«Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в китайской и античной философии».
1. Социальные идеи Древнего мира.
Уже в I веке до н.э. появляются первые рассуждения об общественном устройстве и месте человека в государстве.
Древний Восток (Китай).
Название учения
|
Основоположник
|
Основные положения
|
Связь с нашими днями
|
Конфуцианство
|
Конфуций (551-479)
|
Идеальное государственное устройство – в прошлом.
Государство строится по модели семьи (во главе правитель – отец); принцип иерархии.
Задача правителя - соблюдать традиции, избегать новшества, почитать память предков.
|
Предтеча консерватизма
|
Моизм
|
Мо-цзы (479-400)
|
Идеальное государство построено на принципе равенства всех граждан.
Задача правителя – убеждать/вселять различными методами любовь сограждан друг к другу.
|
Предтеча социального либерализма
|
Легизм
|
Шан Ян (390-338)
|
Государство построено на принципе строгого подчинения законам; страх граждан перед правителем.
Правитель имеет абсолютную власть издавать законы и наказывать граждан за их неисполнение или нарушение.
|
Предтеча тоталитаризма.
|
Даосизм
|
Лао-Цзы
|
Государство не так важно, как личное самосовершенствование.
Правитель не вмешивается в дела граждан.
|
Предтеча анархизма
|
Античная Греция.
Идеи об обществе в Древней Греции наиболее полно представлены в творчестве двух философов – Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что Аристотель быль учеником Платона, его философия отличается от философии его учителя. Поэтому при изучении этой части следует быть особенно внимательными: запомнить, какие мысли принадлежат первому, а какие – второму.
|
Структура идеального государства
|
Иерархия существующих государственных форм (в порядке от лучшей к худшей)
|
Платон
|
Низший класс:
крестьяне, ремесленники, купцы, обеспечивающие материальные потребности общества.
Средний класс:
воины и стражи, обеспечивающие защиту общества.
Высший класс:
философы и правители, обеспечивающие управление обществом.
|
Тимократия (власть честолюбцев)
Олигархия (власть богачей)
Демократия (власть простых людей)
|
Аристотель
|
Согласен с Платоном, но в низший класс добавляет ещё и рабов.
|
Помимо трёх «дурных форм»:
Тирания (правление одного ради собственных интересов)
Олигархия (правление немногих ради собственных интересов)
Демократия (правление большинства ради собственных интересов)
называет ещё и три «хорошие» формы:
Монархия (правление одного ради всеобщих интересов)
Аристократия (правление немногих ради всеобщих интересов)
Полития (правление большинства ради всеобщих интересов)
|
Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников
|
|
Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Концепция кинической добродетели сводится т.о. к четырём положениям:
Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
Индивидуализм, ориентирующий поведение человека на достижение независимости от общества, которое налагает на него чуждые ему и враждебные обязанности, индуцирующие чуждые ему свойства.
Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей.
Таким образом этический идеал кинизма формируется как:
крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
насмешка над всеми условностями;
демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
|
Эпикур (341—270 до н. э.), др.-греч. философ-материалист, афинянин по происхождению. Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получив-шую название «Сад Эпикура»
|
|
Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души (атараксия);
дружба.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведёт к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой волей. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.
|
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
Древний мир:
1) обособление социальной проблематики в качестве особой сферы интереса в рамках философии;
2) единство практических и теоретических вопросов;
3) постепенно формируется структура социального знания и его проблематика.
Средневековье:
1) складывается система религиозных взглядов на человека, общество, историю;
2) социальная реальность рассматривается как сотворённая и управляемая Богом, история – сфера Божественного Провидения;
3) приоритет церкви и духовной власти перед светской во всех практических вопросах.
Ключевые понятия:
Даосизм – одно из ведущих идеологических течений в Древнем Китае. По своему отношению к обществу даосы представляли собой первых анархистов и критиков цивилизации. Отстаивали минимальное вмешательство правителя в дела своих подданных. Идеал даосизма (и в религиозной, и в общественной жизни) – «недеяние», пассивное созерцание, т.е. отказ от активного вмешательства в природные и общественные процессы. Только так можно избегать войны и конфликты.
Идеальное государство – такое устройство общественной жизни, в котором все слои населения находятся в полной гармонии, общество процветает, социальные конфликты и войны отсутствуют. Впервые проблему идеального государства подняли античные философы Платон и Аристотель. В современном мире идея идеального государства является утопичной, т.е. недостижимой.
Конфуцианство – древнейшее этико-политическое учение Древнего Китая. Отличалось традиционализмом и консерватизмом. Идеал социального устройства – в прошлом, в настоящем люди отступили от принципов своих предков, поэтому и все общественные неурядицы. Государство должно представлять собой чёткую иерархию с сильным правителем во главе.
Легизм – философское направление в Древнем Китае, считавшее, что в государстве должно действовать непререкаемое главенство законов. Основатель легизма – Шан Ян.
|