Сайт учителя истории и обществознания МОУ "Лицей г. Вольска Саратовской области" Риттера Владимира Яковлевича

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Критерии прогресса. Точки зрения

Мыслитель

Точка зрения (Критерий прогресса)

Сущность критерия

Анн Робер Тюрго (1727—1781), Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) (как и другие французские просветители)

Развитие разума человека

 

А. Сен-Симон (1760-1825) (и другие социалисты-утописты)

Нравственный критерий: отношение людей друг к другу.

Общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854)

Приближение к правовому устройству

 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831)

Рост сознания свободы.

Мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924) (марксисты)

Развитие производительных сил.

Состояние производительных сил — основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Современные критерии прогресса

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

 

Экономический критерий.

Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т. д.

Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.

Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

 

Гуманизм. Человечность, признание человека высшей ценностью.

Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей.

Альтернативная точка зрения

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.)

Видел путь развития челове­чества

регрессивным.

Писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «зо­лотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «сереб­ряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

 

Платон и Аристотель (IV в. до н.э.)

Нет ни прогресса, ни регресса.

Рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

Карл Раймунд Поппер (1902-1994 )

Прогресс возможен исключительно для отдельной личности, но не для человечества в целом

«Если мы думаем, что история про­грессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы со­вершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история име­ет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, ко­торая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, че­ловеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс».

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби

Социумы развиваются независимо друг от друга, многолинейно, параллельно- нет общечеловеческого движения.

 

Например, Артур Тойнби выделил 21 цивилизацию, в каждой из которых различаются определенные фазы становления: возникновение, рост, надлом, упадок и, наконец, разложение. Таким образом, он отказался от тезиса о единстве исторического процесса. О. Шпенглер писал о «закате Европы».

Фрэнсис Фукуяма (род. В 1952 г.)

Человечество, придёт к торжеству либеральной демократии в во всём мире и история остановится.

В книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма продолжает линию эссе и утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. В представлении Фукуямы конец истории, однако, не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.

Категория: Мои статьи | Добавил: muallim (09.04.2016)
Просмотров: 1856 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0