Оценки Петра I отечественными историками.
Оценки Петра Великого и его
деятельности.
Оценки Петра
Великого, его места и роли в истории были передка противоположными, часто резкими:
-mвopeц
ucmopuu- «Петр - создатель великой России из "ничего»,
", Петр превратил русский народ в нацию», «Петр подобен Богу», «Петр
создал тело России, Екатерина одухотворила его», "Петр вдохнул душу в
Россию» );
- спасumель Оmечесmва- «Петр - спаситель
России от разложения», «спас Россию от тупиковых путей развития», «спаситель
России от иностранного порабощения», «спас
страну, обуздав стихийный наплыв западного просвещения», «спас Россию от
Европы частичным слиянием с ней», «спас государство от народной анархии»,
«Петр, «разделив небесное и земное», спас русскую веру», «,Петр - хирург,
спасший Россию от смертель-
ной
внутренней болезни» ); .
«стросветитель-универсалист»,
«просветитель по инстинкту», «один из самых самобытных гениев»,
«просветитель но исторической необходимости», «Петр - порождение
просветительской культуры барокко», «Петр привел к власти новый образованный
слой», «русский народ виноват, что не сумел использовать просветительские
усилия Петра» );
«русский
европеист», ( «Петр угадал европейское предназначенье России»,
«ускоритель уже начавшейся до него европеизации», «возвратил Россию в семью
европейских христианских народов», «трезвый реалист с самыми широкими планами»,
«государь отсталого народа», «европеист-просветитель, обреченный на неудачу»,
«европеист-варвар»);
«провозвестник
всемирного призвания России», ( «Петр - «великий человек» всего
человечества», «приобщил Россию к универсальным культурным ценностям»,
«отказался от национально-культурной ограниченности и тем самым сделал
возможным реализацию универсалистского предназначения России», «Петровский
синтез российских стихий и западных элементов создал новую великую Россию» );
-типичный русский человек», «истинный выразитель русского народного
духа», «русский богатырь», «сын своего народа», «продолжатель народного дела»,
«истинно русский по склонности к практическому здравомыслию», «истинно русский
из-за склонности к поиску правды»);
«наследник
московского царства»- «имел достойных предшественников», «легитимный
царь», «сохранил московские традиции», «довел до крайности московские традиции»,
«воспринял худшие нравы московских царей»);
«нетрадиционный
самодержец» («образованный государь», «не божество на троне, а простой
смертный», «смесь монарха с вождем», «царь по происхождению и вождь по личной
доблести», «работник на троне», «царь-мастеровой», «мститель за поруганную
честь славянина», «слуга Отечества», «мудрый государь», «медный всадник»,
«кочевник на троне», «самовластный помещик», «царь с отсебятиной», «Петр -
смешение «патриарха булатного и патриарха духовного, первосвященства христианского
и первосвященства языческого», «создатель абсолютизма», «создатель агрессивного
полицейского государства», «инициатор геополитического противостояния России и
Европы», «Тиран-поработитель», «раб собственной власти», «правитель без
правил», «революционер на троне», «правление Петра - русский аналог реформации
в Германии», «Петр - русский аналог Комитета общественного спасения во
Франции», «предшественник народовольцев», «тоталитарист», «первый большевик»,
«предшественник Ленина», «предшественник Сталина», «первый лидер-технократ»,
«лидер купечества, торгового капитала» );
-aнтипaтpиoт, («ненавистник и
разрушитель всего русского», «унизил национальный дух русского народа»,
«Петровская дубинка - нерусского происхождения», «агент Кокуя (Запада) в
Москве», «лидер наемников и предателей», «сломал национальную традицию русской
монархии» );
«псевдореформатор», «подражатель»,
«насильственные преобразования Петра прервали и деформировали естественный ход
просвещения страны», «привел Россию в Европу, но привел рабой», «реформы Петра-отказ
от внутреннего развития в пользу внешнего, экстенсивного», «реформы Петра
затронули быт верхов, но не народа", «новации Петра ограничивались
столицей», «бестолковый руководитель», «петровские новшества - лишь
самообольщение и маскарад» );
«религиозный отступник» (
«антихрист», «язычник в облике христианина», «русский леший», «дитя русского
Раскола», «источник подлинного русского раскола», «человек Реформации",
«разрушил «симфонию властей» православной России" );
«интеллигент» («первая свободная
великорусская личность», «первый русский интеллигент», «слабости русской
интеллигенции берут начало в деяниях Петра» );
«человек крайностей» ( «и жертва, и
демон», «гениальный сумасшедший», «баба», «ребенок-деспот", «ОХОТНИК»,
«развратник и хулиган", «обуреваем фобиями", «обуяи роковой страстью
«изведать все до пределов», «пороки Петра уравновешены его добродетелями» ).
Карамзин писал, что Петр очеловечил
русский характер, сделал его универсальным, но называл его «подражателем»,
«обезьяной и попугаем одновременно»: «Мы стали гражданами мира, но перестали
быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр».
Вывод
Карамзина: Петр подключил русских к мировой цивилизации, но
подражательство Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к
одичанию.
А.Н.Герцен
считал заслугой Петра 1 проведение
преобразований, но осуждал методы Петра: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве,
топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили
железом».
С.М.
Соловьев задался вопросом: была ли Русь до Петра варварской, дикой? И
ответил: да. «Болезнь русского общества ... в варварском начале косности, в
стремлении как можно меньше делать и жить на чужой счет ... »
Вывод
Соловьева: «Петр явился олицетворением ... начала труда, явился
вечным работником на троне ... отсюда ожесточенное nреследование nраздности,
тунеядства, отлыниванияя от службы».
Г.В..Плеханов: «Петр не только укреnил закреnощение крестьян ... ,
его мноючисленные технические заимствования у Запада вели к еще более
nоследоватеьному nереуcmройству ... в
старомосковском духе».
П.Н.Милюков: «За исключением мер, принятых в последние годы в пользу городскою класса,
Петр не был социальным реформатором».
Философ Н.А. Бердяев: « Без насильственной
реформы Петра, столь во многом мучительной для народ, Россия не могла бы
выполнить своей миссии в мировой истории и не могла бы сказать своё слово».
Литература:
Более подробно можно познакомиться с
оценками Петра в книге: Кара-Мурза А.
А., Поляков Л. В. Реформатор. Русские о Петре 1. - М., 1994.
По словам В.О. Ключевского, Пётр
«хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно.
Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это… загадка…
доселе неразрешимая». (Ключевский В.О. Соч. – Т. 4. – С. 221).
Анисимов Е.В. : «Пётр создал крупную
промышленность, но она была крепостнической и «была поставлена в такие условия,
при которых она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический ,
пути… условий для развития капитализма (и, следовательно, для оформления класса
буржуазии) не было». (Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989. –
С.295.) «Были заложены основания новой
инфраструктуры, на которых и смогла развиваться новая культура» (Анисимов Е.В.
Время петровских реформ. Л., 1989. – С.361.) «Пётр резко интенсифицировал
происходившие в стране процессы, заставил её совершить гигантский прыжок,
перенеся Россиию сразу через несколько этапов»; «даже такое одиозное
орудиеабсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная
власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени
соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор
прогресса» (Павленко Н.И. Пётр Первый. М., 1976. – С. 6.)
|