Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Обществознание как учебная дисциплина

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. 

 
Обществознание включает в себя два вида познания: социальное и гуманитарное. Социальный аспект обществознания рассматривает вопросы развития общества. Гуманитарный - это ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. 

Социальные науки – это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты человеческого бытия в аспекте его общественной деятельности. При этом используются научный метод и научные стандарты. К социальным наукам относится юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, география, культурология, антропология, логика. 
Гуманитарные науки – группа дисциплин, изучающие различные аспекты человеческого бытия. К гуманитарным наукам относится философия, литература, религия, искусство, археология, этнография, краеведение, культурология. 

Социальные науки отличаются от гуманитарного познания тем, что изучают человека в обществе, а не несут знания о жизни человека в обществе в отличии от гуманитарных. 
Социальные и гуманитарные науки объединяет то, что объектами изучения является человек и общество. 
 

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки  

«Науки об обществе», или «социальные науки» (в широком смысле)

социально-гуманитарные науки

социальные

гуманитарные

Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям

первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла

юриспруденция, экономика, психология

философия, литература,

, филология, лингвистика,риторика, социология, археология

религиоведение, искусствоведение, ,

история, политология, педагогика, география

этнография, краеведение, культурология.

 культурология, физическая антропология, логика 

культурная антропология

графология

психология

Различное

I. Разделение наук по предмету

1) социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы

1) человек с его индивидуальностью и особенностью, и человеческий мир

II. Разделение наук по методу

социальные науки — это те, в которых используется метод объяснения

 

гуманитарными называют науки, где базовым методологическим средством является понимание.

III. Разделение наук одновременно по предмету и методу

специфический объект диктует специфические методы

номотетический (обобщающий метод)

идиографические (описательные, индивидуализирующие методы)

 

                IV. Разделение наук в соответствии с исследовательскими программами

Используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений.

 

Используют антинатуралистическую культурцентристскую исследовательскую программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии.

Натуралистическая исследовательская программа свидетельствует о том, что в этой группе наук могут применяться методы, сходные с теми, которые работают в естествознании

Культурцентристская исследовательская программа более явно подчеркивает «другую» научность знаний об обществе.

Пример: Социальное экономическое знание есть знание законов и механизмов экономической жизни и путей их использования, осуществления экономических целей и мотивов.

Пример:Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание мотивов экономического поведения, знание поведения человека в экономических процессах

Общее

предмет науки специально не сконструирован, совпадает с объектом

все социальные науки изучают деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным наукам

предмет социального познания — мир человека, а не вещь.

Предмет гуманитарного познания – человек, его мир

 

 

 

Смысл и предназначение философии. Основные функции философии.

План
1. Смысл
2. Предназначение
3. Функции философии

1. Смысл
Слово «философия» было предложено в VI веке до нашей эры Пифагором. Буквальный перевод, это любовь к мудрости. Древние понимали, что мудрость не сводится к многознанию.
Мудрость - это умение владеть знаниями, умение выявлять типологию мира и обнаруживать в нем порядок и связь.

Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека.

Древнеримский мыслитель Цицерон говорил, что философия - это культура ума.
Философское знание - это знание особого рода (ведение): философия постоянна, учитывает присутствие в знании того, кто это знание создает.

Немецкий философ Эдмунд Гуссерль дал конечно определение философии.
Философия - это свободная и универсальная теоретическая рефлексия (рефлексия - это мышление о мышлении).

Таким образом,
Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества, сознания.

Философия специально исследует содержание категорий, предельно общих понятий, образующих каркас мышления. Поэтому философия не может быть названа одной из наук, она занимает особое положение, наряду с религий и искусством философия представляет собой самостоятельную область культуры.

Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытие),
- гносеология (учение о познании),
- человек ( антропология),
- обществ (социальная философия).

2. Предназначение
Философия
- рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».
- ищет причину внутренней связанности мира.
- призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
- заключается в стремлении к духовной цельности человеческого существования
- поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.
- в отличие от науки как знании о мире объектов философия принципиально плюралистична, она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления

Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: "Познай самого себя" (познай себя в мире и в себе познай вселенную).
И. Кант предложил три рекомендации:
1. Мыслить самому,
2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого,
3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса.
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать? Что я обязан?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?

3. Функции философии
1. Эвристическая. Философия выполняет по отношению к науке важную методологическую роль: она систематизирует и интегрирует научное знание, а также предлагает нестандартное решение и подходы.
2. Философия оживляет гуманистические основания культуры. По словам Ясперса, она ставит задачу стать подлинным человеком посредством понимания бытия. Оборотной стороной технического прогресса выступает самонепонимание, отчуждение человека от самого себя. Философия напоминает человеку, что он не вещь среди вещей, не часть среди частей и не объект среди объектов.
3. Регулятивные и организующие (методологическая функция) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем).
Методологические ориентации предлагаемые философией применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.
3. Прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознании человека и мира.
4. Критическая, основанная на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве , философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем.
5. Аксиологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).
6. Объяснительная – когнитивная.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение основного. вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их точки зрения, познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении основного вопроса философии занимают дуализм, агностицизм.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (06.08.2015)
Просмотров: 7904 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0