Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Прогресс и его критерии

Общественный прогресс и его критерии

 

Прогресс - направление развития, характеризующееся пере­ходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более­ совершенному, переход, на более высокую ступень развития, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционныx возможностей.

Регресс - понятие противоположное, движение от высшего к низшему.

Представления об определенной направленности обществен­ного развития появились еще в древности, когда развитие обще­ства понималось в основном как простая последовательность со­бытий, либо как постепенная деградация от исходного «золотого века».

Греческий поэт VII в. до н.э. Гесиод выделял пять стадий раз­вития общества, считая, что человечество деградировало от «зо­лотого века», где люди жили легко и беспечно, к веку «железно­му», в котором царит зло и отсутствует справедливость. Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот , повторение одних и тех же стадий. Идея прогресса заключалась в прогрессе в умственной сфере, в усвоении и углублении знаний о мире и человеке. Не будучи властен над судьбой, человек должен следовать установленному порядку, этот порядок и есть резуль­тат умственного прогресса.

В средневековой христианской Европе прогресс рассматривался либо как совершенствование внутреннего мира человека, его души, либо как наступление царства Божия на Земле и соответствующе­го идеального общественного порядка. Прогресс, таким образом, рассматривался вне рамок исторического развития.

В эпоху Возрождения с понятием прогресса связывали увеличение власти человека над природой и уменьшение зависимости от нее.

Французские просветители Ж. Кондорсе и А. Тюрго выдвину­ли в качестве критерия прогресса развитие разума. Кондорсе счи­тал историю продуктом разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». Тюрго большое значе­ние в общественном развитии придавал росту экономики, про­грессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменениями форм хозяйственной жизни.

Ж. -Ж. Руссо обратил внимание на противоречивость прогрес­са, так как он разрушает целостность и гармоничность личности.

А. Сен-Симон считал, что каждая общественная система яв­ляется шагом вперед в истории. Движущими силами обществен­ного развития он считал прогресс научных знаний, морали и ре­лигии.

Итальянский философ XVII-XVIII вв. Дж. Вико создал теорию исторического круговорота, согласно которой в человеческой ис­тории повторяются одни и те же стадии, человечество постоянно возвращается к исходному пункту, когда после зрелости наступа­ет упадок, конец истории.

Немецкий философ Ф. Шеллинг видел прогресс в приближе­нии к правовому устройству. Г. Гегель считал источником прогресса развитие знания (теологическое - метафизическое - научное), а критерий видел в сознании свободы.

К. Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ (общественно-экономических формаций), источник развития общества видел в изменении способа производства ма­териальных благ, в развитии производительных сил.

О. Конт видел в прогрессе «фундаментальный принцип че­ловеческого общества», Г. Спенсер настаивал на том, что «прогресс» не есть ни дело случая, ни дело, подчиненное воле человеческой, а «благотворная необходимость».

XX век, полный драматических и трагических событий, поро­дил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества.

О. Шпенглер, считая, что Запад начал уже переход от культу­ры к цивилизации, предсказывал закат европейской цивилизации к 2000 г.

А. Тойнбu, отказавшись от концепции единства мировой ис­тории, выделил локальные цивилизации, в каждой из которых

различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разло­жения.

К. Поппер, определяя прогресс как движение к какой-либо цели, говорил о возможности прогресса только для отдельных человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса в целом.

Другая часть ученых и мыслителей,, не отвергая очевидности прогрессивного развития общества, связывает прогресс с развити­ем социальных отношений, процессами модернизации, усложне­ния производства и управления, изменения роли науки и инфор­мации.

Американский экономист Дж. Гелбрейт связывает прогресс человечества с прогрессом техники. В своей теории конвергенции он утверждает, что главная задача общества - развитие произ­водства, поэтому реальная власть переходит к лицам, управляю­щими производством (менеджеров). Это способствует слиянию двух общественных систем (капитализма и социализма) и ведет к созданию единого индустриального общества.

Концепции постиндустриального общества (У. Ростoy, Р. Арон, О. Тоффлер) рассматривают современную цивилизацию как очеред­ной прогрессивный этап в истории человечества.

Во всех современных концепциях прогрессивного развития человечества доминирует евроцентристское видение мира: дости­жения и ценности западного общества рассматриваются как опре­деляющие развитие всего современного мира.

Общественный прогресс противоречив, современные мысли­тели постепенно отказываются от идеи совершенного общества, в котором найдут· полное разрешение все проблемы, волнующие человека. Прогресс - не прямая линия, возможны срывы, отка­ты назад, регресс. Прогресс в одной сфере общественных отноше­ний может вызвать регресс в других (например, проблемы эколо­гии тесно связаны с уровнем развития производства) .

Современный мир весьма противоречив, его противоречия носят глобальный характер. В экономике главным противоречи­ем сегодня является противоречие между Севером и Югом, меж­ду развитыми и развивающимися странами.

В культуре развиваются противоречия между традиционны­ми и техногенными культурами, между культурами, базирую­щимися на разных религиях. Традиционная культура, характерная для стран Юга, ориентирована на устойчивую систему ценно­стей, на сохранение традиций. Традиционные культуры часто ба­зируются на исламе, на национальных религиях и верованиях.

Для техногенной культуры характерны отказ от традиций и быстрая смена духовных ценностей. В религиозном отношении индустриальное общество ориентировано на христианство.

В социальной сфере наиболее очевидным является противо­речие между устойчивым ростом населения и ограниченным ко­личеством средств существования.

Продолжает сохраняться и влиять на развитие общества со­циально-экономическое противоречие между человеческим и ма­шинным факторами производства, при котором человек является как бы придатком машин, при этом технологические сбои и нару­шения могут привести к катастрофическим последствиям.

Сегодня утверждается точка зрения, что главной целью об­щественного развития является создание условий для всесторон­него развития человеческой личности. Поэтому критерием про­гресса является та степень свободы, которую общество может предоставить личности для наиболее полной реализации ее воз­можностей.

Движущей силой исторического процесса является деятель­ность всех его участников: социальных общностей, их организа­ций, выдающихся личностей, индивидов. В столкновении проти­воборствующих сил пробивается общая линия прогресса. Твор­ческие силы исторического процесса - те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные изменения в обществе или активно участвуют в их осуществлении.

Прогрессивные изменения осуществляются через революции или через реформы.

Революция - это переход из одного качественного состояния в другое. В обществе происходят разнообразные революции в про­изводительных силах, науке и технике, в сознании и культуре. В отличие от них, социальная революция - это качественные изме­нения в общественных отношениях, во всей их системе. Составной частью социальной революции всегда является революция по­литическая - переход власти в руки нового класса. Сегодня про­исходит постепенный отказ от идеи закономерности социальных революций для решения назревших исторических задач.

Гораздо чаще изменения происходят в результате реформ. Реформа - это преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных от­нощений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса. Реформы предполагают сравнительно медленные, посте­пенные изменения, тогда как революция - это всегда быстрые преобразования.

Современное обществознание оперирует также понятием «ин­новация», под которым понимается рядовое, однократное улуч­шение какой-либо стороны жизни общества.

Современное понимание прогресса, таким образом, отвергает идею обязательности прогрессивного развития с силу объектив­ных социально-исторических законов. Выбор прогрессивных тен­денций развития зависит прежде всего от людей, а не изначально задан.

 

Эволюция

Революция

Реформа

Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом

Относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества

Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение, переустройство тех или иных сторон общественной жизни

 

 

 

 

Главные проявления мирового социального прогресса

Мировой социальный прогресс:

Рост благосостояния и социальной защищённости людей

Ослабление конфронтации между людьми

Стремление людей к миру и сотрудничеству

Утверждение политической демократии

Рост нравственности, человечности, духовности людей

Совершенствование самих человеческих отношений

Всё большее освобождение человека

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (04.01.2013)
Просмотров: 5553 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0