Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Политическое сознание и политическое поведение

Политическое сознание: сущность, структура, содержание и функции

   Сознание - это высший уровень психической активности человека как социального существа, которое имеет три аспекта: интеллектуальное, аксиологическое (ценностное) и рефлективное (самосознание).
   Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознаваемой психической деятельности, объединяемые понятием бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Оно включает латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.
   Политическое сознание - это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений человека (группы, общества), на основе которых вырабатываются его наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и его места в ней. В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями: с политической культурой - генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом; с политическим поведением - политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения; с политической системой - политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу» и др.
   В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях. Таким образом, политическое сознание можно охарактеризовать как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
   В формировании политического сознания участвуют три источника. Первый источник - семейное окружение человека (совокупность идей и чувств, переданных воспитанием), которое создает его фундамент - социально-психологическую основу личности гражданина. Второй источник - это в широком смысле информация, которая поступает человеку как через непосредственное общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио, Интернет). Третий источник - это личный опыт индивида, который опровергает или подтверждает полученное знание и влияет на процесс формирования и развития политического сознания. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться по отношению к нему. Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями и др.
   Политическое сознание носит конкретно-исторический характер, т.е. одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному, а также обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.
   В политологии применяется два подхода к познанию сущности политического сознания: бихевиористский и аксеологический.
   Бихевиористский подход рассматривает политическое сознание как форму рационального мышления человека, как совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти (при таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий и снимается проблема формирования политического сознания).
   Аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления и включает в его содержание различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяет их способностью и умением вычленять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации.
   Субъективные образы, с помощью которых личность, социальная группа или общество в целом отражают политическую действительность, образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии и т.д. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К рациональной относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К чувственной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К иррациональной относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.
   Рассматривая структуру политического сознания, следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Основными формами политического сознания являются: политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.) и политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).
   Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейнополитическим доктринам и установкам. Она включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания - это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические ценности - это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями.
   Политическая психология - часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно-психологической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Она представляет собой совокупность эмоциональночувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их политического поведения и непосредственного взаимодействия с политическими институтами. Политология выделяет следующие основные функции политического сознания:
   Регулятивная функция - выражается в регулировании социального поведения людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых ими политических идей, норм, представлений и убеждений.
   Познавательно-информационная функция - связана с познанием мира политики, с получением человеком политической информации, а также оказанием помощи в усвоении политических знаний и информации, определением своего места в общественнополитической жизни и правильном в ней ориентировании.
   Оценочная функция - выражается в оценке человеком тех или иных политических явлений и проблем, подготовке определенных выводов, конкретизации степени важности различных политических явлений и событий.
   Мобилизующая функция - помогает людям осознать себя гражданами, побуждает их к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социальнополитических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.
   Когнитивная функция - отражает потребности в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов.
   В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов : включенность субъектов сознания в систему политических отношений; политизация личности (социальной группы, общества); зарождение политических ориентаций; накопление политических знаний; политическое самоопределение; осознанные политические действия.
   К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический и социальный характер, плюралистичность, мно- гокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.Таким образом, генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Типы и уровни политического сознания

   В политологии существует много различных классификаций политического сознания.
   С точки зрения социально-политического подхода выделяют следующие типы политического сознания:
   - буржуазное, представленное двумя течениями: консервативным (ориентирует массы на усиление административной государственной власти); либеральным (призывает к различным реформам, не затрагивающим коренным образом устои государственного устройства);
   - мелкобуржуазное, отражающее двойственное положение своих носителей, с одной стороны, непосредственных производителей, а с другой мелких собственников;
   - социалистическое, часто называемое классовым сознанием и в недостаточной степени учитывающее общечеловеческие ценности и интересы.
   С точки зрения открытости политическое сознание подразделяется на:
   - открытое, способное к восприятию внешних культурных ценностей, социального опыта и традиций;
   - закрытое, когда взгляды человека ограничены рамками корпоративных, локальных, групповых норм и целей.
   Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего, с точки зрения субъекта, следует выделить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
   Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества, отражает характер знаний общества о политической действительности. Соответствующие знания вырабатываются различными идеологиями, а также «добываются» собственной практикой массовых социальных групп. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления уровня массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам.
   Групповое политическое сознание представляет собой обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, руководство правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Оно трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления уровня такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.
   Индивидуальное политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, способной так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления уровня такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.
   По глубине отражения действительности выделяют: обыденный уровень и научно-теоретический уровень политического сознания.
   Обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей и имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения и эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям.
   Научно-теоретический уровень представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов. В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: сущностные проявления политики; закономерные политические тенденции и процессы; причины, их вызывающие; реальный ход политических позиций; действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых органами государственной власти. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины. Будучи реализованными на практике, такие программы, декларации и доктрины закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента в свою очередь зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики.
   Осознание политики на научно - теоретическом уровне позволяет: ставить и решать ее важнейшие цели и задачи - как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); определять средства и методы их достижения, направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; корректировать политику с учетом данных практического опыта. Таким образом, политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.

Политическая психология, сущность и содержание

   Политическая психология - составная часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно - политической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения.
   О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. Аристотель, полагая политику как форму общения государства и гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания, ...чем собственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти (удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль); Н.Макиавелли, утверждавший, что «править - значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве».
   В силу неустранимости у человека эмоционально-чувственного восприятия действительности политическая психология опосредует все формы и разновидности его политических взаимодействий и, таким образом, присутствует на всех этапах политического процесса, оказывая при этом постоянное влияние на политическое поведение людей и институты власти.
   Отражая и интерпретируя политику в эмоциональночувственной форме, политическая психология представляет собой т.н. «практический» тип политического сознания. Она формируется на основе практического взаимодействия людей друг с другом и с институтами власти. И в этом смысле она характеризует те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни.
   Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообразной и разветвленной внутренней структурой. В общем виде она включает в себя: чувства и эмоции, связанные с отображением интересов человека и формированием мотивов его политической деятельности; индивидуально-психические свойства (воля, память и др.); биохимические и биофизиологические механизмы, обусловленные врожденными свойствами человека (возбуждением, нервными окончаниями, наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты, здоровье и другие его аналогичные характеристики.
   Продуктами функционирования политической психологии в политическом сознании являются, во-первых, политические установки, которые представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом. Установка формируется под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваивается индивидом из общественного сознания. К ним относятся установки граждан на: политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт); нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему); политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решения); отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности и рациональности и т.п.). Во-вторых, стереотипы, которые возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. В-третьих, политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор.
   В-четвертых, политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.
   Структурные компоненты политической психологии различаются и с точки зрения устойчивости, оформленности эмоциональночувственных реакций. К наиболее устойчивым, внешне и внутренне оформленным элементам политической психологии обычно относят: здравый смысл, психологический склад той или иной группы, нравы и т.д. К подвижным, динамичным, чутким к изменениям эмоционально-чувственным образованиям причисляют переживания, ожидания и настроения.
   Роль и влияние политической психологии в политике проявляются в осуществляемых ею функциях, которые выражают ее способность влиять и видоизменять политические процессы, состояния субъектов, способы функционирования институтов власти. Политология рассматривает следующие основные функции: гносеологическая, связанна с обеспечением мышления человека; адаптации, предполагает обеспечение приспособления человека к окружающей обстановке; мотивационная, проявляется в самостоятельном определении действий групповых и индивидуальных субъектов, а также в преломлении и дополнении действии различных рассудочных и рациональных намерений человека.
   Таким образом, роль и характер влияния политической психологии на политическое поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения.

Политическое поведение и политическое участие как способы реализации политической социализации

 Определение.  Политическое поведение (political behaviour) - индивидуальное или коллективное участие или неучастие в политическом процессе. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, выражать и защищать свои интересы; во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Под политической деятельностью понимается вся совокупность форм действий политических акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных интересов.
  

Формы политического поведения

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие:

реакция (когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие); периодическое участие (выборы, политические кампании и т.д.);

деятельность в общественно - политических объединениях;

выполнение политических функций (в рамках государственной службы);

посещение политических собраний и участие в политических дискуссиях;

освоение и передача политической информации;

прямое воздействие на ход политических процессов (участие в митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.) и

косвенное воздействие на ход политических процессов (через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений).
  

Факторы, влияющие на политическое поведение

На политическое поведение существенное влияние оказывают различные факторы. К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие:

роль лидера;

характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику;

закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы;

уровень информированности участников;

политическое образование;

степень групповой идентификации участников политического действия;

политизация деятельности различных общественных организаций;

увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения;

усиление влияния партий на ход политических процессов и др.
  

 

Роли в политическом процессе:

 В процессе политического поведения люди ведут себя по- разному, в зависимости от поставленных перед собой целей. Поэтому обычно выделяют следующие роли, которые они играют в политическом процессе:
   - лидеры (возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными);
   - активисты (посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы);
   - последователи (их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко);
   - лидеры мнения (не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего, в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий).

Политическое участие


   Тесно связанным с понятием политического поведения является категория политическое участие. Политическое участие определяется как более или менее регулярное и, прежде всего, инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений.

К политическому участию относятся:

действия по делегированию полномочий (электоральное поведение);

активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;

посещение митингов и участие в демонстрациях;

участие в деятельности партий и групп интересов и т.д.


   Для обозначения интенсивности политического участия человека существует понятие политическая активность. Под политической активностью понимают интенсивность участия субъекта в политическом процессе в целом, а также в рамках отдельных форм политической деятельности.
   Однако, как показывает практика, некоторые индивиды могут не проявлять никакой активности в политике. Для характеристики такого типа политического участия в политологии используется термин «политическая иммобильность», которым обозначают разнородные состояния пассивной деятельности людей на политической арене: выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития; политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия, как форма неприятия политической системы; политический бойкот - выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.
  

Причины уклонения от политической активности

Опыт учит, что люди избегают участия в политических делах в силу действия различных факторов и мотивов. Одним из таких социально-психологических факторов, блокирующих механизм политического поведения, является аномия - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение.
   К причинам этого явления относятся:

1) безвластие - когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий;

 2)беззначимость - ситуация, когда теряются ориентиры веры, и это важнейшее основание действия исчезает; отсутствие норм - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата;

3) изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе (они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов);

4) самоотчуждение - реакция на неспособность влиять на события.

Типологизации политического участия.

В политической науке существуют различные способы типологизации политического участия. Наиболее распространенной является типология, выделяющая конвенциональные и неконвенциональные формы:
   - конвенциональные формы (легальные и регулируемые законом): абсентеизм, получение информации о политике в СМИ, обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение окружающих голосовать определенным образом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представителям, активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.);
   - неконвенциональные формы (незаконные, отвергаемые большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям): подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, бойкотах, в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах, блокировании дорожного движения, стихийных забастовках, отказ от уплаты налогов и т.д.
   Политическое участие может быть ортодоксальным (обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы) и неортодоксальным (несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы -протестное поведение); автономным (добровольным) и мобилизационным (принудительным).
   Таким образом, политическое поведение и политическое участие представляют собой практическую реализацию политической социализации гражданина.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (19.02.2014)
Просмотров: 6680 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0