Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Реформа А.Н. Косыгина

Хозяйственная реформа второй половины 60-х годов

 (реформа Косыгина А.Н.)

 

 

 

27 – 29 сентября 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении реформы в промышленности  в соответствии с основными идеями Е. Либермана.

ЛИБЕРМАН Евсей Григорьевич (1897-1981), российский экономист. Разработал концепцию управления промышленностью, идеи которой явились основой хозяйственной реформы 1965 в СССР.

Причины проведения реформы

 

1) Спад темпов экономического развития. Замедление роста национального дохода. В 1961 – 1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку., и недостаточно для решения основных социально-экономических задач.

2) Осознание руководством страны, что хозяйственный механизм устарел. Из центра было невозможно управлять десятками тысяч промышленных предприятий и организаций.

3) научные дискуссии конца 50-х – начала 60-х гг. Математическая школа (Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов) сосредоточилась на поиске «оптимального планирования», вновь в научный оборот вводятся такие ранее отвергнутые понятия, как полезность, редкость, маржинальный счёт. После статьи Е. Либермана в газете «Правда» в 1962 г. в прессе разворачивается дискуссия о возможности использования прибыли в качестве критерия эффективности работы предприятия. Часть учёных доказывала необходимость перехода к экономическим методам управления, активизации товарно-денежных отношений.

4) Венгерское восстание и польские события 1956 г. предостерегали советское руководство против бездействия.

5) Непоследовательные и хаотичные реформы Н.С. Хрущёва не заложили правовой и политической основы для последовательной и эффективной модернизации. Поэтому требовалась иная основа для реформирования экономики.

 

                     Основные положения реформы и их реализация

 

 

       Главными положениями реформы стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования.

      Пленум ЦК КПСС поставил задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в пользу последних. Таким образом, изначально речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ административно-командной системы.

 

- Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями (вместо 30 – только 9).

- До реформы главным показателем работы предприятия считался валовой объём произведённой продукции, что приводило к неоправданно высокой стоимости изделий, выпуску низкокачественных, не пользовавшихся спросом товаров. Теперь вместо объёма валовой продукции вводились показатели: объема реализации продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи, фонд заработной платы и ждр. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объёме реализованной продукции, т.е. учитывалось только то, что действительно было продано.

-Перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых  цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающих работу предприятий на началах хозрасчёта (в 1966 – 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности).

- Главное новшество состояло в том, что значительно расширялась автономия пред- приятий в связи с их переводом на хозрасчёт. Основными принципами хозрасчёта являются самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий.

- Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.

- Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: 1.фонд материального поощрения (премиальный), 2. фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), 3. фонд самофинансирования  производства.

- Вместо совнархозов были восстановлено управление через отраслевые  министерства. Причём отмечалось, что это будут не прежние министерства – «диктаторы», а новые – партнёры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчёта.

- Замышлялось сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причём право корректировки утверждённых министерством и Госпланом планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

- За выпуск сверхплановой продукции резко увеличены премии.

        Первые 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности в порядке эксперимента были переведены на новые условия хозяйствования в январе 1966 г. XXIII съезд КПСС (29 марта – 8 апреля 1966 г.), закрепляя принятый курс, провозгласил переход от административных к экономическим методам управления. Решениями съезда предполагалось увеличить производительность труда на 33 – 35%, добившись за счёт этого прироста продукции на 80% (против 62% в предыдущую пятилетие). Особенно высокими темпами должна была развиваться промышленность группы «Б», производящая предметы потребления.

         По мере накопления опыта число предприятий, переведённых на новые условия хозяйствования , увеличивалось. Но только к 1972 г. 90% предприятий (41 тыс. из 49 тыс. предприятий страны, производивших 93% промышленной продукции) удалось перевести на новые условия работы.

        Не удалась попытка реформировать строительство.

        В годы восьмой пятилетки был осуществлён так называемый щекинский эксперимент. Суть эксперимента: определялся стабильный фонд заработной платы предприятия, а вся экономия этого фонда за счёт повышения производительности труда и высвобождения работников использовалась для увеличения оплаты труда остальных членов коллектива. За два года работы на Щекинском химическом комбинате численность работающих сократилась на 870 человек. Однако с 1967 г. по 1969 г. лишь 200 предприятий перешли на такую систему работы, несмотря на то, что щекинский метод был официально одобрен ЦК КПСС.

 

   

Итоги реформы

 

- За годы восьмой пятилетки (1966 – 1970 гг.) в строй вступило 1900 крупных промышленных предприятий и объектов, том числе такие гиганты как Красноярская ГЭС, Конаковская , Бурштинская и Криворожская ТЭС, автомобильный завод в Тольятти.

- Только за 1970 г. промышленной продукции было выпущено в 2 раза больше, чем за 1929 – 1940 гг.

- В ряде отраслей повышены заработные платы. В 1966-1970 гг. построено свыше 11 миллионов квартир.

- Определённые успехи достигнуты в сельском хозяйстве. В 1966-1970 гг. сбор зерна достиг 167 млн. тонн, а в 1970 – 186 млн. тонн.

- Среднегодовой темп прироста национального дохода в годы восьмой пятилетки составил 7,7 %, а темп роста производительности труда – 6,8%.

- Фонды экономического стимулирования были ограничены лимитами (не более 3% от зарплаты рабочих). Сверхлимитную прибыль следовало отчислять в государственный бюджет, что наносило ущерб интересам наиболее рентабельных предприятий, дискредитировало саму идею хозрасчёта, разрушало материальную заинтересованность работников. Оплата труда по-прежнему базировалась на тарифах, индивидуальной сдельщине и повременщине, была слабо связана с результатами производственной деятельности.

- Расширение самостоятельности предприятий в планировании позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более лёгкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А.Н. Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств из фондов предприятий на покрытие бюджетного дефицита.

- Реформам Косыгина противостояли старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведёт к немедленному разрушению всей ппланговой системы, и от этой идеи тут же отступили.

- Реформа была обречена, так как преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.

- Ряд современных исследователей считает, что достижения восьмой пятилетки не быи напрямую связаны с воздействием экономической реформы, а являлись следствием того, что диктат совнархозов был разрушен, а диктат министерств и ведомств ещё не набрал окончательную силу. В результате предприятия оказались «предоставлены сами себе».

- Опыт восьмой пятилетки показал, что дальнейшее продвижение вперёд требовало глубокого трансформирования всей экономической (а следовательно, и политической) системы.

- Реформу никто не отменял, но она сошла на нет после чехословацких событий 1968 г. и открытия в Западной Сибири в 1964 г. колоссальных запасов нефти и газа.  Приток «нефтедолларов позволял поддерживать советскую экономику, пренебрегая её низкой эффективностью ( в 70-е гг. более 180 млрд. $).

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (18.03.2014)
Просмотров: 2520 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0