В планах командования нацистской
Германии большое значение отводилось морским путям сообщения в Заполярье. Через
порты северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырьё, шло
снабжении немецкой горной армии, в норвежских портах базировался военно-морской
флот, действовавший против союзных конвоев. Установление полного контроля над
морскими путями в Заполярье означало уничтожение или, по крайней мере,
ослабление Северного флота СССР.
В 1941- 1942 г. Северный флот понёс значительные потери. Чтобы усилить
его боевой состав, корабли пришлось переводить с других флотов. Осенью 1942 г.
шесть подводных лодок направились с Дальнего Востока на Север. Это был первый
за всю историю советского подводного флота столь долгий переход. Подводные
лодки прошли через два океана – Тихий и Атлантический – и девять морей –
Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское,
Норвежское и Баренцево. Каждая из них пробыла в море более 2200 часов и
оставила за кормой 17 тысяч миль.
Отличная выучка подводников-тихоокеанцев,
их стремление, их стремление сразиться с фашистами помогли успешно завершить
поход. Первой 24 января 1943 г. пришла на главную базу Северного флота в
Полярный подводная лодка «С-51» (командир капитан 3 ранга И. Ф. Кучеренко.
Остальные лодки прибыли в марте - июне. Лодка, о которой спрашивается в
вопросе, «С – 56», под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина прибыла в
марте 1943 г. Эта подводная лодка включилась в активную боевую деятельность на
вражеских коммуникациях вдоль Скандинавского полуострова. 31 марта за
проявленную в боях отвагу, стойкость,
мужество, дисциплину и организованность, героизм личного состава подводная
лодка была награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 г. экипаж был
преобразован в гвардейский. Лодка «С-56» участвовала в восьми боевых походах,
на её боевом счету десять потопленных и четыре повреждённых корабля и транспорта.
Личный состав лодки награждён орденами,
командир капитан 2-го ранга Г. И. Щедрин удостоен звания Героя Советского
Союза.
В ознаменование подвигов, беззаветной
преданности Родине моряков-подводников лодка «С-56» поставлена на пьедестал
Вечной славы на корабельной набережной Владивостока у штаба Тихоокеанского
флота. 9 мая 1975 г. подводная лодка стала мемориальным кораблём – филиалом
музея Краснознамённого Тихоокеанского флота.
«С-56» относится к самой массовой серии
подводных лодок. Второй мировой войны. История создания подлодок IX серии относится к 1932 г.,
когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для
посещения голландского проектно-конструкторского бюро Engineer Kontor vor Shiffbau (сокращённо
IVS). Директором этого
бюро был бывший командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем
- известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель. Бюро
принадлежало германской фирме «Дешимаг Везер» и занималось проектированием и
наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. IVS была способом сохранения
в условиях запретов Версальского мира кадрового потенциала военной
промышленности Германии. По заказу СССР фирма «Дешимаг» в течении 1933 г. в г.
Бремене при участии нескольких советских специалистов разработала проект Е-2. С
20 октября 1937 г. подводная лодка, получившая первоначально буквенное
обозначение «Н» (немецкая), стала именоваться тип С (средняя). Первые лодки IX серии были построены в
Германии. Остальные – в СССР. Всего было заложено 42 подлодки данного проекта,
из которых 38 вошли в строй (14 единиц до войны, 15 – в ходе её, а 9 – после её
завершения). Из 29 подлодок этой серии, находившихся в строю во время войны, 13
погибло. В частности, на Балтийском море уцелела только «С-13».
«С-56» была спроектирована в СКБ С. Г.
Туркова на основе разработок немецкой фирмы.. Заложена 24. 11 1936 года в
Ленинграде на заводе № 194 имени А. Марти. Потом разобрана и секциями
перевезена по Транссибирской железнодорожной магистрали во Владивосток на завод
№ 202 (Дальзавод), где собрана и спущена на воду 25. 12. 1939 г. В строй
кораблей Тихоокеанского флота вступила 20.11 1941 г.
«С-56» возвратилась во Владивосток в 1953 г. Северным морским путём.
Использованная литература:
Колышкин И. А. В глубинах полярных морей – М.: Военное издательство
министерства обороны СССР, 1964.; www. museum.
ru M 2057; Подвиг народа:
Памятники Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг./ Сост. и общ. ред. В.А.
Голикова. – М.: Политиздат, 1980; Кузнецов Н.Г. курсом к победе – М.: Голос,
2000.
|