Мыслитель
|
Точка зрения (Критерий прогресса)
|
Сущность критерия
|
Анн Робер Тюрго (1727—1781), Жак Антуан Кондорсе (1743—1794) (как и другие французские просветители)
|
Развитие разума человека
|
|
А. Сен-Симон (1760-1825) (и другие социалисты-утописты)
|
Нравственный критерий: отношение людей друг к другу.
|
Общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья.
|
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854)
|
Приближение к правовому устройству
|
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
|
Рост сознания свободы.
|
Мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.
|
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924) (марксисты)
|
Развитие производительных сил.
|
Состояние производительных сил — основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.
|
Современные критерии прогресса
|
Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:
|
Экономический критерий.
|
Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т. д.
|
Прогресс в нравственном и духовном развитии личности.
|
Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.
|
Гуманизм. Человечность, признание человека высшей ценностью.
|
Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном — она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей.
|
Альтернативная точка зрения
|
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.)
|
Видел путь развития человечества
регрессивным.
|
Писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
|
Платон и Аристотель (IV в. до н.э.)
|
Нет ни прогресса, ни регресса.
|
Рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
|
Карл Раймунд Поппер (1902-1994 )
|
Прогресс возможен исключительно для отдельной личности, но не для человечества в целом
|
«Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс».
|
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби
|
Социумы развиваются независимо друг от друга, многолинейно, параллельно- нет общечеловеческого движения.
|
Например, Артур Тойнби выделил 21 цивилизацию, в каждой из которых различаются определенные фазы становления: возникновение, рост, надлом, упадок и, наконец, разложение. Таким образом, он отказался от тезиса о единстве исторического процесса. О. Шпенглер писал о «закате Европы».
|
Фрэнсис Фукуяма (род. В 1952 г.)
|
Человечество, придёт к торжеству либеральной демократии в во всём мире и история остановится.
|
В книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма продолжает линию эссе и утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. В представлении Фукуямы конец истории, однако, не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.
|