С чем
связан факт существования у древних египтян трёх времён года с четырьмя
месяцами в каждом?
Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым
для сбора урожая.
Они изображали слово «год» («ренпет») в виде молодого ростка с почкой. Этот же
знак встречается в родственных словах: «ренпи» — «быть свежим, сильным»,
«ренпут» — «плоды года». Через четыре месяца после начала разлива река окончательно
возвращалась в свои берега. Этот четырехмесячный период был первым временем
года и назывался «ахет» («разлив», «половодье»). Лишь земля появлялась из-под
воды, пока она не отвердела, земледельцы выходили на поля, пахали и сеяли.
Затем в течение четырех или пяти месяцев им оставалось только поливать поля. А
потом наступало время жатвы, обмолота, закладки зерна в хранилища и другие
работы. Таким образом, после сезона разлива наступал сезон сева, «перет»
(«выхождение» земли из вод или прорастание всходов), а за ним — сезон сбора
урожая, «шему» («засуха», «сухость»). Всего три времени года вместо четырех,
как у древних евреев и греков.
Разлив Нила
Как ни регулярны
разливы Нила, по их началу трудно было точно определить наступление Нового
года. Однако, когда нильские воды начинали подниматься, наблюдали еще одно
явление природы, которое помогало составителям календаря: на востоке перед
самым восходом солнца появлялась на мгновение звезда Сириус, по-египетски
Сопдет (эллинистическое: Сотис). Египтяне издавна заметили совпадение этих двух явлений. Они
приписывали разлив слезам, пролитым Исидой. И звезда Сириус (Сопдет)
отождествлялась с богиней, которую стали считать покровительницей года. День,
когда появлялся Сириус, и был признан первым днем Нового года. Это исчисление
записано в книгах «домов жизни», своего рода хранилищах традиций и знаний со
времени Древнего царства и до позднейшего периода. В календаре, который по
повелению Рамсеса III высечен на стене его храма в Мединет-Абу, указано, что
празднество в честь богини Сопдет, отмечаемое по случаю появления ее звезды на
небосклоне, совпадает с наступлением Нового года. В одной любовной песне
влюбленный сравнивает свою красавицу со звездой, которая сияет в начале
совершенного года, «ренпет неферт». Но случается еще год дурной, ущербный —
«ренпет геб», когда бог Шу больше не появляется, когда вместо лета приходит
зима, когда месяцы перепутываются. Народу, естественно, это было не по душе.
«Сохрани меня от дурного года!» — восклицает писец.
Земледельцы, охотники, рыбаки, моряки, врачи, жрецы,
празднества которых отмечались по определенным дням, — короче, все, чьи занятия
зависели от времени года, использовали для летосчисления «совершенный год»,
когда месяцы и сезоны шли своим чередом, то есть сначала шел «ахет», означавший
четыре месяца разлива Нила, затем «перет» — время сева, совпадающее с
прохладным сезоном, и, наконец, «шему» — сезон уборки урожая и жары. Именно
поэтому во время «шему» фараона называли источником прохлады и в сезон «перет»
— теплым солнечным лучом. Добытчики бирюзы на Синае прекрасно знали, что нельзя
дожидаться месяцев «шему», так как в это время горы раскаляются докрасна, как
железо, что портит цвет камней. Врачи и ветеринары знали, что некоторые болезни
и недомогания появляются в определенные времена года: одни — в сезон «шему»,
другие — в сезон «перет». Они даже точно различали, какое лекарство следует
предписывать в первые дни месяца «перет», а какое на третий и четвертый месяцы
того же сезона. И наоборот, ряд снадобий благотворно действовали и в «ахет», и
в «перет», и в «шему», иначе говоря, в течение всего года.
Для удобства все три сезона сделали равными и
разделили на двенадцать месяцев по тридцать дней, которые с глубокой древности,
а также в эпоху Рамсесов различались по старшинству в каждом сезоне: первый,
второй, третий и четвертый месяцы сезонов «ахет», «перет» и «шему». Названия
месяцев произошли от соответствующих месячных праздников и вошли в обиход
только в Саисскую эпоху. К последнему месяцу «шему» добавляли пять дней, чтобы
общее число дней в году равнялось 365. А как же поступали египтяне, чтобы
новогодний праздник не отставал от календаря на один день каждые четыре года?
Документы фараонов ничего об этом не говорят. Страбон довольно невнятно
отмечает, что через определенные интервалы добавлялся один день. Проще всего
было добавлять один день каждые четыре года, и египтяне поступали именно так в
период счастливого царствования таких фараонов, как Сети I и его сын. Можно
предполагать, что об этом дополнительном дне забыли в эпоху смут. И тогда
календарь выходил из графика, пока очередной фараон, просвещенный учеными «дома
жизни», не приводил календарь в соответствие с природой и вновь назначал новый
год на день праздника Сопдет.
Источник: Пьер Монтэ. Египет Рамсесов: повседневная жизнь
египтян во времена велики фараонов/Перевод с фрацузского Ф.Л. Мендельсона. –
М.: Наука. Главная ред. восточн. лит-ры, 1989.
|