думу проходят только те партии, которые сумеют преодолеть 7% барьер (ранее был 5%).

 

Приоритетные национальные проекты. 5 сентября 2005 г. Прези­дент В. В. Путин с целью содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил о необходимости сконцентрировать уси­лия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, об­разовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направ­ления получили. статус приоритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых Президент взял под личный контроль. На понимание необходимости формирования ПНП решающее влияние оказало появление значительных свободных ресурсов, сконцентри­рованных в Стабилизационном фонде, золото валютных резервах, а также превращеюiе экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении 7 лет темпы роста ВВП превышали 6%, а промышленного производства - 3-4%.) По существу с принятием 4-х национальных проектов происходит решительный поворот к социальноориентированной экономике. Выбор ПНП диктовался ограниченностью средств, недостаточных для одновременного решения для накопившихся проблем.  С другой стороны все они напрямую обращены к человеку. Их непосредственная цель создать механизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно плану реализации проекта в аграрной сфере в 2006 – 2007 гг. должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, которая позволит привлечь средства на длительный срок. Проект также предполагает выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, с тем, чтобы установить более льготные условия поставок сельхозтехники и племенного скота. Выполнение этих и других мер намеченных по развитию аграрного сектора по прогнозам Департамента сельского хозяйства позволит увеличить производство сельхозпродукции ежегодно на 4%.

В президентском послании 2006 г. Путин прямо заявил о необходимости положить в основу национальной стратегии России демографическую политику. Тогда же появился и термин «материнский  капитал», а вскоре начал действовать и закон, согласно которому женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка, будут вы­даваться специальные сертификаты на сумму 250 тыс. рублей.

Через год после старта 4-х национальных проектов стало ясно, что экономика получила мощный толчок, особенно строительная отрасль. В 2006 r. прирост сданных жилых метров составил 15% ­впервые за постсоветские годы: Однако и рост стоимости жилья так­же был беспрецедентным: в среднем по стране, на треть, а в столице ­на 60%. Так что квартиры по-прежнему доступны лишь богатым гражданам. Поэтому в своем последнем Послании-2007 г. В.В. Пу­тин решительно потребовал развернуть жилищную программу под нужды всех граждан, в том числе и низкообеспеченных. «Не может, ­заявил он, - страна с такими резервами, накопленными за cчёт неф­тегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах». Даже поставленную в национальном проекте высокую планку - 80 млн кв. метров жилья в год президент назвал недоста­точной и выдвинул новые ориентиры: 100-130 млн кв. метров или фактически по 1 кв. метру в год на человека. Именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран. В Посла­нии-2007 Президент РФ предложил также «реанимировать долго­срочную государственную программу переселения людей из аварий­ного жилья, выделив на это дополнительно 150 млрд рублей из бюд­жета. Развивая идеи, заложенные в национальных проектах, глава государства поддержал инициативу объявления 2008 г. крупные личности, ни крупные достижения». Годом семьи в России: «нам надо возвращать моду на яркую, многодетную; счаст­ливую семейную жизнь, без которой, как правило, не возможны ни Путин предложил также переименовать создаваемый Фонд будущих поколений в Фонд национального благосостояния и использовать деньги из него на повышение качества жизни россиян.

 

В президентском послании 2007 г. Путин уделил большое внима­ние вопросам стратегии дальнейшего развития страны. За годы ре­форм власть неоднократно пыталась сформулировать стратегичес­кие задачи развития экономической и социальной сфер. Однако в силу объективных и субъективных причин развитие страны по-­прежнему носило инерционный характер. Власть вынуждена была, прежде всего, реагировать на возникающие угрозы развала государ­ства, экономики и социального взрыва. Весь текст Послания-2007 ориентирован на укрепление державы, на пер~ход от политики ста­билизации к политике развития, которая должна быть реализована вне зависимости от личности президента, которого изберут в 2008 г.

 

Внешняя политика. Первые годы XXI в. принесли новые вызовы и угрозы безопасности страны. С окончанием «холодной войны» на передний план стали выходить проблемы распространения ядерного оружия и международного терроризма. В условиях глубокого кризи­са мирового порядка и резкого обострения международной обста­новки Россия проводила независимую многовекторную политику. Саммит «Группы восьми» В Санкт- Петербурге в июле 2006 r. впервые прошедший под председательством России способствовал укрепле­нию ее позиций в мире. стал свидетельством ее растущего веса в ми­ровых делах. Президент Путин неоднократно заявлял, что внешняя политика не самоцель, а средство обеспечения подъема страны. Це­ли России на международной арене, сформулированные в новой ре­дакции Концепции внешней политики России, принятой еще летом 2000 г. предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских про­блем. Исходя из этих целей и задач Россия активно участвовала в вы­работке новой системы договоренностей, в создании нового баланса сил, чтобы обострения международной обстановки не привели к ха­осу или войне всех против всех, или к гегемонии одной державы. Международный терроризм, вновь драматически заявивший о себе захватом 1 сентября 2004 г. школы в Беслане, в результате которого по официальным данным погибло 330 человек и более 1300 постра­дало, заставил великие державы отвергнуть идею ядерного разору­жения как «романтизм» времен «холодной войны». Борьба с терро­ризмом вышла на первый план и в международной политике России.

После 11 сентября 2001 r. Соединенные Штаты активизировали свою политику на постсоветском пространстве. В Центральной Азии появились американские войска и базы. С началом иракской кампании  открыто обозначились стремление США включить в зону своей ответственности экономически и стратегически важный черномор­cкo-каспийский регион. Активизировалась военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах регионов кол­лективной безопасности стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Расходящиеся векторы политических инте­ресов Запада и России стали заметны уже в 2003-2005 гг. Выступая в Вильнюсе на конференции балтийско-черноморских государств ви­це-президент СllIA Д. Чейни обвинил Россию в том, она уже не идет по пути демократии и предложил ей сделать недвусмысленный вы­бор. Затем Запад обвинил Россию в политическом, энергетическом шантаже своих соседей, в том, что нефть и газ служат для нее инст­рументом политического давления. Результатом политики США стали и так называемые «цветные революции» в странах СНГ. Стремление США переделать мир по своему образу и подобию, в том числе и насильственным путем, негативно сказал ось на россий­ско-американских отношениях. Так называемое «дело Литвиненко связанное с загадочной смертью бывшего офицера российских спецслужб, стало дополнительным предлогом для подхлестывания нара­стающей на Западе кампании «презумпции виновности» России во всех бедах - от Грузии до Ирана, поводом объявить Россию  «врагом всего цивилизованного мира». Безусловно, попытки Запада поставить Россию «на место» стали следствием укрепления позиций России в мире, ее более активной политики по защите национальных интересов. Вследствие ценностного размежевания Россия и Америка стали «дрейфовать» в противоположных направлениях. Вынужденно укрепляя свой военный потенциал. (в 2005 г. резко возрос государственный оборонный заказ – с 1,7 до 5 млрд долларов, а в 2006 г. он составил уже 8 млрд) Россия одновременно демонстрирует своё стремление иметь тесные связи с европейскими странами, взаимовыгодные партнёрские отношения с США. Выступая в 10 февраля 2007 г. в Мюнхене Президент Путин объяснял Западу, что эпоха однополярного мира закончилась, и что в новом мире России будет одним из основных игроков. Если Запад хочет, чтобы Россия была его партнёром, следует перестать игнорировать её интересы. При этом Россия стремится глубже интегрироваться в мир, занять в нём важные экономические позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (18.03.2014)
Просмотров: 3410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0