Древняя мебель Египет
Мебель Древнего Египта намного лучше
документирована, нежели мебель других античных цивилизаций, и к ней явно
относились в те времена с большим вниманием. Раскопки в Месопотамии и в
других местах показали наличие предметов обстановки египетского
происхождения, то есть мебель египтян шла на экспорт или ее образцы
получали в подарок иностранные вельможи.
Религиозная система древних египтян включала сложный
комплекс верований, связанных с загробной жизнью. Считалось, что одна из
составляющих бессмертной души, «Ка», являлась двойником физического
тела; в момент смерти она освобождалась, но была способна в каких - то
случаях вернуться в мертвое тело. Чтобы продолжать свое существование,
эта часть души требовала «поддержания условий», вот почему погребальные
камеры представителей египетской знати наполнялись не только пищей, но и
церемониальной и домашней мебелью, которая являла собой наивысшие
достижения египетских ремесленников. Деревянные конструкции не всегда
выдерживали длительное пребывание под землей, однако найденные в
гробницах фрагменты золотой обшивки и пластинки слоновой кости,
служившие для инкрустации мебели, позволили египтологам воссоздать облик
древней мебели.
Копия стенной росписи. На этом изображении из
гробницы Рекмира (1475 г. до н.э.) видно, как юноша-египтянин, делая
стул, использует смычковую дрель, чтобы просверлить отверстие в сиденье.
СЕКРЕТЫ ГРОБНИЦ.
Реконструкция предметов, найденных в гробнице царицы
Хетепхерес, дала представление о тщательно выполненном ложе с
балдахином, переносном стуле и других образцах, в тои числе
многочисленных коробках. Гробница Тутанхамона, родившегося около 1340
года до н.э., спустя тысячу лет после Хетепхерес, содержала объекты,
сделанные специально для погребального обряда; погребальное ложе, к
примеру, вырезано в форме Аммита, считавшегося пожирателем мертвых, бога
с головой крокодила, телом леопарда и задней четвертиной гиппопотама.
Тутанхамон правил менее десяти лет, и вокруг факта его смерти фигурирует
много домыслов.
Когда Говард Картер в 1922 году обнаружил гробницу
Тутанхамона, его открытие получило немедленный отклик в сфере
декоративного искусства. В частности, мебель ар деко претерпела
существенное влияние со стороны древнеегипетских форм и декоративных
мотивов точно так же, как мебель французского ампира запечатлела
триумфальный Египетский поход Наполеона 1798 года.
Расписная коробка. Эта коробка - из гробницы
Тутанхамона, имеет выпуклую крышку над прямоугольным ящиком. Вся
поверхность декорирована изысканными изображениями Тутанхамона в
героических деяниях. Около 1347 - 1337 до н.э. Живопись. Мчащийся на
колеснице Тутанхамон, поражающий нубийскую армию.
ДОМАШНЯЯ МЕБЕЛЬ.
Изображение предметов каждодневного пользования
наиболее влиятельных членов общества сохранилось в образцах живописи и
резьбы. Наиболее частым документальным подтверждением быта того времени
является стул: и о трех, и о четырех ножках, с разной степенью декора.
Складной табурет, сконструированный из пары
деревянных рам и подвесного кожаного сиденья, появился в Среднем Царстве
и стал основой убранства античного интерьера от Аква Сулис до
Константинополя. Низкие на прямых ножках столы использовались для
размещения сосудов с водой или фаянсовых ваз, очень ценимых египтянами.
Стойки, предназначенные специально для ваз, делались из деревянных
жердей, оканчивающихся манжетой для придерживания сосуда.
Кровати обычно делались из дерева, хотя металл и
слоновая кость тоже использовались. Меж двух сторон рамы натягивали
плетеную веревку, поддерживавшую матрас. Единой высоты не было: многие
кровати были высокими, в то время как некоторые едва возвышались над
полом, имея вид низкой ступеньки.
Кровать из гробницы Тутанхамона. Эта кровать
имеет прямоугольную деревянную раму, покрытую золотым листом, и сетку из
витых веревок. Кровать снабжена изголовьем, ножки вместе со своими
завершениями оформлены как лапы животного. Около 1567 - 1320 до н.э.
ДРЕВЕСИНА.
Доступная древним египтянам древесина включала
местные породы: сикомор античный, акацию и сайду, твердое дерево,
известное под названием «терновый венец Христа». Древесину ввозили также
из районов Среднего Востока по торговым путям: это были породы кипариса
и ливанского кедра, которые шли на постройку судов.
КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОР.
Сухой климат сокращал рост деревьев, так что получить
крупные куски древесины было трудно. Это усиливало у египетских
плотников работу мысли по части применения имеющегося материала: они
придумали изощренные способы выстраивания панелей и соединения частей
мебели.
Соединения ласточкин хвост, шип и гнездо, а также
многие другие приемы были хорошо известны наряду с более примитивными
техниками, включавшими забивание деревянных гвоздей и связывание.
Некоторые мастерские специализировались на сложных по рисунку интарсиях,
зачастую очень трудоемких, собираемых из крошечных кусочков наиболее
ценных пород дерева. Неаккуратно выполненные соединения или
низкокачественное дерево обычно маскировались облицовкой, гипсом и
раскрашивались.
Важной составляющей был декор поверхности, самая
изысканная мебель покрывалась серебряной или золотой фольгой. Украшения,
резные и накладные могли быть исполнены чрезвычайно искусно. Ножки
складного табурета часто имели завершения в виде утиных головок или
львиных лап. Обивка обычно ограничивалась сложенными в несколько слоев
кусками льна или других тканей. Мебель, как правило, раскрашивалась.
«Фронтальный» метод изображения, когда торсы фигур развернуты
фронтально, а головы даны в профиль, был определяющей чертой древней
египетской культуры.
Золотой трон. Этот трон из гробницы
Тутанхамона имеет деревянный остов, обернутый золотыми и серебряными
листами с инкрустацией, полудрагоценными камнями и декором в виде лап и
голов льва.
|