Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского.
Кратко
Русский учёный Н.Я. Данилевский в своей книге Россия и Европа (1869) предложил теорию культурно-исторических типов развития. Ядро каждого культурно-исторического типа составляют «исторические народы», обладающие собственной идеей и задачей. Цивилизация – наиболее творческий период развития культурно-исторического типа. Данилевский выделил четыре типа цивилизаций:
- первичные (без ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская;
- «одноосновные» (одно выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) – еврейская (религия), Древняя Греция (культура), Древний Рим (политика);
- «двухосновные» (развитие двух начал) – европейская (политика и культура);
- «объединительная» (в гармонии развиваются начала политические, культурные, религиозные, нравственно-экономические).
«Объединительной» цивилизацией мыслитель считал славянскую, но не как существующую реальность, а как возможность. То есть, к уже сложившимся западной и восточной цивилизациям он добавлял новую, славянскую.
Данилевский считал, что существование каждого культурно-исторического типа ограничено во времени. Выше всего он ценил вариативность развития. Прогресс в его понимании заключается не в том, чтобы идти в одном направлении, а чтобы проходить равные расстояния. Любая цивилизация имеет право на существование и вносит свой вклад в мировую историю.
Решающим фактором для Данилевского является динамика социально-экономических процессов. Европейская цивилизация начала новый этап истории, заменив античное рабство феодальной зависимостью. Россия должна сменить европейский культурно-исторический тип, установив более совершенные и справедливые отношения, базой которых станет крестьянская община.
Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского
Расширенный вариант
Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге «Россия и Европа» (1869) представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы — «историко-культурные типы», или цивилизации. Он видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — средневековая — современная) как приближающуюся к этой своей кульминации, хотя западная, или иными словами, германо-романская цивилизация — лишь одна из многих, процветавших, в истории. В реальности общей хронологии дли различных цивилизаций не существует: нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира. Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности.
Историю творят люди, но их исторические роли различны. Существуют три типа исторических действующих лиц (агентов): 1) позитивные действующие лица истории, т.е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации — отдельные историко-культурные типы; 2) негативные действующие лица истории, которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки); 3) люди и племена, у которых отсутствует творческое начало. Они представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции.
Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях, т.е. концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и темах: для греческой цивилизации — красота, для семитской — религия, для римской — закон и администрация, для китайской — практика и польза, для индийской — воображение, фантазия и мистицизм, для германо-романской — наука и технология.
В судьбе каждой великой цивилизации наблюдается типичный цикл развития. Первая фаза, иногда весьма продолжительная, — это фаза возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык. Затем наступает фаза процветания, когда цивилизация полностью развивается и раскрывается ее творческий потенциал. Эта фаза обычно непродолжительна (400—600 лет) и заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается. Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилизаций означают конечную фазу цикла. По Данилевскому, европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу вырождения, что выразилось в нескольких симптомах: растущем цинизме, секуляризации, ослаблении инновационного потенциала, ненасытной жажде власти и доминирования над миром. Данилевский протестует против взгляда, который «признает бесконечное во всем превосходство европейского перед русским и непоколебимо верует в единую спасительную европейскую цивилизацию», и предвидит расцвет русско-славянской цивилизации. В связи с этим большое внимание Данилевский уделяет анализу феномена «европейничанья», который обусловил ориентацию русской политики и жизни на европейские образцы. Конкретно это выразилось в аристократизме, демократизме, нигилизме, материализме, парламентаризме, конституционализме.
Нельзя не сказать о критике Данилевским европейской русофобии, обвиняющей Россию в агрессивности, враждебности свободе и прогрессу. Он напоминает о завоевании европейскими странами тех или иных территорий и разоблачает миф о завоевательном характере формирования Российской империи, указывая, что в России «слабые, полудикие и совершенно дикие инородцы не только не были уничтожены, стерты с лица земли, но даже не были лишены своей свободы и собственности, не были обращены победителями в крепостное состояние».
Данилевский подробно анализирует вопросы, связанные с характеристикой наций, их классификацией. Каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии — рождение, молодость, дряхлость и смерть, переходит от племенного к гражданскому состоянию, проходит через различные формы зависимости — рабство, данничество, феодализм, которые вполне естественны и составляют «историческую дисциплину и аскезу народов».
Социологические воззрения Данилевского отличались заметным своеобразием, их трудно отнести к конкретному направлению. Так, он считал, что существование какой-либо целостной и стройной теории общества невозможно в связи с тем, что социальные объекты оказываются очень разными. Поэтому должна иметь место не единая общая теория, и лишь сравнительная трактовка разных типов обществ. Отсюда обществознание может (и должно) быть исключительно национальным по своему характеру.
В основе этого положения лежит представление об обществе как совокупности (сумме) национальных социальных организмов, развивающихся по собственным законам и относительно устойчивых по отношению к окружающей их и изменяющейся среде. С такой позицией связана и критика дарвинизма, доказывавшего генетическое родство форм и видов, их единство и наличие исходной базы для всего живого. Данилевский полагал, что в обществе, как и в живой природе, не существует «общего знаменателя». Все виды живой природы и общественные формы являются, по его мнению, исключительно самобытными.
Одна из основных особенностей социологических взглядов ученого состояла в том, что, в отличие от господствовавшего в российской социологии эволюционизма, они характеризовались антиэволюционизмом. Об этом свидетельствовало его главное теоретическое детище — концепции культурно-исторических типов. По его мнению, история человечества не является единой целостностью, а «складывается» из крупных форм (в определенной мере аналогичных организмам). Эти формы и есть культурно- исторические типы. Они имеют обособленный, локальный характер, структурны, внутри каждого происходит собственное движение. Также типы характеризуется своеобразием социального, религиозного, бытового, политического, научного, промышленного, художественного развития. По существу, культурно-исторический тип — это совокупность взаимосвязанных признаков крупного социального организма, характеризующегося в качестве основного интегративного показателя национальной культурой.
Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть. Данилевский рассматривает эти стадии как четыре периода в развитии типа: этнографический, государственный, цивилизанионный, период конца культуры. В течение первого создается запас сил для будущей активной деятельности народа, складывается национальный характер. Второй период — государственный — состоит в строительстве сильного государства как условия независимого самобытного развития. Третий, самый короткий, заключается в культурном творчестве в рамках цивилизации и постепенных растратах накопленного запаса. Наконец, четвертый означает возникновение неразрешимых противоречий и гибель культурно-исторического типа.
Данилевский предъявляет особые требования к отбору культурно-исторических типов. Оказывается, что не все народы в одинаковой степени обладают потенциями («жизненной силой») к самостоятельному развитию. Некоторые из них, возникая, не дают, так сказать, потомства, остаются неоформившимися в полный культурно-исторический тип. Ущербные сообщества становятся почвой, удобряющей прогресс других. Он выделил, кроме того, народы — «бичи Божии», которые сметают отжившие или разлагающиеся цивилизации, а затем сами возвращаются «в прежнее ничтожество» (гунны, монголы). Культурно-исторические типы, различаясь на «уединенные» и «преемственные», обладают неодинаковой способностью традиционализма, то есть передачей своего опыта и восприятием деятельности других.
Данилевский называет и исследует 10 основных культурно-исторических типов: египетский, ассиро-вавилонский, индийский, китайский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский (германо- романский) К ним добавляются еще два — американский и перуанский, которые «проблематичны», так как были уничтожены насильственно, в отличие от других цивилизаций прошлого, умерших естественным путем. Еще один «проблематичный» тип — новоамериканский, пока еще неоформившийся и не дающий оснований для определенных суждений. Особое место занимает славянский тип. Все они выполняют в истории общества очень важную роль, обеспечивая его прогресс. Хоть Данилевский и говорит об относительно автономном развитии культурно-исторических типов, тем не менее он видит и преемственность между некоторыми из них; не случайно он разделяет их на «уединенных» и «преемственных». Историю общества социолог рассматривает как историю борьбы культурно-исторических типов между собой и с окружающей средой.
Россия, русские и все славяне выносятся за общий реестр, потому что в своей культуре они обозначили новый возникающий культурно-исторический тип, не совпадающий с уже известными и совершенно отличный от германо-романского, от Европы.
В основе развития каждого исторического типа лежит культурная деятельность (культура), которая включает и себя четыре главных вида, конкретизирующих ее. Во-первых, это религиозная деятельность, составляющая основу нравственной деятельности; во-вторых, это политическая деятельность, выражающая взаимоотношения людей как членов народного целого; в-третьих, это общественно-экономическая деятельность, в которой проявляются отношения людей к предметам внешнего мира и условиям пользования ими; и наконец, в-четвертых, это собственно культурная деятельность в строгом и узком смысле слова, в которой находят свое выражение отношения людей к науке, искусству, промышленности.
На основе такого подхода к культуре Данилевский, рассматривая названные выше культурно-исторические типы. По его мнению, они могут быть одноосновными (если в основе типа — какой-либо один вид культурной деятельности), двухосновными (если два вида), трехосновными (если три). Лишь славянский тин является четырехосновным, поскольку в нем «присутствуют» все четыре вида культурной деятельности и впервые — общественно-экономический, который не был присущ ни одному из названных 10 культурно-исторических типов. Этим самым Данилевский стремится доказать исключительность славянского типа и его самый высокий уровень в сравнении с другими.
Славянский культурно-исторический тип, по мнению социолога, наиболее ярко был воплощен в русском народе. Идеи славянофильства автор концепции доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения славянского типа. Не случайно либеральная социологическая критика в России (Н.K. Михайловский, Н.И. Кареев) увидела в этом учении отход от гуманистических традиций российской общественной мысли и культуры.
Кроме разрядов, Данилевский формулировал пять основных законов «движения или развития» культурно-исторических типов, из которых следует, что реальным аналогом культурно-исторических типов, в сущности, являются народности (племена и племенные союзы) в прошлом, а в настоящем — нации. А это значит, что русский социолог фактически предпринял попытку раскрыть происхождение и развитие наций, их признаки и законы.
Закон первый — «сродство языков» или группы языков, как условие самобытности культурно-исторического типа, — совпадает с одним из главных признаков нации. Данилевский сродство языков ведет от античности, когда наций, конечно, не было. Такие нации, как например, китайская, индийская, персидская, группы семитских, романских и германских наций, развились из древних или средневековых племенных союзов, сохранив на протяжении столетий базовый язык.
Закон второй — «политической независимости» — близок по смыслу к территориальному признаку нации, ибо подразумевает ее юрисдикцию на определенном пространстве обитания, без чего невозможен суверенитет и самобытное развитие культурно-исторического типа. И наоборот, в случае завоевания, то есть утраты суверенитета, самобытность народа, проживающего на данной территории, где установилась чужая власть, должна погибнуть.
Закон третий — «непередаваемостъ цивилизации» — выводится из таких понятий, как «дух», «природа» народов, которые для каждого из них являются единственными, что не позволяет передавать и, конечно, усваивать культурные достижения. Имманентная индивидуальность каждого культурно-исторического типа, неповторимая в другом, может быть понята в качестве психического облика нации, общности ее духовной жизни, культуры, сознания, традиций. Это подтверждается тем, что Данилевский допускает передачу рациональных результатов культуры — науки, техники, даже внешних форм искусства, то есть только того, что «стоит вне сферы народности», но исключает усвоение глубинных, сущностных начал культуры одного народа другим.
Закон четвертый — «разнообразия и силы составных элементов типа», — или, иначе говоря, прямо пропорциональной зависимости полноты цивилизации от богатства и разнообразия этнографических различий народа, — должен, по-видимому, во-первых, обосновать возможность создания всеславянской федерации (политической системы государств) и, во-вторых, показать непродуктивность развития культурно-исторического типа в условиях политической раздробленности (примеры — Италия, Германия).
Закон пятый — «краткости периодов цивилизации» — Данилевский раскрывает следующим образом: «Период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается». Для возобновления прогресса движение нации должно начинаться с новой точки и по другому пути, когда осуществится перестройка его психического склада, в том числе когда возникнет иной строй ума и накопятся потенции нового волевого усилия. На эту особенность развития народов раньше Данилевского указывал Грановский.
Введение Данилевским «разрядов» и «законов» культурно-исторических типов создает особую форму, вариант «теории факторов» (плюралистической социологии), которую начали создавать Грановский и Чернышевский, а завершали Ковалевский и Милюков.
Законы культурно-исторических типов Данилевского начинают длительный поиск определения признаков нации. Но все они в основном восходят к книге «Россия и Европа». Хотя русский (славянский) тип и провозглашается потенциально самым полнокровным («четырехосновным») — чем подчеркивается разносторонняя талантливость нашего народа, — истинные особенности русского характера обрисованы Данилевским весьма приблизительно. Справедливо выставляя высокие достижения художественного творчества XIX в., он мало говорит о науке и совсем ничего — о философии. Данилевский совершенно отвлекается от условий, в которых творили русские художники, литераторы, ученые. Варьируя уже известную славянофильскую идею о примате принципа личности на Западе и общественности («соборности» — термин Хомякова) в России, Данилевский прямо повторяет аксаковскую теорию «земли» и «государства», согласно которой русские — народ неполитический и к политической власти не стремящийся. Он лишь полагает, исходя из общественной борьбы и реформ 60-х гг., что русским присуща гибкость: они в равной мере могут или жертвовать личными благами в пользу государства, или пользоваться гражданскими и политическими правами, или «принять и выдержать всякую дозу свободы». У славян вообще отсутствует насильственность (это черта германо-романского типа), а перевороты в жизни русского народа совершаются посредством сначала «внутреннего отрешения» от старых форм, затем «внутреннего перерождения» как реализации нового идеала. Это — процесс собственно психологический, происходящий «в душе отдельного человека» и в рамках народной нравственности и, конечно, без «наружной борьбы».
Экономическим отношениям в России Данилевский в своей большой книге посвящает всего пять-шесть страниц. Исходя из признания крепостного права как естественного результата данничества монгольским завоевателям, которое впоследствии продолжалось в пользу князей, бояр и дворян во имя нужд государства, Данилевский заявляет, что оно «имело сравнительно легкий характер», а злоупотребления были эпизодическими, так как «помещикам не было никакого резона отягощать своих крестьян работою». Идиллически изображается и отмена крепостного права, ибо русский народ прежде всего сохранил «нравственные достоинства», «не утратил и вещественной основы для дальнейшего своего развития», поскольку «сохранил владение землею». И не только сохранил он это владение, но и «обеспечил его себе на долгие веки общинною формою землевладения».
Традиционно проводя славянофильскую идею об исконной самобытности России, Данилевский возводит ее в абсолютную исключительность и, более того, выдвигает требование полной самостоятельности в политике. Россия не только отлична от Европы, но и чужда германо-романскому миру, впавшему в глубокий кризис. Если нельзя исключить участие России в европейских делах, то по крайней мере следует смотреть на все перипетии политики с особой точки зрения русского и славянского интереса. Данилевский писал; «Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словена, булгара (желал бы добавить и поляка), — после Бога и Его святой Церкви, — идея славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления». Но для осуществления панславистской программы главным условием является политическая независимость всех славянских народов, что обеспечит образование славянской федерации во главе с Россией, затем, естественно, — уничтожение Австро-Венгрии и Турции, с тем чтобы столицей стал Царьград — колыбель православия. Россия должна готовиться к долгой и ожесточенной борьбе.
Книга «Россия и Европа» по своему содержанию выходит за рамки собственно теории культурно-исторических типов, хотя во всем опирается на нее. Комплекс вопросов, рассмотренных здесь, велик: недавняя и текущая политика России, международные отношения, восточный вопрос, национальный вопрос, государство, религия, антропология, этнография, психология, наука, история и социология. Она публицистична; соединяя публицистику с социологией, является, по-видимому, в известном смысле одним из первых опытов новой дисциплины — конкретно-социологического исследования. Иначе говоря, концепция книги была с избытком оснащена мощным фундаментом и аргументами. Но весь обширный фактический материал из многих отраслей знания в том числе биологии, подается в рамках основных идей.
В концепции Данилевского ставится вопрос об общественном прогрессе. Есть ли он? По всей видимости, да, только понятие прогресса у автора достаточно специфично. В соответствии с его точкой зрения «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях...». Следовательно, каждый культурно-исторический тин вносит свою лету в общий прогресс человечества.
Работы Данилевского представляют собой одну из первых и оригинальных попыток предложить новый подход к пониманию истории как нелинейного многовариантного процесса и дать социологическую трактовку некоторым его аспектам. Далеко не все и во времена создания концепции, и сегодня в этой попытке устаивает. Но она дала толчок для теоретика социологического исследования исторического процесса и рамках особого подхода, который впоследствии неоднократно применялся мыслителями.
Источник: http://murzim.ru/nauka/sociologija/24922-koncepciya-istoriko-kulturnyh-tipov-nya-danilevskogo.html
|