Происхождение славян
Версия Нестора-летописца
Вот повесть минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал
первым княжить и как возникла Русская земля
- Так начнём повесть сию.
- По потопе трое сыновей Ноя
разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия,
Бактрия...
- Хаму же достался юг: Египет,
Эфиопия...
- Иафету же достались страны запада и
север:..
Так начинается "Повесть временных
лет" - самый древний труд по русской истории, дошедший до нас. Он был
создан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1110 года.>2< До нас дошли поздние
списки (не ранее 1377 года - Лаврентьевская летопись) её редакций, выполненных
другими авторами в 1116 (редакция игумена киевского Выдубецкого монастыря
Сильвестра) и 1118 годах (третья редакция), но редактирование в основном
касалось текущей политики и в меньшей степени затрагивало исторические данные.
У Нестора были предшественники. К ним
относятся автор "Сказания о первоначальном распространении
христианства" - чисто житийного произведения, созданного около 1037-1039
г.г. и монах Киево-Печерского монастыря Никон, составивший в 1093 году
Начальный летописный свод. Он ввёл уже погодную запись событий. (Общепринятые
результаты исследований А.А.Шахматова и др.)
Но именно Нестора с полным правом можно
назвать не писателем или летописцем, а именно учёным-историком. Нестор создал
труд, смысл которого - постижение истории, а методы, использованные Нестором:
сравнительный анализ различных сообщений об одном и том же событии,
сопоставление сообщений о событиях с памятниками материальной культуры, интерес
к причинно-следственным связям, специальные разыскания для выяснения
недостающих фактов и т.д. - это вполне научные методы не свойственные ни тем,
кто пишет хронику событий, ни тем более житийным писателям.
Повесть состоит из погодных записей,
рассказывающих о событиях того или иного года. Их предваряет некоторое
введение, где Нестор даёт ответы на вопросы: о происхождении славян в связи с происхождением
всех известных народов, о происхождении тех славян, которые населяют Русскую
землю, и о происхождении самой Русской Земли, как государственного образования,
т.е. о начале исторического времени для восточных славян.
Первый вопрос - откуда пошли славяне
вообще, Нестор разрешает в библейской традиции, определяя славян наравне с
другими народами запада и севера как потомков сыновей Иафета, а их язык как
результат вавилонского смешения языков. По разрушении же столпа [Вавилонского]
и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама
южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти
двух язык произошёл и народ славянский от племени Иафета - так называемые
норики, которые есть славяне. Т.е. первые славяне были норики. Среди
известных народов под нориками можно понимать жителей царства, а затем римской
провинции Норик, расположенной на левобережье Дуная на территории современных
Австрии, Венгрии, Словении.
Следующий этап - разделение славян на
разные племена. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Спустя
много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская.
От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест,
на которых сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава и прозвались
морава, а другие прозвались чехи. А вот ещё славяне: белые хорваты, и сербы, и
хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и
притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от
тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные -
поморяне.
Второй вопрос - как славяне расселились
по Русской равнине, Нестор связывает с первичным расселением славян из
Придунавья. Так же и эти славяне (непосредственное продолжение
предыдущей цитаты) пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие
древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною
и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке
впадающей в Двину, по имени Полота, от неё получили название полочане. Те же
славяне, которые сели около озера Ильмень, прозывались своим именем -
славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне,
и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени
его и грамота назвалась "славянская".
Ещё дважды возвращается Нестор к
расселению восточных славян. От этих последних [полочан] произошли
кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, их же город Смоленск:
именно там сидят кривичи.
От них же происходят
северяне. Поляне же живущие сами по себе, как мы уже говорили, были из
словенского рода и только после назвались полянами, древляне произошли от тех
же славян и так же не сразу назвались древлянами, радимичи же и вятичи - от
рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко; и пришли и
сели; Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим
на Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире
поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу,
где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем.
Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились
города их и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь". Здесь Нестор дал объяснение эпитету
"великая", а не основному названию - Скифь. Ещё во времена императора
Диоклетиана (284-305 г.г.) территория по побережью Чёрного моря от Дуная до
Днестра была выделена в римскую провинцию Малая Скифия и под этим же названием
эта провинция была в составе Византии до завоевания её болгарами. Под Великой
Скифией греки понимали всю Восточно-европейскую равнину.
Третий вопрос - это вопрос о
происхождении государства. Причём, если в современном русском сознании и языке
существует оппозиция народ - государство (Лозунг типа "народ и партия
едины" лишь подтверждает их разъединённость самим фактом необходимости
своего существования; "антинародное государство" "народные массы
и правящий класс" и т.п.) то в Несторово время термин Земля означал не
столько территорию, сколько народ, объединённый государственной организацией.>3-380 (к. с.7)< Таким образом, история народа - это история его государства и наоборот.
Начало государственной истории Нестор
определяет на год 6360 от сотворения мира (852 от рождества Христова). В год
6360 [852] индикта 15 [15 год пятнадцатилетнего византийского цикла,
начинающегося от сотворения мира], когда начал царствовать Михаил [в
действительности в 842 году] стала прозываться Русская земля. Узнали мы об
этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом
в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнём и числа положим.
Продолжившие Несторово начинание
летописцы продолжали его только в одном направлении - делали погодные записи.
Следующего историка России пришлось ждать до XVIII века, до петровских времён.
Тогда были не только собраны и прочитаны светскими деятелями русские летописи,
чем занимался в частности В.Н.Татищев, собрание которого сгорело в московском
пожаре 1812 года, но прочтены и труды античных авторов: Геродота, Тацита,
Плиния Младшего, Страбона и др>4<. Версия Нестора о нориках и дунайском происхождении
славян поддержки не нашла. Первославянами с этих пор стали считать венедов. Ещё
у М.В.Ломоносова в работе "Древняя российская история", написанной в
1754-1758 годах, можно прочитать: "Древнейшее всех переселение славян, по
известиям старинных писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя
путями происходило усмотреть нетрудно. Ибо венеды от Трои с Антенором плыли
Архипелагом [острова Эгейского моря], Посрединным и Адриатическим морем".>5<
С этой же версией, хотя и не в столь
экзотической форме, как у М.В.Ломоносова, согласились, впрочем, не придавая
проблеме этногенеза большого значения, авторы классических трудов по истории
России, С.М.Соловьёв, первый том его "Истории России с древнейших
времён" вышел в 1851 году, и В.О.Ключевский, первый том "Курса
русской истории" - 1904 г. Время начала истории восточных славян и истории
русской государственности эти авторы согласуют с данными "Повести
временных лет".
|