Правотворческий процесс —
весьма сложная деятельность субъектов права, которая опирается на важные
принципы: демократизма (создание правовых норм должно учитывать интересы
народа); непосредственной связи с реальной жизнью, практикой; научности (при
создании правовых норм важно учитывать закономерности эволюции права).
Основные стадии законотворческого процесса заключаются в
следующем:
1. Выявление потребностей в создании норм права. Для
этого в обществе анализируется практика реализации законов, действия тех или
иных норм, проводятся социологические исследования, выявляются недостатки, пробелы
в законодательстве. Человеческая жизнь весьма сложна и во взаимоотношениях
людей порой появляется много новых обстоятельств, которые требуют правового
регулирования. Так, специалисты выясняют, что необходимо разработать новые
правила взаимоотношения людей и их объединений в обществе. Например, обратив
внимание на то, что импортные старые автомобили перегоняют из-за границы и
продают на отечественном рынке по цене, которая дешевле отечественных машин,
законодатели констатировали, что такая практика приводит к наживе отдельных продавцов,
авариям из-за использования старых машин на дорогах и проч. Как можно решить
проблему? Высокие пошлины на ввозимые старые машины приводят к их удорожанию и
падению спроса на рынке.
2. Внесение предложений об издании закона в
законодательный орган страны. Вносить закон на рассмотрение
в Парламент государства (в России — Федеральное Собрание РФ) может не каждый. И
это правильно. В противном случае любой желающий, придумав новый закон,
срочно требовал бы его рассмотреть, и представительные органы страны вряд ли
могли бы справиться с потоком хаотично поступающих предложений. Право
законодательной инициативы у нас в государстве принадлежит следующим субъектам:
ü Президенту
РФ,
ü членам
Совета Федерации ФС РФ,
ü депутатам
Государственной Думы ФС РФ,
ü Правительству
РФ,
ü
Конституционному суду РФ,
ü
Верховному суду РФ,
ü
Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их
ведения.
Внесенные проекты законов обязательно регистрируются. Это
осуществляется Комитетом по организации работы Государственной Думы ФС РФ. К
проекту закона предъявляются специальные требования (соблюдение формы,
представление необходимых документов и т. д.). В том случае, когда эти
требования нарушены, проект может быть возвращен. Если субъект законодательной
инициативы внес на рассмотрение соответствующий правилам проект закона, то
законодательный орган обязан рассмотреть это предложение.
Под законодательной инициативой принято
понимать право на внесение в органы представительной власти законопроектов.
Законопроект, который подлежит рассмотрению в Государственной
Думе ФС РФ, направляется в соответствующий комитет палаты — по
законодательству, государственному строительству, обороне, бюджету и т. п., где
решается вопрос о его дальнейшей судьбе: одобрить (с соответствующей
доработкой) и направить для принятия в Государственную Думу ФС РФ, либо
признать нецелесообразным или не проработанным и вернуть обратно.. Комитет
становится ответственным по законопроекту. Для работы с проектом закона в комитетах
создаются рабочие группы. В их состав могут включаться депутаты, эксперты, специалисты.
В комитете заслушиваются мнения разработчиков законопроекта и всех заинтересованных
в принятии закона лиц. Законопроекты, требующие значительные денежные расходы,
должны иметь предварительное заключение Правительства РФ.
Широкое (представительное) обсуждение
законопроекта в комитете
законодательного органа власти называется
парламентскими слушаниями.
3. Рассмотрение и обсуждение проекта закона. На
данном этапе выказываются
предложения относительно проекта закона, в него вносятся
поправки, если он заслуживает внимания.
Обсуждение законопроекта может происходить в нескольких чтениях: обычно в трех.
При этом рассматриваются основные положения законопроекта, вопрос о
необходимости его принятия, концептуальная основа проекта. Отдельные
законопроекты могут быть вынесены на всенародное
обсуждение.
Обсуждение законопроекта в Государственной Думе ФС РФ
осуществляется на открытом заседании палаты в трех чтениях. Оно начинается с
доклада инициатора законопроекта и содоклада профильного комитета. Если
Государственная Дума ФС РФ относится к концепции законопроекта положительно и
отдает за нее большинство голосов, то считается, что данный законопроект прошел
первое чтение. Во втором чтении депутаты вносят конкретные поправки и
дополнения в текст законопроекта. Сделанные депутатами замечания направляются в
профильный комитет Государственной Думы ФС РФ и к третьему чтению законопроект
поступает из комитета с соответствующими изменениями. В третьем чтении
происходит принятие или отклонение закона без внесения в него изменений.
4. Принятие закона.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой ФС РФ
большинством голосов от общего числа ее депутатов. Для принятия федерального
конституционного закона требуется не менее двух третей голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы ФС РФ. Федеральный закон не может быть принят
числом депутатов меньше, чем 226 человек. Голосование происходит обычно при
помощи электронных устройств. Иногда, в особых случаях, голосование происходит
бюллетенями в кабинах для тайного голосования. В некоторых случаях закон не
подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации ФС РФ. Однако, по общим
правилам, принятый Государственной Думой ФС РФ закон в течение 5 дней
направляется на рассмотрение и одобрение в Совет Федерации ФС РФ. В течение 14
дней верхняя палата парламента должна одобрить или отклонить закон. Если в 14-дневный
срок закон не будет рассмотрен, то он считается
автоматически одобренным. В случае отклонения закона Советом Федерации ФС РФ
Государственная Дума ФС РФ может проголосовать за закон повторно и
квалифицированным большинством в 2/3 преодолеть решение Совета Федерации или же
создать с Советом Федерации согласительную комиссию для преодоления возникших
разногласий.
Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется
Президенту
РФ, который в течение 14 дней должен его подписать и обнародовать.
Однако глава государства может не согласиться с содержанием закона и вернуть
его обратно в Государственную Думу, т. е. наложить на закон вето. Если
Государственная Дума и Совет Федерации ФС РФ не принимают возражения Президента
РФ, то для преодоления вето им необходимо набрать квалифицированное большинство
в 2/3 голосов. После подписания Президентом
РФ, закон доводится до сведения граждан путем опубликования.
Только после этого он приобретает свою окончательную официальную форму.
5. Официальное опубликование закона. Текст закона
публикуется в официальных изданиях. К ним относятся: «Российская газета»,
«Парламентская газета» и «Собрание
законодательства Российской Федерации». Законы могут быть
опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения
по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам,
предприятиям. При публикации законов указывается его наименование, дата
принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ, а также
должностное лицо, его подписавшее, место, дата его подписания, регистрационный
номер.
Вступление закона в силу определяется рядом обстоятельств. Если
в самом тексте закона указан срок начала его действия, то именно с этой даты он
и вступает в силу. Если срок действия не указан, то закон вступает в силу по
истечении 10 дней после своего официального опубликования. Срок вступления
закона в силу может также быть указан в специальном документе о порядке
введения в действие закона.
Юридическая техника
Совокупность правил и приемов разработки новых законов и подзаконных
актов привели к рождению такого понятия, как юридическая техника. Вот ее
принципы:
— написание новых юридических правил должно отличаться
краткостью и четкостью в изложении мыслей;
— не допустимы дублирование информации, противоречия в смысловых
единицах излагаемого материала;
— употребляемые слова должны быть понятными без эмоциональной
окраски, не допустимы употребления устаревших слов.
За многие годы юридической практики по созданию новых законов
выработались также и особые правила оформления нормативных актов. Так,
общеобязательными стали важные реквизиты документа (дата, место издания
и принятия, подписи должностных лиц, указание адресата документа,
наименование).
Реквизиты документов — совокупность
обязательных сведений данных, предусмотренные для документов, без которых они
не могут иметь юридической силы.
Кодексы (так называют некоторые федеральные законы, в которых
систематизированы правовые нормы) содержат общую и особенную части, которые
состоят из статей. Нумерация статей всегда сплошная. Это значит, что включение
новых норм не приводит к изменению нумерации (новой статье просто присваивается
дополнительный значок).
Источник права — форма, в которой оно находит
свое выражение. В государствах в качестве источников права могут быть правовые
обычаи, правовые прецеденты, нормативные договоры, нормативные правовые акты.
Самыми распространенными источниками права в России являются нормативные правовые
акты.
Нормативные правовые акты принимаются
(издаются) в форме законов,
указов, постановлений, приказов, распоряжений,
правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим
законодательством.
Законы обладают высшей юридической силой. Они
действуют непосредственно, прямо, без дополнительных актов.
Правотворчество представляет собой волевую
деятельность людей, осуществляемую в особом порядке по созданию норм права. При
этом особую роль играет законотворческий процесс, обеспечивающий появление на
свет важных юридических норм законов.
|