Происхождение термина:
Слово «патриотизм» происходит от
греческого patris - родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля
указывается, что патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης —
соотечественник, πατρίς —
отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его
интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями
и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные
особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать
интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма —
веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств,
формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях
образования наций и образования национальных государств патриотизм становится
составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в
его развитии. В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие
«патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом
(неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот
период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого
революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза».
С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять
национализму, как приверженность стране (территории и государству) —
приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия
выступают как синонимы или близкие по значению.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям
патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную
характеристику.
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей
принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но
представление о сущности патриотизма у людей разное. По этой причине одни люди
считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают
Патриотизм
как общественное явление, прежде всего, относится к области социальной
психологии.
Сущность понятия:
1. Философскоая трактовка. В философии сущность патриотизма
истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за
его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
«Патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся
прежде всего на основе материального производства категория социальной
философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине,
включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и
реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и
другие функции» (см.: Ильичев Н.М «Вестник Российского философского общества»,
2003, №3, с.87).
2. Педагогическая трактовка. Педагогическая трактовка качества
патриотизма не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя соответствующую
потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и
поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют
патриотизм как нравственное качество.
Уровни патриотизма
1. Личностный.
Многоаспектность «патриотизма». Патриотизм –
многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств
и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования
социальной системы. На личностном уровне человека-патриота характеризуют
такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов,
соблюдение норм поведения.
На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить
значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.
На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как
один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших
чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм
поведения, критериев оценки социальных явлений).
Как сложное
интегральное личностное образование патриотизм включает:
– любовь к Родине;
– бескорыстную преданность и служение ей;
– нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов
с интересами отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью
Родины, свою судьбу – с ее судьбой;
– патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным
подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина – это
«духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою
Родину, быть патриотом;
– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать
интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее
благополучия;
– жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества
своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как
одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и
первейшей обязанности;
– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в
иерархии системы ценностей личности;
– гордость за свою культуру и достижения своего народа;
преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при
одновременной их взвешенной и критической оценке);
– превалирование в человеке общественных ориентации над
индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;
– уважение к другим народам и культурам (Кольцова В.А.,
Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005).
2. Общественный беспредельной
и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству,
всесторонняя поддержка правящих политических структур.
Виды
патриотизма
А.Н. Вырщиков выделяет следующие
разновидности патриотизма:
1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею
служения государству, приоритета государственных интересов над личными,
частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма
необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего
правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.
2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен.
Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на
эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются
понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается
определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к
родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В
этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.
3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного
народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание
истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования
осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за
свой народ, желание сохранять и приумножать его ценности.
4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому,
что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без
осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Именно с понятия
«малая Родина» и начинается, формирование, национального российского,
государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный
и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой и
процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно
государство, не сберегаются культурные достижения наций.
Сегодня существуют десятки различных
разновидностей патриотизма. Наиболее известными являются:
-полисный патриотизм
-советский патриотизм,
-российский патриотизм,
-военно-политический патриотизм;
-этнопатриотизм;
-религиозный патриотизм
(Основы религиозного патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его
горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь
вечную».);
-патриотизм цивилизации;
-мессианский патриотизм;
-имперский патриотизм;
-идеологический патриотизм и д.
В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского
Союза появились такие понятия, как «православный патриотизм»,
«либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм»,
«левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный
патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки:
«оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный
патриотизм», «квасной патриотизм» ((ура-патриотизм) — в основании
лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.) и др.
Критика патриотизма
В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным,
стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм
с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному
угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и
трудящимся представителям других народов:
«Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает?
Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с
маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм,
тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не
объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным,
как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то
непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было
завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а
удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми
что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и
не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых
народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм
едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего
насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство
государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось;
зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему
государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех
государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение
людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы
патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его
считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм:
американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные
один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет».
— Л. Толстой.
Патриотизм или Мир?
Одним из
любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм - это
последнее прибежище негодяя. Однако сам С. Джонсон вкладывал в эти слова совершенно
иной смысл, чем Л.Н. Толстой.
Патриотизм — последнее прибежище негодяя
С английского: Patriotism is the last refuge of a scoundrel.
Обычно приписывается Л. Н. Толстому и толкуется неверно: якобы писатель осуждал
патриотизм как чувство, достойное только негодяев.
Автор выражения английский поэт, критик, историк литературы и лексикограф
Сэмюэль Джонсон (1709—1784), который этой фразой хотел подчеркнуть благородство
патриотизма. И даже слово «патриот» он писал не иначе как с большой буквы.
Так, в статье «Патриот» (1774), которая имела подзаголовок «Обращение к
избирателям Великобритании», С. Джонсон призывал своих читателей выбрать в
английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей
страны, ибо «только Патриот достоин места в парламенте. Никто другой не защитит
наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия». А патриот, по мнению С.
Джонсона, — это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь
одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас
в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными по-
буждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами»
(цит. по: Литературная газета. 2001. 18—24 апр.).
Таким образом, авторский смысл данного высказывания: не все пропало даже для
самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма,
подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на
войне или в мирной жизни. То есть патриотизм для такого человека — последний
шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь.
Впоследствии выражение было переосмыслено и стало восприниматься как призыв не
доверять громким словам о патриотизме и гражданском долге. Но и в первом, и во
втором случае не допускает пренебрежительного, уничижительного толкования
патриотизма как морали негодяев.
Противоположностью патриотизма обыкновенно
считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и
«родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто
теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». В частности, подобное
противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с
«безродными космополитами».
В содержание патриотизма входит
четыре основных элемента.
1.Патриотическое
сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из
всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и
изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации.
Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах
общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом,
экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д.
Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно опережать
общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может
выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в
процессе его формирования у обучающихся.
3. Патриотическая деятельность – все формы служения народу,
отечеству
2. Патриотические
отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на
совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего
отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в
отношении русского народа всех россиян.
4. Патриотические
организации. К патриотическим относятся все те организации, которые
занимаются патриотической деятельностью. Особая роль принадлежит
государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным
заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок
получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического
воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая
народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку
в отношении себя.
Функции патриотизма:
1. Мировоззренческая. Как известно, мировоззрение представляет собой
систему наиболее общих взглядов человека на мир и на свое место в
нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует
формированию мировоззрения.
2. Методологическая. Поскольку метод есть способ духовной и
практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм,
включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию.
3. Коммуникативная. Проистекает из того, что патриотизм сплачивает,
объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни.
4. Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении
личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов,
обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны.
5. Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического
содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные
качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных
общностей. Именно благодаря ценностной функции становится возможным выявлять
всевозможные антипатриотизмы, запрудившие современные российские СМИ.
|