Дмитрий Григорьевич Левицкий
(1735 – 1822)
ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [май 1735, Киев (?) — 4
(16) апреля 1822, Петербург], русский художник. По происхождению украинец.
Наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским — один из крупнейших российских
живописцев-портретистов 18 в.
Отец будущего мастера Григорий Кириллович Нос
(изменивший фамилию на «Левицкий») — священник села Маячка (Полтавская область
Украины) и один из выдающихся граверов украинского барокко [известны его
иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания — 1737) и другие
религиозные и светские композиции, в том числе гравированные портреты] — был и
первым учителем сына Дмитрия. Приехав в Петербург около 1758, Левицкий-младший
учился у А. П. Антропова. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья
при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю
коронации Екатерины II.
Первые
портреты
Первая достоверная из сохранившихся его работ —
портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено
звание академика (1769-70, Русский музей); стандарты парадного портрета века
Просвещения, с плодами трудов (в данном случае — чертеж здания Академии
художеств), на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и
мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А.
Демидова (1773; оба — в Третьяковской галерее); последний привлекает не только
своей «домашней» непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной
передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и
красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в
портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же).
Лучшие работы художника
В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии
художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц
Смольного института, «смолянок», — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И.
Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е.
И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все — Русский музей). В характерной для
эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с
чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки,
представленные в рост — в одиночку, реже попарно — музицируют, танцуют,
общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр.
Успеху «представления» способствует изысканная гармония оливковых, розовых,
палевых, серебристых и черных тонов.
К числу лучших работ Левицкого принадлежат также
камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773-74, Музей
искусства и истории, Женева), М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782;
оба — в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как
законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783,
Русский музей и др. варианты), торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал
просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин [описывая волшебное
явление «Фелицы», «богини или жрицы», которая подобна «мечте стоящей»; писатель
в своем «Видении мурзы» (1783-84) вдохновляется картиной Левицкого].
Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как
бы обращается к зрителю с философской проповедью [1797 (?), Третьяковская
галерея], несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х
он стал членом ложи «Умирающий сфинкс»). Последняя датированная работа мастера
— портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в
позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.
|