Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Оттепель" в культуре

Оттепель в культуре

 

 

 

    Термин «оттепель» связан с одноимённым произведением писателя Ильи Эренбурга, изданного в 1954 г., не имевшего особой художественной ценности, но вызвавшего бурные дискуссии. Однако писатель нашёл точное определение периоду, наступившему после сталинской «зимы» в духовной жизни.

     Оттепель – некоторое ослабление государственного контроля над духовной жизнью советского общества; разрешение ограниченной критики в рамках партийного курса культа личности и нарушений «ленинских» принципов социалистического строительства.

        Изменения в духовной жизни не были устойчивыми, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. «оттепель» сошла на нет. Но её значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. Был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного обмена. В годы оттепели сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в период перестройки.

      «Оттепель»  хронологически принято делить на два периода: I – март 1953  - февраль 1956 г. (От смерти И.В. Сталина до XX съезда КПСС). II – февраль 1956 г. – 1964 г. (От XX съезда КПСС до смещения Н.С. Хрущёва со всех постов).

      После смерти И.В. Сталина появились произведения, ознаменовавшие появление нового направления в советской литературе – обновленческого. Одной из первых таких статей стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» (1953, № 12) статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», где автор впервые поставил вопрос о том, что «честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений. В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В.Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурнга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Впервые за многие годы здесь был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране.

     Мнение читателей, поддержавших В. Помернанцева, коренным образом разошлись с позицией критики, обвинившей его в забвении принципа партийности литературы. Результатом дискуссии стали закрытое решение ЦК партии об ошибках журнала «Новый мир» и отстранение А. Твардовского от должности главного редактора в августе 1954 г.

     Попытки А. Фадеева, руководителя Союза писателей СССР, добиться изменения отношения со стороны кураторов из ЦК КПСС привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме Твардовский писал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а в литературе, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

    Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК КПСС с литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Н.С. Хрущёв заявлял: «... Просят за молодых этих левых художников, и пишут: пусть работают и те и другие, пусть-де, мол, в изобразительном искусстве будет мирное сосуществование. Это, товарищи, грубая политическая ошибка. Мирное сосуществование возможно, но не в вопросах идеологии».

      

    1 декабря 1962 г. Н.С. Хрущёв посетил выставку «художников – новаторов» в Манеже. По специальной просьбе Отдела культуры ЦК КПСС на выставке были представлены работы около 60 авторов из студии Элия Михайловича Белютина. Всего же в студию входило почти 600 человек. Глядя на картину Л. Мечникова, сказал: «Вы что – мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?...» [Белютин Э. Хрущёв и Манеж //Дружба народов. 1990, № 1. – С. 136 – 142.]

   Слова Н.С. Хрущёва об искусстве Эрнста Неизвестного: « Ваше искусство похоже вот на что: вот если бы человек забрался в уборную, залез бы внутрь стульчака и оттуда, из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на стульчак кто-то сядет. На эту часть тела смотрит изнутри, из стульчака. Вот что такое ваше искусство. И вот ваша позиция, товарищ Неизвнестный, вы в стульчаке сидите». [Ромм М. Четыре встечи с Н.С . Хрущёвым. Никита Сергеевич Хрущёв. Материалы к биографии. – М.: Изд. – во политич. лит-ры, 1989. – С.141 – 142.]

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (03.02.2013)
Просмотров: 1645 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0