Политическая социализация личности
Процесс
усвоения индивидами или их группами ценностей и норм политической
культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические
роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической
системы, называется политической социализацией.
Теория политической социализации формировалась как составная часть общей
теории социализации, объясняющей взаимоотношения индивида и общества.
Социализация (от лат. socialis – «общественный») – это процесс воспроизводства личностью
социального опыта, позволяющий ей функционировать в качестве полноправного
члена общества.
В политическом развитии личности важную роль играют агенты политической
социализации. К непосредственным агентам политической социализации
относятся политические институты и организации (партии, движения), политические
элиты и лидеры, группы интересов.
К числу агентов политической социализации относятся и неполитические
факторы: семья, группы сверстников, система образования, общественные
организации, СМИ.
На процесс политической социализации влияют также
социально-экономические условия, образ жизни человека, национальные традиции и
т. д.
Процесс политической социализации различается по типам:
1) гармонический тип характеризуется не только принятием личностью
существующих политического порядка и власти, но и уважительным
отношением к государству, политической системе в целом. Здесь
наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается
ответственное выполнение правил, норм и обязанностей личности перед
властью, власти перед личностью. По сути дела, это идеальный тип социализации,
обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности;
2) плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и
убеждениям других людей, нормы политического поведения которых
признаются равноправными;
3) гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа.
Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности
к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она
себя идентифицирует;
4) конфликтный тип характеризуется борьбой между различными политическими
группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем
взаимосвязанные интересы.
Различаются также первичная и вторичная стадии политической социализации.
На первичной стадии формируется базовая политическая идентификация личности,
ее политическая позиция. Вторичный этап политической социализации
продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека
Сущность.
Функции и этапы политической социализации
Политическая
социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических
ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для
данного общества. В результате процесса политической социализации
индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что,
в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической
системы. Содержанием политической социализации является приобщение
человека к нормам и традициям определенной политической системы,
формирование навыков политического участия, информирование о целях и
методах проводимой политики.
Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет
политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет
постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о
приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных
действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей
среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической
символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует
убеждения и отношения, являющиеся "кодом” политической жизни.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная
(первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное
приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация
- это своего рода "проекция” черт характера, раннего детского опыта,
непосредственного окружения личности на формируемые политические
установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся
в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим
объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.
На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей,
их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти
персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента,
премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам
приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые
эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется
переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На
этой стадии закладываются представления об институтах власти.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить
неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет
происходит стремительное развитие политических представлений, в период с
16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков
отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия,
как "власть”, "свобода”, "права человека”), нежели мышление 11 -летних детей
(носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период
начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных
целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период
жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее
распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм,
осторожность, трезвость оценок (см.: Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.,
1988. С. 124).
Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и
установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация
не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых
ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального
изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший
название ресоциализации) является весьма болезненным и может
сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением
структуры личности.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой
несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс
социализации; агентуры социализации, или институты, ее
осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации,
средства/массовой информации и т.п.); агенты социализации
(социализаторы) или непосредственные "проводники” социализирующего воздействия
(преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели,
журналисты и т.п.).
Существует несколько моделей политической социализации. Американский
политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких модели.
Первая - системная - характеризуется
формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным
институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а
также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как
гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой
социальной и политической системы, кроме "своей”. Ведущими агентурами в
этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной
плюралистической, целями социализации являются формирование
представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в
их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане
становятся привержены определенным политическим группам и могут их
свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации
своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой
информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель - конфликтная -
сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности
поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации
являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для
англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья
- присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна
для закрытых (авторитарных) политических систем.
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои
особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической
социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет
жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает
семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими
ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и
предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на
мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической
социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной
Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей
большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических
пристрастий родителей, дети чаще занимают позицию матери.
Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с
первых лет обучения и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей
знакомят с самыми простыми понятиями, олицетворяющими власть, "полицейский”,
"президент”, "генерал”, "начальник” и т.д. Дети знакомятся с национальной
государственной символикой - гербом, флагом, гимном, получают представления о
нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы
одноклассников в органы самоуправления и т.д.). По мере перехода к следующей
ступени образования процесс социализации усложняется. Уже в средней
школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и
свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических
деятелях. Продолжается социализация в университетах и колледжах, в
которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация
на этом этапе призвана "устранить” элементы правового нигилизма и экстремизма
из политического сознания.
В дальнейшем учащиеся получают знания, влияющие на их политический
выбор, из курсов сравнительной политологии, философии, социологии, истории.
Результатом такой социализации является американизированный, патриотично
настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической
системой.
В Западной Европе проблемы политической социализации со всей остротой
встали в странах, переходивших от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.
Так, в послевоенной Германии зарождающаяся демократия долгое время оставалась
весьма нестабильной в силу неукорененности в массовом сознании демократических
ценностей. Американские оккупационные власти, обеспокоенные возможностью
реставрации авторитарного режима, предприняли беспрецедентный эксперимент по
модернизации системы ценностей немцев. С этой целью была разработана
специальная программа, которая предусматривала реформу среднего и высшего
образования (увольнение значительной части преподавателей, переподготовку
оставшихся, выпуск новых учебных пособий и т.п.), а также массовое издание
литературы, пропагандирующей демократические ценности. Однако проведенные через
несколько лет социологические опросы показали низкую результативность
предпринятых мер по "перековке” немецкой политической культуры. Сдвиги в
политической культуре западных немцев в сторону демократических
ориентации обозначились лишь в конце 60-х - начале 70-х гг. Экономический
кризис середины 70-х, один из наиболее тяжелых в истории ФРГ, не смог подорвать
легитимность социальной и политической системы, что свидетельствовало об
упрочении представлений о демократии в западногерманской политической
культуре. В современной Германии продолжает действовать мощная и достаточно
эффективная система политической социализации.
В Испании кризис социализации возник после падения франкистского режима.
Большинство испанцев из-за своей аполитичности имели смутные представления о
государственном устройстве, не интересовались политикой и даже не обсуждали политических
событий, отсутствовала элементарная культура чтения газет. Семья и сверстники в
силу своей аполитичности не могли выступать в качестве агентур социализации.
Преодоление подобного наследия, так же, как и в Германии, оказалось сложным и
длительным.
В современной России, когда в результате смены политического Режима
прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не
стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные
вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие
ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из
них могут заменить дискредитированные прежние?
Другой серьезной проблемой политической социализации в России является
отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и
поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные
старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и
способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются
достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического
образования: знакомство и освоение политического опыта других стран,
изучение особенностей функционирования политических систем, способов
воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации
зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической
социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического
образования. Необходимо формирование новых институтов социализации,
которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения
старых.
|