Новое
мышление
В период перестройки произошли позитивные
перемены во внешней политике СССР. В многочисленных выступлениях советского
Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась
необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира.
Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами, в
частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных
конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских
войск из Афганистана. В декабре 1988
г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С.
Горбачев сформулировал новую концепцию внешней политики.
Концепция нового политического мышления предусматривала:
1) отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;
2) отказ от силовых методов
решения международных проблем;
3) отказ от принципов
пролетарского интернационализма;
4)переосмысление современного мира и проведение политики с позиции
общечеловеческих ценностей.
Таким образом,
начался медленный отход от идей «мировой революции». Независимость от
идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных
отношений. Были выдвинуты важнейшие внешнеполитические инициативы в области
разоружения, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной
жизни.
В 1985 г. новым министром
иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе. Основными
направлениями внешней политики стали:
2)
нормализация отношений Восток—Запад через
разоружение;
3)
разблокирование региональных конфликтов;
4)
тесные экономические и политические международные
контакты.
Об изменении
прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали
состоявшиеся в Женеве осенью 1985
г. Советско-американские переговоры. В
подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная
война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявили о своем
отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута
договоренность о расширении отношений двух стран.
Советское
правительство приняло несколько законов, соответствующих международному
законодательству в области прав человека, в частности Указ о выезде и въезде
граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление
взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.
Обновленные
подходы к решению международных вопросов явились основой широкого
сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялось несколько
встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем).
Принятые в итоге переговоров соглашения (1987) предусматривали уничтожение на
территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей
дальности. В июне 1991 г.
в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений
(СНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало
разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей
партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности
СССР.
Активизировались
государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).
Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития
экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный
фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с
государствами Северной Европы — Швецией, Норвегией, Финляндией. Была
достигнута договоренность о совместном с ними освоении природных богатств
Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.
Серьезные перемены
произошли в отношениях СССР с государствами Восточной Европы. В
результате исторического развития начиная с 40-х гг. страны СЭВ оказались в
значительной степени оторваны от сложных реальностей мирового рыночного
хозяйства и ориентировались на натуральный обмен. В сфере духовной, несмотря на
лозунги о взаимовлиянии культур, многие лучшие достижения культур народов
Восточной Европы упорно замалчивались в СССР, и наоборот. В сфере политической
приоритетным для восточноевропейских стран считалось следование в русле
политических установок, предлагаемых СССР. Конечно, абсолютного единообразия
достичь так и не удалось. Конфликты с Югославией и Албанией, подозрительность к
процессам изменения общественного сознания в восточноевропейских странах — все
это существовало в реальности. В то же время миллионы людей в СССР привыкли
думать о странах Восточной Европы как о надежных военно-политических и
экономических союзниках. Отсутствие полноты информации приводило к тому, что
вооруженные акции руководства партии и государства, направленные против
массовых выступлений в странах Восточной Европы, воспринимались как вполне
закономерные. Так было в Берлине в июне 1953 г., в Будапеште в ноябре 1956 г., в Праге в 1968 г.
Во второй
половине 80-х гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и
экономической жизни СССР и восточноевропейских стран. Неуклонное падение
доверия к руководству, политическая слабость правящих партий, несмотря на их
значительную формальную численность, низкая эффективность экономических
структур, их невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, нарастание
оппозиционных настроений в народных массах — все это означало объективную
слабость существования политических режимов. Главным лозунгом антитоталитарных
движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократических свобод
и борьба
за права человека.
СССР на этот раз
не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной
Европе. Если бы подобные действия были начаты, то они могли бы с большой долей
вероятности привести к новой мировой войне. Именно этот аспект политики,
связанной с именем М. С. Горбачева, стал основным при присуждении ему
Нобелевской премии мира (1990
г.).
Развал
социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привел к прекращению
деятельности таких структур, как Организация Варшавского Договора и Совет
Экономической Взаимопомощи. В то же время ни М. Горбачев, ни правительство СССР
не смогли предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся
интеграционных связей СССР и стран Восточной Европы. Восприятие происходящих в
Восточной Европе событий было в нашей стране далеко не единодушным. Часть
общества приветствовало их, тем более что было ясно: без начала перестроечных
процессов стимула к изменениям в Восточной Европе могло бы и не быть. Среди
другой части общества возникла резкая настороженность, а то и неприятие
случившегося. Уход из Восточной Европы советских войск стал выдаваться за
«сдачу позиций без боя», как будто независимые восточноевропейские страны были
провинциями нашей страны. Однако многие военные специалисты, в принципе
соглашаясь с неизбежностью вывода войск из Восточной Европы, указывали на
сомнительную поспешность этой акции, считая, что растягивание данного процесса
во времени придало бы ему меньшую болезненность.
В центре
европейских проблем в конце 1989—1990 гг. встала германская проблема.
Никто в мире не мог предсказать еще в начале 1989 г., что к концу года в
ГДР возникнет мощное объединительное движение. Ликвидация Берлинской стены,
формирование нового правительства в ГДР, создание экономического союза с ФРГ,
а затем рождение объединенной Германии, ставшей по количеству населения,
экономическому потенциалу самой мощной страной Европы, шло быстрыми темпами. С
согласия Советского Союза 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии.
Советская
внешнеполитическая доктрина характеризовалась усилением внимания ко
всем странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Особенно в этом
направлении выделялись усилия для налаживания связей с Японией, чей огромный
экономический потенциал может быть включен в развитие многих отраслей хозяйства
нашей страны.
Из отношений с
другими странами этого региона следует выделить нарастающие экономические
контакты с Южной Кореей, с которой были установлены
дипломатические отношения. В 1989
г. М. С. Горбачев посетил Китай с
официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены
многие спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.
Специальной
сферой внимания Советского Союза оставалась ситуация в Афганистане.
После вывода советских войск, закончившегося в феврале 1989 г., там сохранялась
исключительно сложная ситуация. Продолжалась гражданская война. В этих условиях
предпринимались значительные дипломатические усилия с целью активизации
мирного процесса в Афганистане, проводились консультации с Соединенными Штатами
и другими странами по этой проблеме.
В сентябре 1991 г. достигнута договоренность
о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.
После
длительного периода, характеризовавшегося почти полным отсутствием контактов с
Израилем, возобновились культурные и отчасти экономические связи с этим
государством. СССР продолжал поддерживать дружественные связи и с рядом
арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к
оккупационной политике Ирака, захватившего Кувейт.
Открытое
обсуждение проблем взаимоотношений с развивающимися странами привело к
обнародованию немалого числа фактов, цифр, связанных с тем, что в предыдущие
годы характер советской помощи странам «третьего мира» был весьма
односторонним, с упором на военную помощь, причем поставки вооружения
исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе
возврата долгов. Многие представители общественности, дипломаты ставили вопросы
о необходимости сбалансировать по сути безвозвратные поставки, изменить
характер этих взаимоотношений, сделать их по-настоящему взаимовыгодными,
поставить эти связи под строгий парламентский контроль. Процесс изменений
начался и в сфере внешнеполитической деятельности.
Таким образом, в период перестройки внешняя
политика СССР характеризуется принятием концепции «нового политического
мышления». Рядом смелых инициатив СССР выступил лидером радикальной перестройки
международных отношений, означающей окончание «холодной войны».
|