Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя в период правления Никола I»
Основные знания:
1825-1855 – царствование Николая I.
Внутренняя политика.
30 – 40 – е годы XIX века – начало промышленного переворота.
Происходит переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к
фабрике; образуются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия.
1837 год – проложена первая железная дорога из Петербурга в Царское село.
1851 год – открыта Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Петербург.
Создано III отделение для борьбы с революционным движением во главе с Бенкендорфом.
1826 год – М. М. Сперанский приступил к созданию свода законов, провёл их кодификацию (систематизацию), издал 45 томов «Полного собрания законов» и 6 томов действующих законов.
1832 год - Министр просвещения граф С. С.Уваров сформулировал теорию официальной народности по формуле триединства: «Самодержавие, православие, народность».
1837год – П. Д. Киселёв провёл реформу управления государственными крестьянами (частичное самоуправление)
1842 год – издан указ «Об обязанных крестьянах»: помещики могли
давать крестьянам волю без выкупа и землю в пользование, за это они
обязаны отработать на земле землевладельца.
1847 – 1848 гг. – проводились инвентарии отдельных районов страны:
осуществлялась опись помещичьих владений, устанавливались размеры
наделов и повинностей крестьян.
1839 – 1843гг. – министр финансов Е. Ф Канкрин провёл финансовую
реформу, введя в основу денежного обращения серебряный рубль и
установив обязательный курс ассигнаций, чем укрепил финансовое положение
страны.
Усиление национального гнёта привело к восстанию в Польше (1830 – 1831), которое было жестоко подавлено.
1832 год – отменена Конституция (1815 г. - дарована Александром I) в Польше, которая стала «неотъемлемой частью Российской империи».
Методами жесточайшего террора и частичных реформ царизм пытался остановить рост кризиса феодализма.
Общественное движение.
1836 год – П. Я. Чаадаев опубликовал «Философическое письмо», подвергнув критике крепостничество, царизм, теорию официальной народности.
В 30–е–40–е годы сложились два оппозиционных течения, выступавших за
преобразования, ограничение царизма, отмену крепостного права:
1) западники во главе с Т. Н. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути;
2) славянофилы под руководством А. С. Хомякова
выдвигали идею самобытного пути России и обвиняли Петра I в том, что он
свернул страну с предначертанного ей пути и вызвал все беды.
Оба направления отрицали путь революционного обновления и выступали за проведение реформ. Начался процесс формирования либеральной идеологии.
Против либералов выступали революционеры – демократы, развивавшие идеи утопического социализма.
В. Г. Белинский критиковал не только феодализм, но и
капитализм, призывал к крестьянской революции, которая должна привести
Россию, минуя капитализм, к социализму.
А. И. Герцен создал теорию общинного социализма. По его
мнению, крестьянская община – это готовая форма социалистического
общества, поэтому Россия сможет миновать капитализм и через народную
революцию прийти к общинному социализму.
М. В. Буташевич–Петрашевский возглавил революционную группу
утопистов - социалистов (петрашевцев 1844-1849), которая ставила задачу
создать тайную организацию и подготовить крестьянскую революцию.
Внешняя политика.
Основные задачи:
- подавление революционных выступлений вне страны;
- решение «восточного вопроса» - господства на Чёрном море, в
проливах Босфор и Дарданеллы и на Балканах, что толкало Россию к войнам с
Турцией.
Походы и войны:
- 1849 год – русские войска подавили революцию в Венгрии
- 1826 -1828 гг.- война с Персией
- 1828 -1829гг.- война с Турцией
- 1817 -1864гг.- Кавказская война
- 1853 – 1856гг.- Крымская война
«Восточный вопрос» не был решён.
Культура.
Наиболее важные аспекты:
- увеличилось число учебных заведений и грамотных людей;
- значительные достижения в науке (Н. И. Лобачевский, В. Я.Струве, Б. С. Якоби, А. М. Бутлеров, Н. И. Пирогов);
- достижения в области литературы, музыки, живописи.
Некоторые выводы.
В период предреформенной России противостояли два сектора (уклада)
хозяйства: 1)феодальный, ставший препятствием дальнейшего роста
экономики и 2)капиталистический, сдерживаемый феодализмом.
Кризис феодализма - необратимый процесс распада феодального строя.
При Николае I в России образовалась военно-бюрократическая монархия.
Методами жесточайшего террора и частичных реформ царизм пытался остановить рост кризиса феодализма.
Кризис феодализма привёл Россию к поражению в Крымской войне и к необходимости отмены крепостного права.
Достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры и явились основой «золотого века» русской культуры.
Задания (по образцу части А ЕГЭ).
С событиями какой войны связаны имена контр-адмирала В. И. Истомина,
хирурга Н. И. Пирогова, сестры милосердия Дарьи Севастопольской?
1) русско-турецкой 1768 -1774 гг.
2) русско-турецкой 1787-1791гг.
3) крымской 1853-1856гг.
4) русско-турецкой 1877-1878гг.
В Крымской войне 1853-1856 гг. России противостояла коалиция государств, в которую входили:
1) Франция, Персия, Турция
2) Персия, Пруссия, Англия
3) Пруссия, Персия, Турция
4) Турция, Англия, Франция
3.В первой половине XIX века представители сословия, обладающие правом владеть крепостными крестьянами, назывались:
1) дворянами
2) воеводами
3) боярами
4) рыцарями
4.Месячина – это:
1) работа крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю
2) выплата крепостными крестьянами подати государству
3) взаимопомощь крепостных крестьян – общинников
4) работа лишённых земли крепостных крестьян на земле помещика
5. В первой половине XIX века отходниками назывались крепостные крестьяне:
1) переселённые помещиком на пустующие земли
2) сбежавшие от помещика
3) отданные помещиком в рекруты
4) отправлявшиеся на заработки с разрешения помещика
6. К царствованию Николая I относится появление в России теории:
1) Просвещения
2) официальной народности
3) «малых дел»
4) марксизма
7.Авторство основных положений теории официальной народности связывают с
именем:
1) И. В. Киреевского
2) В. Г. Белинского
3) С. С. Уварова
4) Б. Н. Чичерина
8.К первой половине XIX века относится творчество:
1) Ф. С. Рокотова
2) В. Л. Боровиковского
3) Д. Г. Левицкого
4) А. Г. Венецианова
9. В результате революционных событий 1848-1849 гг. в Европе в царствование Николая I:
1) получило независимость Великое герцогство Варшавское
2)были предприняты попытки провести конституционные преобразования в России
3) была дарована конституция Царству Польскому
4) усилилась реакционно-репрессивная тенденция во внутренней политике
10. Летом 1848 г. Николай I ввёл войска в Венгрию:
1) по просьбе государств – участников антинаполеоновской коалиции
2) выполняя условия договора, подписанного участниками Священного союза
3) вследствие обострения противоречий между Антантой и Тройственным союзом
4) выполняя обязательства, связанные с участием России в Континентальной блокаде
11. Кто из названных общественных деятелей был создателем теории общинного социализма?
1) А. И.Герцен
2) С. П. Трубецкой
3) Б. Н. Чичерин
4) Г. В. Плеханов
12. Какое из названных событий произошло в 1837 году?
1) проведение денежной реформы Е. Ф. Канкрина
2) открытие железной дороги Петербург - Царское Село
3) учреждение Крестьянского земельного банка
4) первая всеобщая перепись населения
13.Какой термин относится к порядку нераздельного наследования
недвижимого имущества старшим в семье, узаконенному в правление Николая
I?
1)майорат 3)отруб
2)единодержавие 4)ценз
14.Какие из названных представлений относятся к идеологии славянофилов?
А) о единстве исторического пути Руси и Европы
Б) о возрождении Земских соборов
В) о постепенном переходе к республиканскому правлению
Г) о негативной роли преобразований Петра I
Д) об общине как о решающем факторе сохранения социального мира
Е) о сохранении существующего строя, отказе от преобразований
Укажите верный ответ.
1) АБГ 3) АГЕ
2) БГД 4) АВД
15. Какие из названных представлений относятся к идеологии западников?
А) о единстве исторического пути Руси и Европы
Б) о возрождении Земских соборов
В) о разработке конституционных проектов
Г) о негативной роли преобразований Петра I
Д) о необходимости преодоления отставания России от Запада
Е) о сохранении существующего строя, отказе от преобразований
Укажите верный ответ.
1) АБГ 3) АГЕ
2) БГД 4) АВД
16. Реформы П. Д. Киселёва были направлены на изменение положения
1) помещичьих крестьян
2) государственных крестьян
3) черносошных крестьян
4) временнообязанных крестьян
17. Какое из названных мероприятий было осуществлено под влиянием революционных событий в Европе 1848-1849 гг.?
1) дарование Конституции Польше
2) создание военных поселений
3) ужесточение цензуры
4) введение института земских начальников
18. Отметьте причину Крымской войны.
1) стремление России усилить своё влияние на Балканах
2) борьба европейских государств за Австрийское наследство
3) рост национально-освободительного движения в Польше
4) стремление Турции захватить Крым
19. Какие из перечисленных сражений относятся к Крымской войне?
А) оборона Севастополя Г) оборона Порт-Артура
Б) взятие Измаила Д) сражение под Инкерманом
В) сражение в Синопской бухте Е) сражение у реки Ларга
1) АВД 3) АДЕ
2) БГД 4) ВГЕ
20. Какие из перечисленных мероприятий были осуществлены в 1825-1855 гг.?
А) создание нового типа учебных заведений – лицеев
Б) создание сети земских школ
В) создание четырёхступенчатой системы образования (приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты)
Г) «чугунный» устав
Д) создание трёхступенчатой системы образования (приходские училища, уездные училища, гимназии)
Е) уничтожение университетской автономии
Укажите верный ответ.
1) АВЕ 3) ГДЕ
2) БГД 4) АБВ
Задания (по образцу части В ЕГЭ).
1.Расположите в хронологической последовательности следующие события.
А) Крымская война
Б) открытие первой в России железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село
В) деятельность в Петербурге кружка М. В. Петрашевского
Г) денежная реформа Е. Ф. Канкрина
2.Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Николая I?
3) открытие первой в России железной дороги между Петербургом и Царским Селом
4) замена коллегий министерствами
5) Заграничный поход русской армии в Европу
6) составление Полного свода законов Российской империи
7) указ «о вольных хлебопашцах»
8) денежная реформа графа Е. Ф. Канкрина.
Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей России XIX
века и направлениями общественной мысли, к которым они принадлежали.
А) К. С. Аксаков 1) западничество
Б) Т. Н. Грановский 2) теория официальной народности
В) П. Л. Лавров 3) народничество
Г) С. С. Уваров 4) славянофильство
5) марксизм
4.Прочтите отрывок из письма историка М. Н. Погодина (XIX век) и
напишите название войны, итоги которой привели его к содержащимся в
тексте выводам.
«Медлить нечего. Надо приниматься и вдруг за всё: за дороги….за
оружейные, пушечные, пороховые заводы, за медицинские факультеты и
госпитали, за кадетские корпуса и торговлю, за крестьян, чиновников,
дворян, духовенство, за воспитание высшего сословия, да и прочие не
лучше, за взятки, роскошь, песни, деньги, финансы, за всё, за всё».
Задания (по образцу части С ЕГЭ).
1.Назовите основные направления внутренней политики Николая I (не менее трёх направлений). Приведите примеры проведённых им реформ (не менее трёх примеров).
Могут быть высказаны следующие направления:
- укрепление самодержавия и централизация управления
- попытки решения крестьянского вопроса
- подавление любых проявлений инакомыслия
Могут быть приведены примеры:
- реформа государственных крестьян П. Д.Киселёва
- указ об обязанных крестьянах
- инвентарная реформа
- принятие нового цензурного устава
- создание секретного цензурного комитета
2.Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания. А. И.Герцен
назвал эпоху 1830-1840-х гг. «временем наружного рабства и внутреннего
освобождения». Что послужило основанием для определения эпохи как
времени наружного рабства? Укажите не менее четырёх причин. Приведите не
менее трёх положений, раскрывающих суть высказывания А. И.Герцена о
внутреннем освобождении в период 1830-1840-х гг.
Могут быть названы следующие причины, раскрывающие оценку А. И.Герценом времени 1830-1840-х гг.- как времени наружного рабства:
- период 1830-1840-хгг.- время консервативной политики Николая I, нацеленной на сохранение стабильности Российского государства
Основные направления этой политики:
- создание охранительной идеологии
- укрепление полицейско-бюрократического аппарата
- усиление сословного характера образования
- принятие крайне жёсткого цензурного устава
- подавление любых проявлений инакомыслия
Могут быть приведены следующие положения, раскрывающие суть высказывания А. И.Герцена о внутреннем освобождении:
- несмотря на реакцию, в России в 30-40-е гг. XIX века развивается общественное движение
- идеи декабристов, их трагический опыт побуждали к новым поискам путей освобождения России
- общественное движение становилось всё более демократичным
- в обществе создавалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества
3.Сравните экономическое развитие России в XVIII веке и
первой половине XIX века. Укажите, что было общим (не менее двух общих
характеристик), а что различным (не менее трёх различий).
В качестве общих характеристик могут быть приведены:
- развитие хозяйства на основе крепостного труда
-наличие прогрессивных тенденций в экономике: рост промышленности, развитие товарно-денежных отношений
- рост товарности аграрного производства
Различия:
XVIII век
-разложение крепостного хозяйства
-начало формирования капиталистических отношений
-расширение зоны применения крепостного труда
-ремесленное и мануфактурное производство
первая половина XIX века
- изменение структуры аграрного производства
- кризис крепостного хозяйства
- рост и развитие капиталистических отношений
- начало промышленного переворота
- начало железнодорожного строительства
- формирование слоя наёмных рабочих и слоя предпринимателей
Ниже приведены две точки зрения на взгляды славянофилов:
Славянофильство можно отнести к консервативному направлению
общественного движения XIX века. Взгляды славянофилов можно считать
либеральными.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые
могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
При выборе первой точки зрения:
- славянофилы развивали идею самобытности России
- отстаивали мысль о необходимости сохранения самодержавия
- считали одной из опор российского общества православную религию
- осуждали реформы Петра I, нарушившего естественный ход развития России
- выступали за сохранение патриархального уклада крестьянской общины
При выборе второй точки зрения:
- считали необходимым ликвидировать крепостное право
- не возражали против внедрения технических достижений западной цивилизации
- считали, что Россия нуждается в реформировании
- выступали за созыв Земского собора
Ниже приведены две точки зрения на Крымскую войну: Крымская война
продемонстрировала высокую боеспособность русской армии и флота.
Крымская война показала слабость русской армии по сравнению с войсками
коалиции европейских стран.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые
могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
При выборе первой точки зрения:
- Черноморский флот под командованием П. Нахимова одержал блестящую победу в Синопской бухте над турецким флотом
- русская армия на Кавказе отразила попытки турецких войск соединиться с войсками Шамиля
- русские войска захватили турецкую крепость Карс
- русские войска продемонстрировали выучку и героизм при обороне Севастополя.
При выборе второй точки зрения:
- сухопутное командование проявило бездарность и проиграло сражения на р. Альме и под Инкерманом
- русские войска оставили Молдавию и Валахию
- Севастополь был сдан врагу
- российский флот отставал от англо-французского в техническом отношении (у союзников был паровой флот, у России - парусный)
- в России отсутствовали коммуникации, необходимые для быстрой переброски войск и снабжения их оружием
- русская армия по численности превосходила силы англо-французского корпуса, но не сумела противостоять ему.
|