Призвание варягов: предание или факт?
Нет в истории России вопроса, который не вызывал бы столь
продолжительные, ожесточенные и с участием сотен учёных споры, чем вопрос «откуда есть пошла земля русская»,
кто такой Рюрик и его «варяги», отождествляемые русскими летописями с «Русью».
Цитата Нестора, дошедшая до нас в Лаврентьевской летописи,
является камнем преткновения между норманистами и антинорманистами, поскольку
именно из толкования её, возникли два противоположных научных течения. Именно
Нестора, как считает Г. И. Анохин, следует считать создателем норманнской
теории, а не профессора Санкт-Петербургской Академии наук немца Т.З. Байера (1694
– 1738):
«И всё же нельзя согласиться с утверждением Шаскольского о том, что,
приписывая Байеру создание норманнской теории, наши историки, тем самым сильно
преувеличивают роль этого учёного в русской историографии. В действительности,
построение о возникновении Русского государства в результате «призвания
варягов» было сконструировано ещё на рубеже XI – XII
веков составителем Начальной летописи. Байер лишь нашёл в летописи это давно возникшее
историческое построение и изложил его в наукообразной форме».
Точка зрения на авторство норманской теории у современных украинских историков
иная.
Они считают: «Повicть минулих
лiт»…пiддавалася редакцiї в 1116 р. iгуменом Видубицького монастыря
Сильвестром, а в 1118 р. – одним iз прибiчникiв князя мстислава
Володимировича (пiсля
чого, до речi, в нiй з'явилася норманьска
вуаль)»
(«Повесть временных лет… подвергалась редактированию в 1116 г. игуменом
Выддубецкого монастыря Сильвестром, а в 1118 г. – одним из сторонников князя
Мстислава Владимировича (после чего, к слову, в ней появилась значительная норманнская
вуаль»).
«Варяго-русский вопрос»,
«варяжский вопрос», «норманнская теория»... Что скрывается за этими понятиями?
О чем на протяжении двух с половиной столетий спорят уче-ные? Фактически речь
идет о степени участия скандинавов в сложении Древнерусского государства. С
этой нейтральной написана статья А.М. Сахарова в «Советской истории-ческой
энциклопедии». Автор утверждал, что норманнская теория – это «направление в
историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями госу-дарства
в Древней Руси». В.М. Мошин в 1931 году
в пражском журнале «Slavia» опу-бликовал обзор полемики между норманистами и их
оппонентами, выделив, что норманнская теория включает в себя три проблемы: 1.
проблему о древнейшей руси, конунг которой Рюрик стал основателем правящей династии восточнославянского государства Киевская
Русь; 2. вопрос о способе основания русского государства (призвание руси как третейсих
судей или завоевание руссами власти над славянскими племенами; 3. этническую
принадлежность руси.
Среди взглядов на этническую
принадлежность руси существуют самые различные теории:
- Одни, отвергая вообще
всякую историческую ценность летописной традиции, считают русь АВТОХТОННЫМ
СЛАВЯНСКИМ НАРОДОМ ЮЖНОЙ РОССИИ.
- Другие точно также считают
русь славянами, но, уважая авторитет летописца, допускают возможность
призвания и под призванными варягами разумеют БАЛТИЙСКИХ СЛАВЯН.
- Третьи видят в руси - ФИННОВ
С ВОЛГИ.
- Четвертые - ФИННОВ ИЗ
ФИНЛЯНДИИ.
- Пятые выводят русское имя
от ЛИТОВЦЕВ.
- Шестые- от МАДЬЯР.
- Седьмые - от ХАЗАР.
- Восьмые - от ГОТОВ.
- Девятые - от ГРУЗИН.
- Десятые - от ИРАНЦЕВ.
- Одиннадцатые - от ЯФЕТИДОВ.
- Двенадцатые - от КАКОГО-ТО
НЕИЗВЕСТНОГО ПЛЕМЕНИ.
- Тринадцатые - от КЕЛЬТОВ.
- Четырнадцатые - от ЕВРЕЕВ.
Уже само имя Рюрика и его братьев является
проблемой, обсуждаемой на предмет факта существования. «Изучение
соответствующей антропононимической литературы, позволяет сделать вывод, что
имён Синеус и Трувор (Трувол) у скандинавов вовсе не было. Поэтому некоторые
норманисты так трактуют текст Лаврентьевской летописи :Рюрик пришёл с «синехюс»
и «тру воринг» (скандинавские слова – «свои дома» и «верная дружина»). Но ведь
и имя Рюрик встречается в скандинавских именниках настолько редко, что современные антропонимические
справочники отсылают нас к этому же «Рюрику легендарному в Новгороде», ничего
не зная о нём по скандинавским материалам, а при упоминании о самом якобы
призвании в Новгород ссылаются только на несторову летопись».
Представители неонорманизма Е.А. Мельникова и В.Я. Первухин считают, что
«необоснованны и не соответствуют морфологии и синтаксису древнешведского языка
попытки истолковать имена Синеус и Трувор как осмысленные летописцем в качестве
личных имён древнешведские фразы «со своим домом и дружиной», подразумевающие
восхождение легенды к прототипу на древнешведском языке. Прямо противореча
всему тому, что известно о языковых связях Древней Руси и Скандинавии, это
предложение не учитывает и того, что скандинавские имена, рефлексами которых
являются Синеус и Трувор, хорошо известны, в частности по руническим надписям X – XI веков. Убедительна
аргументация Г. Шрамма, что заимствования SiзineоtR ( Синеус) и Тrorvar (Трувор)
должны были произойти не позднее начала X в., а скорее всего во второй половины IX века».
Согласно средневековой традиции, призвание варяжских князей положило
начало Русскому государству и его истории. Ещё Н.М. Карамзин, разделяя
прямолинейную историзирующую трактовку летописного повествования, видел в нём
«удивительный и едва ли не беспримерный…случай: Славяне добровольно уничтожают
своё древнее народное правление и требуют государей от Варягов, которые были их
неприятелями. Везде меч сильных и хитрость честолюбивых вводили Самовластие… в
России оно утвердилось с общего согласия граждан».
Сравнительное изучение письменных
источников и развитие историософской мысли поколебали это представление уже в
середине XIX в.: мотив
призвания правителей оказался свойственным многим историографическим традициям
древности и средневековья, а гиперкритицизм в противопоставлении «истории» и
«саги», факта и вымысла вытеснил «призвание варягов» в сферу легендарного.
Со времени А.А. Шахматова легенда считается «книжной конструкцией»,
плодом «тенденциозного сочинительства» одного из составителей или редакторов
повести временных лет.
Общепризнано, что одним из важнейших источников раннего русского летописания
были так называемые устные предания. К ним возводится и легенда о призвании.
Шахматов писал о «местных преданиях» (ладожских, изборских и др.), облечённых в
форму исторических песен. Е.А. Рыдзевская, согласившись с Шахматовым в том, что
существовало предание об изгнании варягов, взимавших дань, высказала убеждение
в «искусственном происхождении» легенды о призвании как единого целого. Не
основано на конкретном анализе и определение Д.С. Лихачёвым её источников как
«местных легенд, связанных с урочищами, могильниками, сёлами и городами всей
русской равнины».
Отказ от признания историчности варяжской легенды был, видимо,
обусловлен двумя причинами. С одной стороны, конъюнктурой – борьбой с
норманизмом, направленной и против средневековых книжников – первых
«норманистов». С другой – господством в изучении легенды
конкретно-текстологического анализа.
На концепцию Шахматова сильно повлияла
также его теория двух волн скандинавской колонизации Поднепровья: «В VIII –
IX веках среди
поднепровских славян появляются полчища Скандинавов, садятся на укреплённых
местах и начинают покорять себе славянские племена: их называют Русью».
Второй поток явился результатом призвания, причем новые мигранты получили
название варягов (в отличие от более ранней руси) и осели на новгородском
севере.
В советский период Б.Д. Греков определил отношение к проблеме призвания
варягов словами: «Легенду о «призвании» мы можем и должны подвергнуть критике,
но не следует игнорировать при этом отношение к ней автора киевской летописи.
Летописцу пришлось искусственно приспособлять известные ему предания к своей
политической схеме».
Вместе с тем исследование процессов
формирования в IX – X вв. так называемой северной
конфедерации племён и русско-скандинавских отношений позволило ряду историков
(В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др.)
предположить существование исторического ядра легенды и признать достоверным
приглашение князей и скандинавское происхождение династии Рюриковичей.
На основе археологических материалов А.Н.
Кирпичников пришёл к убеждению об истинности ладожского варианта легенды
(Ипатьевская летопись). Действительно,
в наше время перспективы пополнения письменных источников практически равны
нулю, тогда как археология каждые три десятилетия буквально удваивает
количество своих источников . Может быть поэтому «варяжский вопрос» все в
большей степени становится предметом ведения археологии. Именно по
археологическим данным естественно определять время появления скандинавских
древностей в Восточной Европе и, соответственно, первых контактов славян с
норманнами; сферы социально-экономической деятельности, в которых проявлялись
славяно-скандинавские отношения; вклад норманнов в материальную культуру
Восточной Европы в IX-XI вв. Все эти проблемы поднимались в ходе памятной
многим дискуссии, состоявшейся в декабре 1965 года на историческом факультете
Ленинградского университета. Но лишь в 1970 году конструктивные предложения
участников дискуссии смогли быть напечатаны . Хотя
в том же году появилась статья А.Г. Кузьмина, в которой он приводит в качестве
аргумента против присутствия скандинавов даже в Гнёздове выводы А.В.
Арциховского о том, что там не обнаружены рунические надписи.
В
статье, написанной совместно Л.С.Клейном, Г.С.Лебедевым и В.А.Назаренко, ученые
детально осветили характер норманнских древностей на древнерусской территории.
Они выработали строго научную и логически последовательную методику определения
этнической принадлежности археологических древностей.
Что же дал анализ археологических
материалов? Выяснилось, что к IX веку установились первые связи некоторых
восточноевропейских племен со скандинавами. На тех же участках волжского и
днепровского торговых путей, где в IX веке встречаются лишь отдельные варяжские
погребения, в X веке варяги составляли в отдельных местностях не менее 13%
населения. Норманны входили даже в состав правящей верхушки Древней Руси, но
все же состав скандинавов был весьма неоднородным. А потому можно отбросить
представление о «вокняжении» на Руси варяжской династии: это были представители
пришлой знати, не имевшие никакой опоры в восточноевропейской среде.
По мнению Клейна и его учеников,
славяно-варяжские отношения в IX-XI веках были значительно более сложными и
охватывали различные стороны жизни восточноевропейских племен: это и торговля с
Востоком и Западом, и совместные военные походы, и развитие ремесла, и
внутренняя торговля.
Со времени этой статьи прошло более
двадцати лет, но систематизация и выявление норманнских древностей
продолжаются. Отдельные находки обнаруживаются в могильниках Ярославского
Поволжья, юго-восточного Приладожья, Верхнего Поднепровья. Ведутся и раскопки в
Ладоге, на Рюриковом городище под Новгородом, в Новгороде и в Изборске,
Белоозере, Ростове, Полоцке - в основных летописных центрах, связанных с «варяжской»
проблемой.
Варяжское присутствие на древнерусской
территории делается все более очевидным. Но при этом становится очевидной и
несостоятельность концепции колонизации Верхней Руси скандинавами и уже тем
более ее норманнского завоевания.
Как же распределяются географически
скандинавские находки? Особое значение для русско-скандинавских отношений имели
водные пути, пересекавшие Восточную Европу. Как выясняется, наиболее ранние
связи установились по Волжскому пути, связавшему и славян, и скандинавов со
странами Средней Азии и Переднего Востока. Наиболее важными для восточной
торговли были два направления: ЛАДОГА-ВОЛГА и ЗАПАДНАЯ ДВИНА-ДНЕПР-ВОЛГА. На
них расположены Ладога и Гнездово - центры, в которых варяжское присутствие
прослеживается всего отчетливее. Возникший в IX веке Волховско-Днепровский путь
на ранних этапах служил внутренним целям Древнерусского государства. Однако ко
второй половине X века он приобрел важное международное значение. Этот путь
активно использовали и скандинавы - не случайно летописец назвал его путем «из
варяг в греки».
Таким образом, текстологический анализ
легенды и историко-археологическое изучение эпохи, к которой она отнесена,
привели исследователей к убеждению, что «исторической сутью сказания о
призвании варягов явились реальные события вдоль балтийско-волжского пути –
участие словен, кривичей и мери в международной торговле, их взаимоотношения и
столкновения между собой и [со] скандинавами.
|