Оттепель в культуре
Термин «оттепель» связан с одноимённым
произведением писателя Ильи Эренбурга, изданного в 1954 г., не имевшего особой
художественной ценности, но вызвавшего бурные дискуссии. Однако писатель нашёл
точное определение периоду, наступившему после сталинской «зимы» в духовной
жизни.
Оттепель – некоторое
ослабление государственного контроля над духовной жизнью советского общества;
разрешение ограниченной критики в рамках партийного курса культа личности и
нарушений «ленинских» принципов социалистического строительства.
Изменения
в духовной жизни не были устойчивыми, идеологические послабления сменялись
грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. «оттепель» сошла
на нет. Но её значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. Был
сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного
наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного
обмена. В годы оттепели сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции,
которое впоследствии сыграло важную роль в период перестройки.
«Оттепель» хронологически принято делить на два периода:
I – март 1953 - февраль 1956 г. (От смерти И.В.
Сталина до XX съезда
КПСС). II – февраль 1956 г. – 1964 г. (От XX съезда КПСС до смещения
Н.С. Хрущёва со всех постов).
После смерти И.В. Сталина появились
произведения, ознаменовавшие появление нового направления в советской
литературе – обновленческого. Одной из первых таких статей стала опубликованная
в 1953 г.
в «Новом мире» (1953, № 12) статья В. Померанцева «Об искренности в
литературе», где автор впервые поставил вопрос о том, что «честно писать – это
значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же
поднимался вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных
школ и направлений. В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи
В.Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения
И. Эренбурнга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова
(«Волга-матушка река») и др. Впервые за многие годы здесь был поставлен вопрос
о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране.
Мнение читателей, поддержавших В.
Помернанцева, коренным образом разошлись с позицией критики, обвинившей его в
забвении принципа партийности литературы. Результатом дискуссии стали закрытое
решение ЦК партии об ошибках журнала «Новый мир» и отстранение А. Твардовского
от должности главного редактора в августе 1954 г.
Попытки А. Фадеева, руководителя Союза
писателей СССР, добиться изменения отношения со стороны кураторов из ЦК КПСС
привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме
Твардовский писал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным
руководством партии», а в литературе, даже самых признанных, низвели до
положения мальчиков, уничтожали «идеологически ругали и называли это
партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («не
хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).
Невозможность действовать репрессивными
методами вынуждала партийное руководство искать новые приёмы воздействия на
интеллигенцию. С 1957 г.
регулярными стали встречи руководства ЦК КПСС с литературы и искусства. Личные
вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами,
приобретали характер официальных оценок. Н.С. Хрущёв заявлял: «... Просят за
молодых этих левых художников, и пишут: пусть работают и те и другие, пусть-де,
мол, в изобразительном искусстве будет мирное сосуществование. Это, товарищи,
грубая политическая ошибка. Мирное сосуществование возможно, но не в вопросах
идеологии».
1 декабря 1962 г. Н.С. Хрущёв посетил
выставку «художников – новаторов» в Манеже. По специальной просьбе Отдела
культуры ЦК КПСС на выставке были представлены работы около 60 авторов из
студии Элия Михайловича Белютина. Всего же в студию входило почти 600 человек. Глядя
на картину Л. Мечникова, сказал: «Вы что – мужики или педерасты проклятые, как
вы можете так писать? Есть у вас совесть?...» [Белютин Э. Хрущёв и Манеж
//Дружба народов. 1990, № 1. – С. 136 – 142.]
Слова Н.С. Хрущёва об искусстве Эрнста Неизвестного: « Ваше искусство
похоже вот на что: вот если бы человек забрался в уборную, залез бы внутрь
стульчака и оттуда, из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на
стульчак кто-то сядет. На эту часть тела смотрит изнутри, из стульчака. Вот что
такое ваше искусство. И вот ваша позиция, товарищ Неизвнестный, вы в стульчаке
сидите». [Ромм М. Четыре встечи с Н.С . Хрущёвым. Никита Сергеевич Хрущёв. Материалы
к биографии. – М.: Изд. – во политич. лит-ры, 1989. – С.141 – 142.]
|