Наиболее типичные:
§ Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий,
выражающихся в противоборстве сторон.
§ Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых
противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в
противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями.
Многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях
целей или интересов, которые преследуют стороны, но не дают четкого
определения понятия "конфликт”.
Из всех определений
дефиниции "конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются
значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?
Практически никто, за
исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое
действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к
конфликту. "Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии
интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в
виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое
высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде
словесности.
С нашей точки зрения,
противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются
различия сторон.
Конфликтом мы будем
считать любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого
рода противоположной стороне.
Понятийная схема,
характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре
основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.
В структуре конфликта выделяют:
§ объект (предмет спора);
§ субъекты (отдельные индивиды, группы,
организации);
§ условия протекания конфликта;
§ масштаб конфликта (межличностный, локальный,
региональный, глобальный);
§ стратегии и тактики поведения сторон;
§ исходы конфликтной ситуации (последствия,
результаты, их осознание).
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический
процесс, включающий следующие основные стадии:
§ предметная ситуация — возникновение объективных причин
конфликта
§ конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
§ разрешение конфликта (полное или частичное).
Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:
§ диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
§ конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на
достижение цели;
§ деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска
взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно
рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается
в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний
аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может
выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)
Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное
объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или
разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В научной литературе
можно проследить различное отношение к конфликтам. Конфликт, как
явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и
немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов,
принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы,
принадлежащие к школе "человеческих отношений”, также были склонны считать, что
конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях
присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и
плохого управления.
Современная точка зрения
заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые
конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях
конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную
информацию, помогает выявить проблемы и т.п.
Таким образом, конфликт
может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он
может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности,
группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в
основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
В современной литературе
существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Классификация уровней конфликтующих сторон:
§ Междуиндивидуальные конфликты
§ Межгрупповые конфликты и их типы:
§ группы интересов
§ группы этнонационального характера
§ группы, объединенные общностью положения;
§ конфликты между ассоциациями
§ внутри и межинституциональные конфликты
§ конфликты между государственными образованиями
§ конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну
из наиболее широких классификаций конфликтов.
Мы приведем данную
классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
§ По источникам возникновения (конфликты
интересов, ценностей, идентификации).
§ По социальным последствиям (успешные,
безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или
деструктивные).
§ По масштабности (локальные, региональные,
межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
§ По формам борьбы (мирные и немирные).
§ По особенностям условий происхождения
(эндогенные и эксогенные).
§ По отношению субъектов к конфликту (подлинный,
случайный, ложный, латентный).
§ По использованной сторонами тактики (сражение,
игра, дебаты).
Существует несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К
конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые,
социального обеспечения, образования, образования и пр.
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
§ внутренние (личностные конфликты);
§ внешние (межличностные, между личностью и
группой, межгрупповые).
В психологии принять
также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.
К. Левин относит мотивационные
конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя,
испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным
конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты
как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций
внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких
возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые
чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической
литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на
межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3
типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный
фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов
групп в производственной сфере.
Межгрупповые конфликты
порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в
рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп,
имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные
основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы-
производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или
эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").
Но самыми
многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях
они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда
ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением
материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как
несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это
коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и
группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных,
которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на
"завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
§ объективные, связанные с реальными проблемами и
недостатками;
§ субъективные, обусловленные различных оценок тех
или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
§ конструктивные, предполагающие рациональные
преобразования;
§ деструктивные, разрушающие организацию.
Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:
§ определить его вид конфликта
§ его причины
§ его особенности,
§ а затем применить необходимый для данного типа
конфликта способ разрешения.
Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может
быть:
§ если это конфликты целей, то главные усилия
менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и
организационных целей.
§ если это конфликт ролей, то следует учитывать их
тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть
и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен
играть одновременно).
Способов разрешения внутриличностных
конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация,
идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность
состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и
управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный
литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.
Межличностные конфликты охватывают практически все сферы
человеческих отношений.
Управление
межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и
влиянием.
Внутренний аспект связан
с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального
поведения в конфликте.
Внешний аспект отражает
управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному
конфликту.
В процессе управления
межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора,
взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения:
административный или педагогический.
Слишком часто конфликты,
возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или
клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не
являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи
предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое
распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р.
Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В
основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и
интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы
и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки,
компромисс, сотрудничество).
Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше
последовать таким советам:
§ Остыньте
§ Проанализируйте ситуацию
§ Объясните другому человеку, в чем состоит
проблема
§ Оставьте человеку "выход”
Групповые конфликты
менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по
своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между
личностью и группой, конфликтов связаны:
§ с нарушением ролевых ожиданий
§ с неадекватностью внутренней установки статусу
личности
§ с нарушением групповых норм
Чтобы эффективно
управлять конфликтом "личность-группа”, нужно произвести анализ по этим
параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и
т.п.)
Конфликты типа
"группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их
появления, а также отличительными формами их проявления и протекания
(забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики
управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских
социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).
На разных этапах
управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение,
регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они
будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении
конфликта:
Конфликт типа
"личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает
свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут
быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее.
Конфликт типа "группа-группа” разрешается или организацией переговорного
процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций
конфликтующих сторон.
С практической точки
зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения
стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена
одних — деструктивных — другими, более конструктивными.
|