Определение
Национальная безопасность Российской Федерации — это то, что обеспечивает
потенциал развития страны на длительный исторический период, а также
стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает
защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в
различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз.
Особенности
существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются
в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской
Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние
национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной
безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей
Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями,
исторической самобытностью, традициями.
Направления
и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
Интересы
государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и
территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной
стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка,
в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Основными задачами в области
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
- своевременное прогнозирование и
выявление внешних и внутренних угроз
национальной безопасности Российской Федерации;
- реализация оперативных и
долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних
угроз;
- обеспечение суверенитета и
территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее
пограничного пространства;
- подъем экономики страны,
проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
- преодоление научно-технической
и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
- обеспечение на территории
России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав
и свобод;
- совершенствование системы
государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений,
местного самоуправления и законодательства Российской Федерации,
формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка
и сохранение социально-политической стабильности общества;
- обеспечение неукоснительного
соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами,
должностными лицами, государственными органами, политическими партиями,
общественными и религиозными организациями;
- обеспечение равноправного и
взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими
государствами мира;
- подъем и поддержание на
достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
- укрепление режима
нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- принятие эффективных мер по
выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной
деятельности иностранных государств, направленной против Российской
Федерации;
- коренное улучшение
экологической ситуации в стране.
Сущность и содержание национальной
безопасности
Для того
чтобы уяснить сущность и содержание национальной безопасности, дадим
определение субъекта безопасности (а не безопасности субъекта). Субъектом
безопасности является тот, кто обладает правами и обязанностями по ее
обеспечению; тот, кто защищает. Отсюда объект безопасности - это то, что
подлежит защите.
Действительно,
любая социальная организация в результате как функционального (сословного), так
и экономического (классового) неравенства объективно порождает систему, которую
наделяет правами и обязанностями как по защите себя в целом от внешних
опасностей, так по сдерживанию противоречий внутри себя самой.
Поскольку в
нашем случае речь идет о национальной безопасности, то рассматриваемая
социальная организация — это нация-общество, обладающее государством, по
выражению западного политолога К. Дейча. Это понятие ключевое для обозначения
конкретной страны в рамках так называемой Вестфальской системы международных
отношений. Нация выступает и как субъект и как объект обеспечения безопасности.
При этом для общества первостепенное значение имеет сохранение присущего ему и
только ему образа жизни, для государства же определяющим является полнота его
публичной власти и функции, выполняемых путем ее применения.
При этом
государство фактически управляет той и другой сторонами образа жизни общества,
а при необходимости и защищает его. Об этом красноречиво свидетельствуют
внешние и внутренние функции государства — охранительные, регулятивные, оборонные.
Другими словами, обеспечение безопасности четко проявляется в функциях государства.
В то же время общество располагает собственными (внегосударственными)
механизмами обеспечения безопасности для поддержания нормальных общественных
отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями,
обеспечивающими достаточный уровень личной безопасности своих членов и самого
общества в целом. С этих позиций объекты национальной безопасности — это
функции государства и образ жизни общества.
В этом
контексте национальная безопасность — это состояние взаимодействия общества и
государства, определяющее возможность воспроизводить присущие им функции и
образ жизни в конкретных условиях обстановки. При этом основными элементами
национальной безопасности выступают:
- безопасность личности.
Ocновными объектами безопасности личности являются ее права и свободы;
- общественная безопасность. Ее
объекты — материальные и духовные ценности общества;
- государственная безопасность.
Ее объекты — конституционный строй, суверенитет и территориальная
целостность.
Основным же
субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство,
осуществляющее функции в этой области через органы власти. Так трактует объекты
безопасности Закон РФ 1992 г. «О безопасности».
В нашей
стране термин «национальная безопасность» выступил развитием термина
«безопасность», сформулированного в упомянутом законе. Этот термин впервые
официально был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации
и защите информации», который был принят в 1995 г. Действующий официальный
термин «национальной безопасность» определен документом «Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии со Стратегией,
«национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить
конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан,
суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской
Федерации, оборону и безопасность государства.
Однако сам
термин «национальная безопасность» впервые вошел в широкое употребление не у
нас, а на Западе, точнее — в США. И это закономерно, так как именно на Западе
сформировались общие черты и признаки Вестфальской системы международных
отношений, главным «персонажем» которой выступает государство-нация. Так, в
1943 г. американский журналист Уолтер Липпман, автор другого, нашедшего
массовое «признание» термина «холодная война», в работе «Внешняя политика
Соединенных Штатов: щит Республики» дал одно из самых удачных определений
национальной безопасности. Он писал, что «страна находится в состоянии безопасности,
когда ей не приходится приносить в жертву свои интересы с целью избежать войны
и когда она способна с помощью войны защитить эти интересы в случае
посягательства на них».
Вывод: Таким образом, сущность
национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны,
которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти,
организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от
угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза
национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».
|