Основные черты первобытнообщинного строя
Первобытнообщинный строй.
Первобытнообщинный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества. Он характеризуется коллективной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду. Основными занятиями населения были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Переход к nроизводящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие.
Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории. Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд лет тому назад. Солнце - одна из множества звезд нашей Галактики - возникают 1О млрд лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 млрд лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет тому назад[1].
Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:
- каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н. э.);
- бронзовый век (IV-II тыс. - до начала I тыс. до н. э.);
- железный век (с I тыс. до н. э.).
В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).
Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.
Первобытная эпоха человечества характеризуется:
- низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием;
- коллективным присвоением природных ресурсов и результатов произ-
водства;
- равнообеспечивающим распределением;
-социально-экономическим равенством;
- отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком,
классов, государств.
Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества[2].
Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением' трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.
Путь человечества в условиях первобытно-общинногo строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйcтвy (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.
Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития[3] общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.
Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планет - особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый - палеоантропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы, современные люди.
Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» - человек, «генезис» - происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» - общество и греч. («генезис»-происхождение).
Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.
Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.
В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез.
Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный материал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.
Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5- 1,6 млн лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «nитекос» - обезьяна, «антропос» - человек), или архантропов (от греч. «ахайос» - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - nалеоантроnами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).
Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.
Общая схема эволюции человека следующая:
- человек австралоnитековый;
- человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);
- человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).
В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну.
Выделяют следующие культурно-исторические общности:
индоевропейская; угро-финская; тюркская; иберийско-кавказская.
Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:
1) славянская: восточные, запалные и южные славнне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.);
- западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.;
- восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.
Сложной проблемой является расогеnез. Все современное человечество мыслится на несколько больших расовых стволов - европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная - в Африке, монголоидная - в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас - монголоидной, негроидной и европеоидной - возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатскан, сибирская и американская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.
Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал - эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального[4]. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индустриальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.
Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Палеолит. Мезолит. Неолит.
Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV - V тысячелетии до н. Э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу:l) неолитическая революция; 2) интенсификация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) появление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.
Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство)[5].
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды – а с другой - ослабевшие и обедневшие.
Признаки распада родового строя:
- возникновение имущественного неравенства;
- выделение знати;
- сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;
- частые вооруженные столкновения;
- обращение пленных в рабов;
- превращение рода из кровнородственного коллектива в территориаль-
ную общину.
В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Периоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответствуют основной периодизации (принятой в археологии).
Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. В 1960 г. была найдена палеолитическая стоянка в Медвежьей пещере на средней Печоре, а в следующем году – стоянка под открытым небом у деревни Бызовой, всего на полтора градуса широты южнее Полярного круга.[6] Самые древние стоянки на территории нашей страны относятся к шельскому и ашельскому периоду - это находки в Алтайском крае (на берегу р. Улалинки), в Амурской области (у села Кумары) и др. Поселения древних людей были малочисленны, орудия труда представляли собой грубо обработанный камень. В позднеашельских стоянках встречаются следы огня.
В конце ашельской эпохи резко изменился климат - началось великое оледенение. Стремясь приспособиться к новым условиям жизни, люди совершенствуют орудия труда, идет расселение на ранее неосвоенные территории.
Стоянки среднего палеолита обнаружены в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, на Средней и Нижней Волге, на юге Украины. Одна из самых известных находок мустьерского периода, - обнаруженное в 1938 г. погребение мальчика 8-9 лет в гроте Тешик-Таш в Средней Азии. Существенно изменились орудия труда – появляются так называемые микролиты - мелкие кремнёвые изделия – наконечники для стрел, лезвия-вкладыши и т. д. Складываются условия для зарождения скотоводства. Из археологических находок этого времени наибольший интерес представляет обнаруженное в 1969 г. погребение двух детей на р. Сунгирь у г. Владимир.
По мнению ряда исследователей, в этот период времени на смену первобытному стаду приходит первобытная община.
В период верхнего (позднего) палеолита начинается отступление ледника. Расселение на новые территории продолжается - стоянки древних людей доходят до Якутии и Заполярья. Основным занятием населения остается охота, но начинает развиваться рыболовство. Возникают условия для более прочной оседлости. В период позднего палеолита зародились искусство и первые религиозные представления. В этой связи интересны наскальные изображения, обнаруженные в Каповой пещере в Башкирии.
Конец эпохи верхнего палеолита и начало мезолита совпали с концом ледниковою периода. К этому времени относятся изобретение лука и стрел.
Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгорода-Северского, - районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические памятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.
В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых археологических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочногребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне, Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.
Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое времн существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.
Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано
в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.
В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская[7]. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории нашей страны в истории первобытного общества выделяются несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.
Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающeгo хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.
Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Чернокозава, первобытная культура - это сложное явление, которое поражает воображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему состоянию.
Целостно осмыслить антропоеоциогенез помогают прежде всего следующие факгы:
1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический период 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном периоде. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека – существа весом около 500 килограммов – до человекоподобного существа размером с кошку; 2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобными (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях насильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о каменных орудиях, а о каменном оружии.
В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.
Археологические находки - это в основном орудия труда, соответствующие определенным историческим эпохам. В период палеолита - остроконечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длинными охотники делают. более короткие копья-дротики, которые можно метать на большое расстояние.
Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. «Умение добывать огонь возникло гораздо позже, чем умение сохранять огонь, «украденный» при лесном пожаре.
Антропологи XIX века нашли у «примитивных» народов пять способов получения огня.
Про один из них слышали, наверное, все. Берут сухую дощечку, делают в ней углубление, берут палочку, вставляют ее концом в это углубление, а затем быстро вращают палочку между ладонями. Уже вскоре появляется характерный запах горелого дерева, а там, возможно, и дымок, конец у палочки темнеет и обугливается, появляется темный дымящийся пора шок. Этот порошок высыпали на трут и раздували пламя ... Такой способ называется "огневое сверло» - палочка как будто сверлит дощечку. Если вы когда-нибудь работали с дрелью, то наверняка замечали, как быстро нагревается сверло при работе. Правда, в современной дрели, для того чтобы вращать сверло, есть электромотор. А древним людям приходилось вращать палочки вручную. Но они догадались перехлестнуть через палочку в виде петли тетиву лука и двигали лук взад-вперед, придерживая палочку в вертикальном положении, и от этого движения она вращалась быстро и непрерывно.
В древности такой способ был распространен повсеместно.
Видимо, в разных местах люди, занятые обработкой дерева, случайно изобретали его снова и снова. Еще во второй половине XIX века этот способ использовали в немецких деревнях - но не вместо спичек. Так добывался особый, колдовской огонь для заклинаний и волшебных обрядов.
Если вы вздумаете сами добыть огонь, я бы посоветовал вам вместо «огненного сверла» использовать другой способ, называемый «огневой плуг». Его описал Чарлз Дарвин в книге о своем путешествии вокруг света на корабле «Бигль». Исходные предметы те же самые - сухие дощечка и палочка. Но в дощечке надо сделать не круглое углубление, а продолговатую бороздку. По этой бороздке скоблят с усилием концом палочки взад-вперед. По словам Дарвина, у туземцев огонь возникал уже через несколько секунд. Сам Дарвин попробовал воспользоваться этим методом и в конце концов тоже добился успеха, хотя и гораздо медленнее. Преимущества этого способа в том, что при движении по бороздке конец палочки соскабливает мельчайшие стружки, которые быстро загораются от трения. Несмотря на удобство, этот способ распространен гораздо меньше, чем предыдущий. Его используют в Полинезии (где его подсмотрел Дарвин), в Индии и Центральной Африке.
Третий способ – «огневая пила» - был распространен в Австралии, на Новой Гвинее, в Индонезии, Индии, Западной Африке. Суть его в том, что одну дощечку будто бы пилят другой поперек волокон. Иногда вместо дощечки-«пилы" используют грубую волокнистую веревку - тогда дело идет быстрее.
Об «огневой пиле" в русских деревнях рассказали этнографы. Наши предки брали два здоровенных бревна и, работая попарно, пилили одним другое, пока не загорится. Огонь при этом получался волшебный, чудодейственный. Интересно, что в начале этого обряда полагалось погасить все огни в деревне, до последней искорки. Понятно зачем: уж теперь-то это трудное дело не удастся бросить на пол-пути, пили да пили, браток, покуда дым не пойдет - другого выхода нет!
Четвертый способ получения огня - самый редкостный. Он называется «огневой насос". Тепло возникает за счет движения сжатого воздуха в деревянной трубке. Каждый, кто надувал мяч насосом, знает, как быстро нагревается насос при работе. Этот способ использовали некоторые народы Индии и Индонезии.
Ну и на самый конец мы оставили главный способ - высекание. Маленькие дети повсюду, наверное, находят мелкие камешки-кремешки. Если чиркать их один о другой, появляются искорки. Кто не пробовал, зажав два кусочка кремня, высечь желтоватые искры, вдыхая таинственный сернистый запах? Многие, наверное, пытались и костер зажечь таким образом. Кажется, того и гляди вспыхнет пламя. НО это как раз тот случай, про который говорят: близок локоть, да не укусишь.
На самом деле получить огонь от удара кремня о кремень крайне трудно: искры эти слишком редкие, слишком маленькие, слишком слабые, чтобы разжечь настоящее пламя. Ничего они воспламенить не могут. Именно поэтому "деревянные" способы так широко распространились среди «диких" племен, а «кремнёвый» используют, кажется, только племена пигмеев в Африке.
Правда, совсем другой результат будет, если бить кремнем не по кремню, а по камню, который называется серный или железный колчедан. Это красивый камень серого или золотистого цвета с металлическим блеском. Тут мгновенно получаются яркие, обильные, какие-то кажется даже длинные искры. Из них разжечь пламя уже несложно. Недаром такой метод получения огня использовали жители самых передовых стран Древнего мира - Греции и Рима. Такие куски колчедана находят и в пещерах эпохи палеолита, они сильно оббиты при использовании.
Гораздо позже выяснилось, что неплохие результаты дает удар кремня по зазубренной железной пластинке. Такая пластинка называется кресало. Этот способ высекания - кремнем по железу - стал самым главным в истории человечества. В Европе он был единственным аж до 1827 года, когда появились первые спички. Впрочем, в последние годы, кажется, спички стали снова вытесняться тем древним способом, на основе которого работают современные зажигалки. Так называемые кремни в зажигалках - это не камни-кремни, а спрессованный порошок металла циркония. А кресало, скажем так, изогнулось и превратилось в зубчатое колесико.
Напомним, что все огнестрельное оружие за первые пятьсот примерно лет существования, до середины XIX века, стреляло так: искра от удара кремня о стальной боек падала на так называемую полку, где должно было быть немного крупинок пороху. Порох вспыхивал, огонь проникал через отверстие-пальник внутрь ствола, производился выстрел. Впрочем, в старые времена, особенно в артиллерии, применялся и другой способ - к пальнику подносили тлеющий шнур - фитиль. Такие шнуры использовали мушкетеры Дюма при стрельбе из мушкетов.
Помните сказку Андерсена "Огниво''? Что такое, собственно, огниво? Это три предмета, которые использовались в обиходе на протяжении многих столетий: кремень, кресало и трут. Про кремень и кресало мы уже поговорили, что же такое трут?
Это любое сухое, легко воспламеняющееся вещество. На Руси использовался высушенный древесный гриб-трутовикего легко можно найти в лесу. Иногда используют мох, паклю, обрывок ткани. От упавшей искры сухой трут начинал тлеть, и многое потом зависело от умения раздувать его что было сил. Когда по поверхности начинал пробегать огонь, от трута можно было зажечь стружку или маленькую щепочку, а от нее - другую, третью ...
Как вы понимаете, возни со всем этим было очень много.
Поэтому в домах всегда сохраняли горшок с углями - угли раздуть гораздо проще, чем добывать огонь заново»[8].
Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.
К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, историческому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.
У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов природы. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.[9]
Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.
В условиях первобытного общества получает развитие магическое искусство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, ,но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека - и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.
В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.
Литература:
Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006.
Гальперина Г.А., Доброва Е.В. Популярная история археология – М.: Вече, 2002.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории ( проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1973.
Семёнов Ю. И. У истоков человечества // Человек и общество. Кн. 1. – М., 1993
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1964.
Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т.А. История Россиис древнейших времён до наших дней. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2002.
Максимов Н. Игра в черепки. // Русский Newsweek // 2007, № 6.
Самый старый ребёнок. // Русский Newsweek// 2006, №38
[1] См.: Самый старый ребёнок. // Русский Newsweek// 2006, №38 – С. 54.
[2]См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории ( проблемы палеопсихологии). – М.: Мысль, 1973.
[3] Максимов Н. Игра в черепки. // Русский Newsweek // 2007,№ 6. – С. 39
[4] См.: Семёнов Ю. И. У истоков человечества // Человек и общество. Кн. 1. – М., 1993. – С.159.
[5] См.: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т.А. История Россиис древнейших времён до наших дней. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2002. – С.9.
[6] Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006 – С.181.
[7] Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – С. 21.
[8] Асанов Л.Н. Тайны пещерных людей. – М.: Вече, 2006. – С. 95 – 97.
[9] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1964. – С. 22 – 38.
|