Хозяйственная
реформа второй половины 60-х годов
(реформа Косыгина А.Н.)
27 – 29 сентября
1965 г. Пленум ЦК КПСС
принял решение о проведении реформы в промышленности в соответствии с основными идеями Е.
Либермана.
ЛИБЕРМАН Евсей Григорьевич (1897-1981), российский
экономист. Разработал концепцию управления промышленностью, идеи которой
явились основой хозяйственной реформы 1965 в СССР.
Причины проведения реформы
1) Спад темпов экономического развития. Замедление роста национального
дохода. В 1961 – 1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем
в предыдущую пятилетку., и недостаточно для решения основных
социально-экономических задач.
2) Осознание руководством страны, что хозяйственный механизм устарел. Из
центра было невозможно управлять десятками тысяч промышленных предприятий и
организаций.
3) научные дискуссии конца 50-х – начала 60-х гг. Математическая школа (Л.
Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов) сосредоточилась на поиске «оптимального
планирования», вновь в научный оборот вводятся такие ранее отвергнутые понятия,
как полезность, редкость, маржинальный счёт. После статьи Е. Либермана в газете
«Правда» в 1962 г.
в прессе разворачивается дискуссия о возможности использования прибыли в
качестве критерия эффективности работы предприятия. Часть учёных доказывала
необходимость перехода к экономическим методам управления, активизации
товарно-денежных отношений.
4) Венгерское восстание и польские события 1956 г. предостерегали
советское руководство против бездействия.
5) Непоследовательные и хаотичные реформы Н.С. Хрущёва не заложили
правовой и политической основы для последовательной и эффективной модернизации.
Поэтому требовалась иная основа для реформирования экономики.
Основные положения реформы
и их реализация
Главными положениями реформы стали изменение условий планирования и
усиление экономического стимулирования.
Пленум ЦК КПСС поставил задачу существенно изменить соотношение между
административными и экономическими методами управления в пользу последних.
Таким образом, изначально речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ
административно-командной системы.
- Адресное директивное планирование не
устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями (вместо 30 –
только 9).
- До реформы главным показателем работы
предприятия считался валовой объём произведённой продукции, что приводило к
неоправданно высокой стоимости изделий, выпуску низкокачественных, не
пользовавшихся спросом товаров. Теперь вместо объёма валовой продукции вводились
показатели: объема реализации продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи,
фонд заработной платы и ждр. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых
показателях, а в объёме реализованной продукции, т.е. учитывалось только то,
что действительно было продано.
-Перестройка системы ценообразования,
которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне,
обеспечивающих работу предприятий на началах хозрасчёта (в 1966 – 1967 гг. была
осуществлена реформа оптовых цен в промышленности).
- Главное новшество состояло в том, что
значительно расширялась автономия пред- приятий в связи с их переводом на
хозрасчёт. Основными принципами хозрасчёта являются самоокупаемость,
самофинансирование и самоуправление предприятий.
- Предприятия получили небывалую
свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности
труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.
- Для экономического стимулирования
производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть
доходов, которая делилась на три фонда: 1.фонд
материального поощрения (премиальный), 2. фонд социально-культурного и бытового
развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), 3. фонд
самофинансирования производства.
- Вместо совнархозов были восстановлено
управление через отраслевые
министерства. Причём отмечалось, что это будут не прежние министерства –
«диктаторы», а новые – партнёры и консультанты по организации производства в
условиях хозрасчёта.
- Замышлялось сочетание единого
государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки
утверждённых министерством и Госпланом планов было предоставлено лишь самим
предприятиям.
- За выпуск сверхплановой продукции
резко увеличены премии.
Первые 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности в порядке
эксперимента были переведены на новые условия хозяйствования в январе 1966 г. XXIII съезд КПСС (29 марта – 8 апреля 1966
г.), закрепляя принятый курс, провозгласил переход
от административных к экономическим методам управления. Решениями съезда
предполагалось увеличить производительность труда на 33 – 35%, добившись за
счёт этого прироста продукции на 80% (против 62% в предыдущую пятилетие).
Особенно высокими темпами должна была развиваться промышленность группы «Б»,
производящая предметы потребления.
По мере накопления опыта число предприятий, переведённых на новые
условия хозяйствования , увеличивалось. Но только к 1972 г. 90% предприятий (41
тыс. из 49 тыс. предприятий страны, производивших 93% промышленной продукции)
удалось перевести на новые условия работы.
Не удалась попытка реформировать строительство.
В годы восьмой пятилетки был осуществлён так называемый щекинский
эксперимент. Суть эксперимента: определялся стабильный фонд заработной платы
предприятия, а вся экономия этого фонда за счёт повышения производительности
труда и высвобождения работников использовалась для увеличения оплаты труда
остальных членов коллектива. За два года работы на Щекинском химическом
комбинате численность работающих сократилась на 870 человек. Однако с 1967 г. по 1969 г. лишь 200 предприятий
перешли на такую систему работы, несмотря на то, что щекинский метод был
официально одобрен ЦК КПСС.
Итоги
реформы
- За годы восьмой пятилетки (1966 – 1970
гг.) в строй вступило 1900 крупных промышленных предприятий и объектов, том
числе такие гиганты как Красноярская ГЭС, Конаковская , Бурштинская и
Криворожская ТЭС, автомобильный завод в Тольятти.
- Только за 1970 г. промышленной
продукции было выпущено в 2 раза больше, чем за 1929 – 1940 гг.
- В ряде отраслей повышены заработные
платы. В 1966-1970 гг. построено свыше 11 миллионов квартир.
- Определённые успехи достигнуты в
сельском хозяйстве. В 1966-1970 гг. сбор зерна достиг 167 млн. тонн, а в 1970 –
186 млн. тонн.
- Среднегодовой темп прироста
национального дохода в годы восьмой пятилетки составил 7,7 %, а темп роста
производительности труда – 6,8%.
- Фонды экономического стимулирования
были ограничены лимитами (не более 3% от зарплаты рабочих). Сверхлимитную
прибыль следовало отчислять в государственный бюджет, что наносило ущерб
интересам наиболее рентабельных предприятий, дискредитировало саму идею
хозрасчёта, разрушало материальную заинтересованность работников. Оплата труда
по-прежнему базировалась на тарифах, индивидуальной сдельщине и повременщине,
была слабо связана с результатами производственной деятельности.
- Расширение самостоятельности
предприятий в планировании позволило предприятиям занижать плановые задания,
выбирать более лёгкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий
рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А.Н.
Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств
из фондов предприятий на покрытие бюджетного дефицита.
- Реформам Косыгина противостояли старые
производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее
экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на
материальную недвусмысленно показала, что это ведёт к немедленному разрушению
всей ппланговой системы, и от этой идеи тут же отступили.
- Реформа была обречена, так как
преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в
политической и социальной сферах.
- Ряд современных исследователей
считает, что достижения восьмой пятилетки не быи напрямую связаны с
воздействием экономической реформы, а являлись следствием того, что диктат
совнархозов был разрушен, а диктат министерств и ведомств ещё не набрал
окончательную силу. В результате предприятия оказались «предоставлены сами
себе».
-
Опыт восьмой пятилетки показал, что дальнейшее продвижение вперёд требовало
глубокого трансформирования всей экономической (а следовательно, и
политической) системы.
-
Реформу никто не отменял, но она сошла на нет после чехословацких событий 1968 г. и открытия в
Западной Сибири в 1964 г.
колоссальных запасов нефти и газа.
Приток «нефтедолларов позволял поддерживать советскую экономику,
пренебрегая её низкой эффективностью ( в 70-е гг. более 180 млрд. $).
|