"Непосредственным, естественным,
необходимым отношением человека к человеку является
отношение мужчины к женщине… На основании этого отношения
можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека."
(Карл Маркс).
I.
Определения авторства. Высказывание, принадлежащее основоположнику марксистской
(материалистической) идеологии, немецкому философу еврейского происхождения XIX
в. Карлу Марксу, обращает наше внимание на проблему положения женщины в обществе.
Однако проблема относится не только к отношению к женщине мужчины, но и всего
общества в целом.
II. Актуальность. Актуальность проблемы подтверждается установлением Генеральной
Ассамблеей ООН в 2000-м году (резолюция № A/RES/54/134) Международного дня
борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (дата 25 ноября) . Генеральный
секретарь ООН в своих посланиях 2004—2005 гг. говорит, что насилие в
отношении женщин крайне распространено, присуще всем культурам и затрагивает
женщин независимо от их расы, достатка, происхождения. Женщины сталкиваются с
насилием в правовой сфере и в повседневной жизни. Генеральный секретарь ООН
отмечает, что на Всемирном саммите в 2005-м году «лидеры стран обязались
удвоить усилия по ликвидации всех форм насилия в отношении женщин и девочек».
III. Подтверждение знакомства автора
эссе с проблемой на теоретическом уровне. В западной социологии повышенный
интерес к проблеме половых стереотипов обозначился в 1970-е годы XXв. Одной из первых значимых работ о природе и
содержании гендерных стереотипов стала статья коллектива ученых во главе с
И. Броверман. Интерес сохраняется
до настоящего времени, так как проблема не исчезла.
IV.
Высказывание собственной позиции автора
эссе к проблеме. Исторически стереотипизации
подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно
связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность —
с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в
первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.
Однако следует согласиться с автором высказывания, служащего отправной точкой
моих рассуждений: Маркс прав в том, что
отношение к женщине является критерием общей культуры человека. V. Аргумент, подтверждающий позицию
автора эссе. Ведь по мере изменения представлений
человека о самом себе, связанных с изменением экономических условий жизни и
роли женщины в общественном производстве, изменился и статус представительниц
«слабого пола». Именно в тех странах, где женщина вовлечена в производство
материальных и нематериальных экономических благ, эволюция отношения к женщине
наиболее заметна. Сегодня можно говорить о полном реальном равноправии мужчин и
женщин, закреплённом в конституциях и иных нормативно-правовых актах в странах
Западной и Восточной Европы, Канаде, Японии. Подтверждением этому могут быть
целые сферы экономики, ставшие «женскими» (образование, медицина), списки
депутатов парламентов, женщины на высших государственных постах. Например,
главы правительств Маргарет Тэтчер, Ангела Меркель, госсекретари США Кондолиза Райс и Хиллари Клинтон,
министры обороны Кармен Чакон (Испания), Элизабет Рен (Финляндия), президент
Тарья Халонен (Финляндия). А ведь ещё недавно политика считалась сугубо мужским
делом!
VI. Альтернативное суждение.
Однако женщина в политике – это ещё не показатель равноправия женщины вообще в
конкретной стране. Равенство между полами гарантируется в конституциях 139
стран мира. Однако во многих из них – только на бумаге. В Пакистане Беназир
Бхутто занимала пост премьер-министра, но это не означало, что пакистанки
перестали находиться в зависимости от традиционных патриархальных семей или что
уровень семейного насилия в этой стране снизился с её приходом к власти. По
состоянию на 2010 г. Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин вступила в силу в 186 странах, а вот в США её подписали, но не
ратифицировали. Почему?
Избрание
первого афро-американца президентом США разрушило один из стереотипов
американского общества, но время для закрепления равноправия мужчины и женщины
в этом обществе, видимо, ещё не пришло.
VII.
Вывод: Пожалуй, отсутствие ратификации Конвенции в США
позволяет сделать важнейший вывод рассмотрения проблемы положения женщин в
прошлом и настоящем: дискриминация не изжита, время её полной отмены в будущем,
которое несомненно наступит, но Восток и Запад приближаются к этому разными
темпами, по мере развития экономик и изменения ментальных установок.
Так прав ли К. Маркс? Прав, считаю
верным: судить о ступени общей культуры человека и общества можно по
отношению к женщине.
|