Политическая система сталинизма
Определение:а)
сталинизм – разновидность тоталитарного политического режима в СССР; б) синоним
личного диктаторства и тирании; в) сталинизм - система идеологических взглядов,
догматическое развитие марксизма-ленинизма, а их практическая реализация –
сталинщина.
СТАЛИНИЗМ.
Одно из наиболее сложных явлений общественной и политической жизни России ХХ
века, получившее название по имени своего творца - И.В.
Сталина. Впервые о
сталинизме как о теории и практике создания тоталитарного
режима заговорили на
Западе. По мнению меньшевистской эмиграции (Л. Мартов,
Б. Николаевский, Ф. Дан
и др.), суть сталинизма заключалась «в полном отказе от
тех традиций, которые
были заложены в социал-демократии». Автор наиболее
подробной в отечественной
литературе политической биографии Сталина Д.
Волкогонов определяет сталинизм
как «тоталитарную форму отчуждения человека
труда от власти, от участия в
управлении государством, производством, другими
общественными процессами». Он
выделяет следующие характерные черты
сталинизма: безальтернативность развития
(сталинизм стал олицетворять отрицание
всего, что не соответствовало
представлениям самого «вождя»); незыблемость
«законов» личной диктатуры (в
основе режима личной власти лежит опора на
НКВД КГБ, армию); культовость («сталинизм
стал своеобразной советской
религией»); антигуманистичность (признание за
человеком только функций
инструмента, средства, «винтика»); абсолютизация
диктатуры политики «над
экономикой, социальной и духовной жизнью, культурой»;
спекуляция на вере
народа в лучшее будущее; силовое воспитание «нового
человека».
Эти черты (в
той или иной степени) были присущи всем политическим
лидерам советской эпохи.
Признаки сталинизма
как разновидности тоталитаризма:
- Насильственное
установление однопартийной системы.
- Уничтожение
оппозиции внутри самой правящей партии.
- «Захват государства
партией», т.е. полное сращивание партийного и государственного аппарата,
превращение государственной машины в орудие партии.
- Ликвидация системы
разделения законодательной и судебной властей.
- Уничтожение
гражданских свобод.
- Построение системы
всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия
обеспечивает контроль над обществом.
- Унификация
(приведение к единообразию) всей общественной жизни.
- Авторитарный способ
мышления.
- Культ национального
вождя.
- Массовые репрессии.
Периодизация:
I период. Утверждение. 1928 – 1934 г. От «умирания» НЭПа
до XVII
съезда «победителей».
II период. Перерождение. 1934 – 1941
гг. От XVII
съезда до начала Великой Отечественной войны.
III период. Частичное отступление
сталинизма. 1945 – 1948 гг. Годы Великой Отечественной войны и послевоенного
периода ожиданий и надежд.
IV период. 1948 – 1953 гг. Ужесточение
режима и консервация сталинизма, апогей сталинизма.
Составляющие сталинизма
В политической области: ВКП (б) из политической организации
рабочего класса (как декларировалось) постепенно превращается путём сращивания
с государственным аппаратом в своеобразный идеологизированный орден.
Политические приоритеты в жизни общества стали абсолютными. Сталинизм затем
довёл до абсурда примат политики над экономикой, государства над обществом.
Здесь находятся глубинные корни того, что стало называться
командно-бюрократической системой. Возник своеобразный «политический
абсолютизм», когда волевое решение совсем не обязано было считаться с
хозяйственной целесообразностью, материальными возможностями, интересами
народа.
В
социально-экономической сфере: возникла коллективная бюрократия, к4оторая постепенно
переросла в тотальную. Её главные признаки – отчуждение от экономической
целесообразности и всевластие аппарата. Сам Сталин стал порождением бюрократии.
Тотальный бюрократизм для людей, которых воспитывали в духе несвободы, лжи и
закрытости, по-своему удобен: в жизни всё расписано, определено, установлено.
От работы, твёрдого (хотя и полунищенского) заработка до того, когда и что
сеять, какой рапорт готовить «наверх» и т. д. Наступила «эпоха торжества Директивы».
В
области духовной: Традиционный
догматизм большевиков привёл к упрощению
марксизма, формированию обширного слоя элементарно мыслящих людей. Стало
возможным настолько приблизить философское учение Маркса-Энгельса к народным
массам, что истины были превращены в мумии, диалектика – в формальную отмычку,
с помощью которых формировался специфический тип человека, отчуждённого от
власти, свободы и средств производства. Мумии сталинских догм – одно из средств
превращения людей в тот тип, который китайцы называли хунвейбинами, т. е.
обладающих цитатным, катехизисным мышлением. Именно ложная диалектика целей и
средств объясняет сущность сталинизма.
Социально-политическая
сущность сталинизма: сталинизм – это своеобразный
цезаризм, сохранивший внешние, формальные атрибуты народовластия. Сталинизм,
как разновидность цезаризма, в конечном счёте сделал социальное бытие
одномерным, экономическую жизнь - директивной а духовную сферу – догматически
примитивной.
|