ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Проблемы: Политическая деятельность. Политические решения.
Примерный план :
1)Понятие «политическая
деятельность»
2) Субъекты
и объекты политической деятельности.
А) индивиды
Б) социальные группы
В) институты
Г)народы
3) Средства,
типы и результаты политической деятельности.
Типы политической
деятельности
А)революции, восстания, контрреволюции;
Б) реформы и контрреформы;
В)политические перевороты.
4)Субъекты и
типы политических решений.
5)Обоснование
политических требований.
6)Методы
принятия политических решений и проблема их рациональности.
Методы принятия решений
А) компромисс
Б) консенсус
В) гегемония.
Основные положения темы
1. В основе
всякого социального процесса находится деятельность людей. Все изменения,
происходившие и происходящие в различных сферах общества, есть результат
деятельности социальных субъектов. Одним из самых распространенных видов
человеческой деятельности является политическая. Политическая деятельность – это систематическое, сознательное
вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических
отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Она
выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках
социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные
действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.
2. В
качестве субъектов политической деятельности выступают непосредственные
участники политических действий, событий, акций. К участникам политических действий относятся индивиды, социальные группы и институты. Коллективными агентами политических
действий могут быть персональные составы общественных организаций и групп. В
политические действия вовлекаются также классы, наука, народы.
Основным объектом политической деятельности является социальное и политическое устройство общества, или – понимая
проблему шире – политическая система общества, ее социально-классовая
структура, общественные отношения, институциональный и нормативно-правовой
механизмы политики. В самом широком смысле объектом политической деятельности
является общество в целом. Цель
политической деятельности состоит либо в укреплении существующих
общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и
создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются
также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое
действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или
общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных
решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического
устройства. В науке такая цель называется политической утопией. Различают
абсолютные и относительные утопии. К первым относятся те, цели которых
принципиально не осуществимы, ко вторым – те, которые в принципе осуществимы,
но не в данных исторических условиях. Объективно утопии являются мощным
стимулом социально-политической активности. Но они оказывают и негативное
влияние на исторический процесс. Главным
мотивом политической деятельности, побудительной причиной социальной активности
людей являются потребности и интересы.
Георг Гегель отмечал, что действия людей вытекают из их потребностей, страстей
и интересов. Чрезвычайно важно осознание социальными субъектами своих
интересов. Политическая деятельность
основывается на системе взглядов и представлений, называемых идеологией, – т.е.
осознанием социальными группами, обществом своих интересов и места в системе
общественных отношений. На поведении социального субъекта сказываются
знания. Его источником являются общенаучные, идейно-политические, философские
теории, которые отражают социальный опыт. На политическую деятельность влияют
социальные нормы и ценности: моральные, этические, эстетические, экономические,
идеологические, национальные и др. Важным компонентом мотивационного механизма
политической деятельности являются эмоционально-психологические переживания,
так как политика является одной из самых эмоциональных сфер человеческой
деятельности, обусловливает высокий накал страстей. Мотивационными факторами
политической деятельности является общественное мнение, в том числе и
политические мифы.
Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма
разнообразны. К ним относят:
митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи,
переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др.
Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей
политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается
законом. Часто противостоящими субъектами используются насильственные средства
и методы, приводящие в определенных условиях к гражданским войнам. Различают
законное и незаконное политическое насилие. Законным правом насильственных
действий обладает только государство. Но это право регламентируется целью,
моралью, правовыми нормами, ситуационными требованиями. Насильственные действия
угнетенных социальных групп иногда оцениваются как справедливые и правомерные.
Типологизация политических действий весьма сложное явление,
предполагающее множество подходов. В зависимости от вызываемых изменений в
политико-властных отношениях выделяются три
типа действий: революции, восстания, контрреволюции; реформы и контрреформы;
политические перевороты. С учетом особенностей субъектного
взаимодействия выделяют политические действия в рамках механизма власти
(формирование властных структур, разработка программ, подбор кадров);
осуществляемые правящей группой политико-управленческие решения; действия по
отношению к структурам власти (формирование политпредставительства, контроль и
др.). Наиболее существенное значение имеет деятельность правящей группы, т.е.
внутренняя и внешняя политика государства. Политические
действия могут быть позитивными и
негативными. В качестве негативного рассматривается абстенционизм (лат.
abstentio – воздержание, отказ), выражающийся в бездействии. Политические действия могут быть рациональными
и иррациональными, стихийными и организованными. Показателем их
организованности является политическая стратегия и тактика. Стратегия
предполагает четкий план действий на длительном, определяющем этапе, тактика –
это выбор и проведение различных акций, операций и т.п. Выделяются также простые
и сложные политические действия, институционализированные (регламентируемые
законом, нормами и обычаями и др.) и неинституционализированные,
т.е. связанные с решением проблем, не предусмотренных официально. Наконец, политическое действие может быть позитивным
взаимодействием, конкуренцией, соперничеством, борьбой. Результаты политической деятельности выражаются
в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом
устройстве. В политике взаимодействует множество социальных субъектов, ставящих
разнообразные, зачастую противоположные цели. Некоторые из них добиваются
больших успехов, чем другие. Но политические усилия нередко сопровождаются
непредвиденными и нежелательными последствиями. 2. Политическое решение – это осознанный выбор варианта
политических действий. Оно предшествует политическому действию. В выработке и принятии решения различаются
четыре стадии: постановка и выявление проблемы; формулирование возможных
альтернатив; анализ имеющихся вариантов решения; принятие решения в качестве
плана действия. Субъектами политических решений выступают индивиды,
члены общественных организаций, их представители в выборных органах госвласти,
политических и иных общественных организаций, широкий круг граждан (собрания),
референдумы, голосования. Политические
решения подразделяются на следующие типы: постановления высших органов
власти; решения местных органов власти; принимаемые гражданами; высших и
местных органов партий и общественных организаций. Предварительным
условием принятия решений являются обсуждение социальными субъектами своих
потребностей и интересов, а также их формулирование в виде запросов и
предпочтений. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Важную роль в нем
играет выявление социальных потребностей, которые зачастую проявляются и в
иррациональных формах – насилии, терроре, уличных беспорядках и т.п. В политологии формулирование социальных
потребностей называется агрегированием интересов. При этом одни требования
могут усиливаться, другие – принимать компромиссный характер, третьи –
отвергаться. Функцию агрегирования могут выполнять любые общественные
структуры. Важнейшие среди них – партии. В процессе подготовки политических
решений выделяются лидеры, активисты, идеологи, способные четко и
квалифицированно формулировать требования (путем речей, докладов, статей и
т.п.). Если они представляют интересы групп в рамках институтов политической
системы, они являются политическими лидерами. Политическое требование должно
быть обосновано, в противном случае оно будет квалифицировано как малозначащее,
не требующее политического решения. Для привлечения к требованиям внимания
соответствующих политических структур привлекаются авторитетные люди,
направляются делегации, подаются петиции, организуются обращения граждан. Как
крайняя форма применяются противоправные действия типа погромов, блокирования путей
сообщения и др. Популярной демократической процедурой обсуждения социальных
проблем являются дискуссии. В них желательно участие представителей властей,
заинтересованных групп, экспертов. Публичное обсуждение может быть в парламенте
или местных представительных органах, в СМИ, на конференциях, совещаниях,
круглых столах и др. При этом следует не допускать сведения решения к одному
варианту, блокирования информации, упрощения ситуации, замалчивания, намеренной
дезинформации. После выявления социальной проблемы выбирается альтернатива
политического действия. Методами
принятия решений являются компромисс, консенсус и гегемония.
Используется и вооруженный конфликт, т.е. силовое решение проблемы. Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Этот метод
возможен, если интересы частично совпадают (как и сталкиваются). Консенсус (лат. – согласие, единство)
понимается как общее согласие. В узком смысле – это метод разработки и
принятия решения, обеспечивающий положительный результат путем согласования.
Степень согласия при консенсусе может быть различной. Для его поддержания
необходимы следующие условия: готовность большинства следовать законам и
установлениям; позитивное восприятие институтов, призванных осуществлять
решение; наличие чувства принадлежности к общности, например, нации, народу. Гегемония (греч. hegemonia – руководство) –
это главенствующее положение какого-либо политического субъекта по отношению к
другим. Гегемония как политический принцип широко практикуется в
международных отношениях. Формами закрепления принятых решений являются
законодательные акты, указы, постановления, договоры, пакты, программы,
манифесты и т.п. Тем не менее политические решения могут существовать и в
устной форме, на основе так называемого джентльменского соглашения. Те решения,
которые ведут к достижению цели, являются рациональными. Это важно, если
учесть, что политика не только наука, но и искусство. Рациональность решения
обеспечивается обоснованием целей и предполагаемых результатов;
непротиворечивостью предлагаемых действий по отношению к социальным ценностям;
определением средств и методов достижения цели. Субъекты, принимающие решения, должны знать пути реализации
поставленной цели; последствия и издержки; мнения, позиции, разделяемые как
исполнителями, так и теми, чьи интересы принимаемое решение будет затрагивать.
Соблюдение этих условий обеспечивает рациональный, или научный, подход к
принятию решений. Метод последовательных
ограничений, или метод ветвей, предполагает движение к цели «малыми шагами».
При таком подходе из нескольких отбирается наиболее приемлемая альтернатива.
Этот метод имеет серьезные недостатки. Он не ориентирован на глубокие
социальные инновации, не приемлем в подготовке фундаментальных решений. Для разрешения этих проблем используется смешанно-сканирующий
(англ. scan – поле зрения) подход. Он сочетает рациональный анализ проблем,
имеющих кардинальное значение для достижения поставленных целей, с
поступательным, менее детализированным анализом других.
Литература: Демидов А.И. Политическая
деятельность: философский анализ фактов детерминации. Саратов, 1987. Карват М.,
Милановский В. Политические действия как элемент системы общественной практики
// Элементы теории политики. Ростов н/Д., 1991. Мельник В.А. Политология: Учеб.
Мн., 2002. Политология: Учеб. для вузов / Под ред. проф. С.В. Решетникова. Мн.,
2001. Политология: Курс лекций / Под ред. В.А. Бобкова и др. Мн., 1996.
Политология: Учеб. М.: Дело, 2002. Политология: Учеб. для вузов / Отв. ред.
проф. В.Д. Перевалов. М., 2001. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред.
проф. Н.И. Матузова. М., 1999. Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А.
Василика. М., 2000. Политология (проблемы теории). СПб.: Лань, 2000. Рузавин
Г.И. Методологические основы теории принятия решений.
Философско-методологические аспекты. М., 1985.
|