Почему жители
Египта не любили на долго покидать родные края.
Довод 1. В представлении
древнего египтянина дома он находился под защитой «своих» богов. На чужбине,
вдали от их храмов, этой защиты не было.
Слово, обозначавшее в египетском языке собственно Египет, то есть долину
Нила, и которое мы достаточно точно переводим как «Родина», дословно означает
«нутро». То есть египетское государство — это то идеальное место, где все в
природе находится в теснейшей и вполне определенной взаимосвязи. Связь мира
богов и мира людей осуществляется через фараона — существо двойной природы,
сразу бога и человека. Таким образом, от царя зависит практически все
нормальное функционирование государства, от его силы и здоровья зависит
процветание страны и всех, кто в ней обитает. Можно сказать, что фараон — это
средоточие могущества, мощи и жизненной силы государства. Фараон — носитель
абсолютной власти, но и колоссальных обязанностей. Без его ритуальных действий
не произойдет разлив Нила, а это уже национальная катастрофа; если фараон не
проведет первой борозды при начале полевых работ, земля не будет оплодотворена
и страна останется без пропитания. Поэтому когда египтяне всей страной
громоздили камень на камень, создавая гигантские пирамиды, нельзя говорить, что
это было лишь проявлением безжалостного «восточного деспотизма». Создавая новую
оболочку, защиту своему царю, они тем самым в первую очередь обеспечивали
вечное существование и процветание своей страны.
Хотя нам, современным людям, к тому же не египтологам, трудно говорить о
мировоззрении древнего египтянина, всё же необходимо отметить, что только в
Египте, под сенью пирамид и защитой фараона и других богов, там, где египтянин
чувствовал себя маленькой, но необходимой частью огромного гармонично
сложенного целого, ему было хорошо и безопасно. Жизнь для него обретала смысл и
значение. Это будет понятнее, если мы вспомним, что понятие личности у египтян тоже
весьма отличалось от нашего. Ведь египтяне были «хему» своего царя, то есть его
«выражением», «проявлением», его частичкой, точно так же, как многочисленные
боги были частями тела породившего их единого божества.
Таким образом, получается, что все египтяне вместе составляли тело своего
государства.
Довод 2. Египтянин опасался, что если умрёт
на чужбине, то тело его не будет подвергнуто бальзамированию по всем
религиозным канонам, подвергнется
тлению. И тем самым он лишится шанса на обретение бессмертия. Рассказ о Синухете
даёт нам представление о том, как египтянин, в целом довольный жизнью и
статусом зятя вождя племени азиатов, тем не менее стремится попасть в Египет,
чтобы «карлики плясали перед входом в его гробницу».
В поучении отражена вся
глубина отрицательного восприятия египтянином всего иноземного: «Подл азиат, плохо место, в котором он живет, — бедно оно
водой, труднопроходимо из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор. Не
сидит он на одном месте, ноги его бродят из нужды. Он сражается со времен Хора,
но не побеждает и сам не бывает побежден. Не объявляет он дня битвы, подобно
грабителю, страшится он вооруженных отрядов» (перевод Р. И. Рубинштейн) [Монтэ. П. Египет Рамсесов:
повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Пер. с фр. Ф. Л. Мендельсона.
Ответств. ред., авт. послесл. и прим. О. В. Томашевич. – М.: Наука. Глав. ред.
восточ. лит-ры. 1989.]
Довод 3. Вплоть до самого последнего периода истории Египта даже жители дельты Нила
имели весьма ограниченные контакты с внешним миром. Конечно, они всегда
завозили нефть, лес и ювелирные изделия из таких развитых стран, как Сирия,
Крит и Финикия, вели столь же оживленную торговлю с Нубией и Суданом. Но в
любом случае торговля с зарубежными странами была прерогативой царствующей
династии, а потому и культурное внимание было весьма ограниченным.
За египтянами закрепилась репутация домоседов. Они
явно интересовались своими соседями гораздо меньше, чем те ими. Таким образом,
при всем различии жителей Верхнего и Нижнего Египта, на взгляд иностранного
гостя, они были совершенно одинаковыми, очень отличаясь при этом от жителей
любой другой страны. Египтяне всегда были отгорожены от остального мира. Они
выработали свой собственный образ жизни, не обращая особого внимания на то, как
живут люди в других странах. Они сформировались практически в изоляции.
Именно эта замкнутая атмосфера сформировала
универсальный характер Древнего Египта (однако не стоит слишком уж
преувеличивать замкнутость атмосферы этого государства). Египтяне были не
похожи на других людей, с готовностью воспринимавших все новое из-за рубежа.
Например, любопытен тот факт, что хотя, по всеобщему мнению, лошадь появилась в
Египте не раньше Восемнадцатой династии, то есть около 1700 года до нашей эры,
в 1959 году профессор Эмери обнаружил скелет лошади вблизи египетской крепости
Бухен в Нубии: эта лошадь похоронена там примерно в период Среднего царства.
Значит, египтяне знали о лошадях по меньшей мере за двести лет до того, как они
стали использовать их для езды верхом, но почему-то проигнорировали их. Глупо
было бы размышлять об этом в отсутствие дополнительных фактов. Возможно,
причина в их консерватизме? У них были свои собственные, странные представления
о том, как следует жить. И они упрямо их придерживались. Как мы уже отметили,
они были "жителями оазиса”, обитателями укромного уголка, затерянного среди
безводных равнин Северной Африки. За исключением одного довольно позднего
периода истории, когда египтяне покинули свою долину, чтобы завоевать обширные
пространства Ближнего Востока, внешний мир практически не существовал для них.
И даже этот запоздалый опыт империалистических завоеваний [так в тексте Дж. М.
Уайта. Хотя я считаю, что данное обозначение неприемлемо для описания истории
Древнего Египта], судя по всему, явился скорее результатом их стремления
передвинуть вперед свои оборонительные линии, а не основать империю. И если
внешний мир обходил их стороной, они вполне были удовлетворены этим и считали,
что так должно и быть.
Уайт Дж. М.. Характер египтян // Уайт Дж. М.. Боги и люди Древнего Египта. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004.
- С. 9-12.
Довод 3.
Древний Египтянин был членом соседской общины со
значительными пережитками родовых отношений – преимущественно сельского
сообщества, состоявшего из родственников и веками проживавших рядом соседей.
(«Данное утверждение является гипотетическим, так как в исторический период
фараонского Египта явственных следов существования общины не обнаружено»
[История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С.
Свенцицкой. Изд. 3-е, испр. и дополн. – М.: Наука: Главн. ред восточ. лит-ры,
1989. – Кн. I. Ранняя древность/ Отв.
ред. И.М. Дьяконов. – С.143] ). Скорее
всего, для него был немыслим отрыв от мира, где столетиями существовали
устойчивые социальные связи, где ежегодные работы по укреплению дамб и
поддержанию в рабочем состоянии ирригационных каналов сплачивали общину. Титулатура
фараонов определяла их как «владык Обеих Земель». И это не только сохранение
традиции. Номовое деление, обусловленное
природно-географическими особенностями долины Нила, судя по изображениям в гробницах, где на стенах нарисованы
42 местных божества, продолжало играть значительную роль на протяжении тысячелетий. Древний египтянин ощущал себя, прежде всего,
частью номового сообщества, а уж потом – частью всего древнеегипетского
общества. (Хотя последнее до определённой степени сомнительно). Региональная
привязанность древнего египтянина безусловна, тогда как осознание им себя
«гражданином» Египта условна. Здесь, наверное, уместно подчеркнуть, что уровень
сознания вельможи и простого труженика значительно отличался. Чтобы простой
египтянин воспринял культ «общенационального» бога, жрецам приходилось
прибегать к сложной генеалогии богов, представлять местное номовое божество
либо ипостасью «общенационального», либо отыскивать их родственные связи. И
хотя у нас нет документов, подтверждающих, что на строительстве пирамид
египтяне являлись членами отрядов (бригад), сформированных по территориальному
признаку, тем не менее, я считаю, это именно так и было.
|