Сборник Русского исторического
общества, вып. 8(156). М., 2003.
{18} — начало страницы.
OCR Bewerr.
{18}
Ю.В.Колиненко
К публикации рукописи Ю. И. Венелина
«О происхождении славян»
Ю.И.Венелин (настоящее имя Георгий Гуца/Hutza)
(1802-1839) - один из первых русских славистов, историк. Родился в с. Большая
Тибава (терр. Закарпатской Украины), обучался сначала в гимназии, а с 1821 г. в
Сатмарском епископском лицее, где и начал заниматься историей. С 1822 г.
Венелин учился на философском факультете Львовского университета, где заслужил
любовь и уважение профессуры университета. Венелин считался воспитанником
Мукачовской (Унгварской) епархии, но желание посвятить себя духовному званию у него
исчезло, и, чтобы скрыть свое местопребывание и таким образом избавиться от
довлевших над ним обязанностей духовного лица, Георгий решился принять фамилию
Венелович-Венелин. Все свободное от занятий время он проводил в университетской
библиотеке, делая множество конспектов и выписок, оказавшихся неоценимо
полезными для его будущих трудов. История занимала тогда все его мысли, именно
в это время, очевидно, начала формироваться его методология исторического
исследования, весьма отличавшаяся от современных ему историков. Во многом этому
способствовал «прагматический» (в соответствии с последними веяньями немецкой
философии истории нач. XIX в.) образ преподавания истории.
Карпатский русин, Венелин всегда стремился в Россию. В
1821 г. он вместе со своим двоюродным братом И.И.Молнаром (после смерти
Венелина ставшим хранителем его архива) решается бежать в Россию — католические
монахи хотели постричь Венелина и Молнара. В 1823 г. без паспортов они
переходят русско-австрийскую границу в Карпатах, а затем пробираются в Кишинев.
В 1825 г. братья переезжают в Москву, где Венелин встретился со своим
соотечественником, известным славистом, доктором Орлаем, который посоветовал
молодому человеку занятся «более хлебной» профессией и поступать на медицинский
факультет Московского университета, а историей продолжать заниматься по мере
возможности.1)
В 1829 г. Венелин окончил университет, получив аттестат лекаря. Впрочем,
медицину он скоро бросит и с головой уйдет в исторические исследования.
В Москве Венелин близко сошелся с известным историком
М.Погодиным (даже жил у него некоторое время), с помощью которого издает свое
первое серьезное произведение — исследование о Болгарах, вызвавшее острую полемику
в среде историков и публицистов.2)
Именно с этой работой историки связывают становление болгаристики, а самого
Венелина считают одним из тех, кому болгарский народ обязан своим пробуждением.3)
В нарастающем интересе московской интеллигенции к
славянству Венелин со своими славяноведческими изысканиями пришелся весьма
кстати. По словам Погодина, именно Венелин пробудил у него тягу к славянским
исследованиям. Во многом Венелин повлиял на К.Аксакова, учителем которого он
был некоторое время (в 1832 г.), А.С.Хомякова, О.Бодянского. Теоретические
исследования Венелина о славянстве, наряду со взглядами таких деятелей
славянского возрождения, как Шафарик, Ганка, Караджич, стали одним из
источников славянофильства.4)
В 1830—1831 гг. Венелин совершил поездку в Болгарию
(ее выхлопотал С.Аксаков {19} у А.С.Шишкова, бывшего тогда президентом Академии
Наук). Во время путешествия, в 1830—1831 гг., Венелин занимался сбором
болгарских народных песен, грамот, материалов для своей грамматики болгарского
языка. Филологические изыскания Венелина позволили ему претендовать на кафедру
истории и литературы славянских наречий, которая была создана в 1835 г. по
новому Уставу Университета. Венелин даже составил программу преподавания
славянских языков, однако несмотря на все усилия Погодина, его кандидатура не
выдержала никакой критики — отсутствие филологического или исторического
образования, непоследовательность взглядов, этимологические фантазии5)
не позволили рассматривать претендента всерьез, и кафедру занял известный
«скептик» М.Т. Каченовский.
Исторические взгляды Венелина сформировались под
воздействием идей романтизма, в духе которого он считал, что историческое
исследование должно осуществляться «со всех сторон и во всех частях», полагая,
что «только целое может представить полный смысл», и в этом смысле критиковал
«Историю» Карамзина как собрание «всякой всячины в хронологическом порядке.6)
К.Кавелин писал про Венелина: «В основании он прав. Он чувствовал, что история
непременно должна рассматривать народ как живой организм, иначе она не будет
историей, а сборником известий и фактов».7)
Справедливая убежденность Венелина в том, что огромный
русский народ «не мог вдруг, в 862 г. размножиться и разлететься подобно
саранче», а «русские города не могли вырастать в один год, подобно грибам после
дождя»8)
заставила его искать русь в названиях других народов. Погодин писал, что
«Венелин пустил между нами впервые мысль, что народы могут скрываться долго под
другими именами».9)
Однако его убежденность в автохтонности славян в
Европе и «монолитности», неизменности этноса вообще, отрицание и этнических, и
языковых смешений, признание праславянского языка как общеевропейского свело
всю проблему происхождения славян лишь к поискам разных наименований
славяно-россов греческими и византийскими писателями: скифов, сарматов,
роксалан, антов, венетов, паннонцев, иллирийцев и др., между которыми Венелин
не находил никаких этнических различий. Например, германцев он считал
славянами, т. к. на территории средневековой Германии жили славяне, так же, как
и гуннов10)
(обров), и сорабов. Подобные этимологические построения будут в целом
характерны и для его последователей. Более последователен Венелин был в борьбе
с норманизмом.
Напомним, что в ПВЛ отразилась одна из версий начала
Руси, которая возникла в Новгороде. Летописец настаивал на том, что русь — это
варяги и сами новгородцы происходят «от рода варяжска». В этнографическом
введении к ПВЛ дается прямое указание на то, где жили варяги. Летописец
говорит, что к морю Варяжскому «приседять» Ляхове, Пруси, Чудь, следовательно
Варяжским морем он называет Балтийское. Летописец четко обозначает западные
пределы расселения варягов Польским Поморьем и Данией: «По этому морю сидят
варяги: отсюда к востоку — до предела Симова, сидят по тому же морю и к западу
— до земли Агнянской и Волшской».
Соседями англов на южном берегу Балтики были «варины»,
«вары», «вагры» — племя принадлежавшее к вандальской (виндальской) группе (к
ней так же принадлежали герулы, руги, венеды) и к IX в. ославянившееся.
Тождество «варягов» и «веринов» с языковой точки зрения очевидно — один корень
«вар» — вода, и различные суффиксы (в кельто-романских «варины», в германских
«вэринги», у балтийских славян «варанги», у восточных «варяги»). Варяги,
следовательно — это просто поморяне. Германские авторы X—XI вв. считали варягов
одним из славянских племен. Наступление франков побудило варинов искать новые
места поселений. В VIII в. во Франции появляется «Варангевилл» (Варяжский
город), в 915 г. возник город Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор
сохранилось название Варангерфьорд (варяжский залив) на севере Скандинавии. С
VIII—IX вв. имена Варин и Вэрин широко распространяются по всей Европе,
свидетельствуя также о рассеивании отдельных групп варинов в иноязычной среде.
Но в конечном счете основным направлением переселений окажется восточной
побережье Балтики. Приходят варяги с Варяжского (Балтийского) моря сначала в
северо-западные земли и лишь {20} потом спускаются к Среднему Поднепровью.
Названия основанных в IX в. городов говорят о славяноязычии варягов этого
времени, да и у киевского летописца нет никакого намека на иноязычие варягов.
Примечательно, что киевский летописец не упоминает пришедших с Владимиром
новгородцев, которые составляли основу дружины, очевидно к ним относилось
обозначение «варяги». При Ярославе роль варягов, видимо, возрастает, причем в
числе таковых появляются и шведы (после женитьбы Ярослава на дочери шведского
конунга Олава Ингигерд). В начале XI в. в Новгороде происходили постоянные
столкновения между новгородцами и набранными Ярославом за морем варягами. Способствовали
этому, и язычество варягов, и установленная еще при Олеге дань заморским
варягам. После смерти Ярослава дань выплачивать перестали, как перестали и
набирать в дружину варягов. Само имя варягов переосмысливается, распространяясь
в общем на выходцев с католического запада, а летописцу, рассказывавшему о
призвании варягов в IX в., пришлось объяснять, что это были не шведы, не
норвежцы и не датачне, а варяги-русь, разъяснение это, правда, давал киевский
летописец, в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.
Варяги, вопреки мнениям норманистов, привнесли с собой
на Русь вовсе не монархическую систему, а что-то вроде афинского полиса.
Древнейшие города севера управлялись примерно также, как и города балтийских
славян (кстати, устройство Новгорода — типа «кругляшка», такое же, как в
городах балтийских славян). Варяжский тип социально-политического устройства —
это в конечном итоге тот же славянский, основанный полностью на территориальном
принципе, на вечевых традициях, и совершенно не предусматривающий
централизации. Государственность на Руси сложилась ранее призвания Рюриковичей
или каких-то иных династий. Варяги, включившиеся в колонизационный поток с
конца VIII в. не могли играть самостоятельной роли в образовании государства, а
на севере Руси именно они повлияли на создание полисной системы, не принимающей
централизации.
В 1836 г. вышла основная работа Венелина
антинорманистского характера «Скандинавомания и ее поклонники»,11)
в которой он разбил аргументы и доводы норманистов — Байера, Миллера, Шлецера,
которых он и называет «скандинавоманами». Летописные тексты заставили Венелина
искать варягов на южном побережье Балтики, откуда, по его мнению, вообще происходило
славянское заселение русского северо-запада. Летописную Агнянскую землю, в
пределах которой по ПВЛ обитали варяги, Венелин считал датской провинцией
Ангельн12)
и отмечал, что и греческие, и русские летописцы отличают варягов от германцев.
Вполне логично он задается вопросом, как небольшая кучка норманнов могла
покорить Новгород, к тому же оставив славянский язык совершенно неизменным.
Только в 1870 г. будет опубликована его статья о варягах в арабских источниках,13)
в которых он так же находил доказательства в пользу южно-балтийского
происхождения варягов (варяги — славнейшие из славян).14)
Несмотря на короткую жизнь Венелина (всего 37 лет) его
концепции настолько были важны и пришлись вовремя (да и написаны были с редким
критическим чувством), что можно говорить о целой школе его учеников, школе
Ю.И.Венелина — к которой принадлежали М.Морошкин,15)
Н.В.Савельев-Ростиславич,16)
А.Ф.Вельтман,17)
к сожалению, во многом дискредитировавшие своими фантастическими концепциями
как и самого Венелина, так и славянскую школу вообще.
Публикуемая ниже рукопись представляет
собой автограф Ю.И.Венелина, хранящийся в Отделе рукописей Российской
Государственной библиотеки, в архиве Ю.И.Венелина (НИОР РГБ, ф. 49, к. 2, ед.
хр. 25). Это отрывок из большой работы — ни начала рукописи, ни окончания, к
сожалению, не найдено. Текст рукописи публикуется по правилам современной
орфографии. Подчеркивания автора в тексте выделены курсивом, пропуски и
неразборчивые слова даются в скобках <>, в некоторых случаях
восстановлены ссылки на литературу. Все сноски по тексту авторские, но для
удобства чтения изменена их нумерация и расположение (в рукописи они давались
как в подстрочнике, так и по ходу текста), примечания к рукописи наши.
Примечания
1) Венелин
Ю.И. Древние и нынешние Болгаре в политическом, народописном, историческом
и религиозном их отношении к Россиянам: Историко-критические изыскания. — М.,
1829, т. 1, с. 7; Безсонов П. Ю.И.Венелин // ЖМНП, 1882, № 6, с.
159-206.
2) Каченовский
М.Т. «Древние и нынешние болгаре...» Ю.И.Венелина. Рец. // «ВЕ», 1830, № 1,
с. 74-76; Погодин М.П. «Древние и нынешние болгаре...» Ю.И.Венелина.
Рец. // «Московский вестник», 1829, № 6, с. 129-146; его же. По поводу
«Древних и нынешних болгар...» Ю.И.Венелина {77} // «Московский вестник», 1829,
ч. 4. «От издателя», с. 164-167; его же. По поводу рец. М.Каченовского
на «Древние и нынешне болгаре...» Ю.И.Венелина // «Московский вестник», 1830, №
3, Нравы. Известия, замечания, анекдоты, с. 309-321; Полевой H.A. [По
поводу «Древних и нынешних болгар...» Ю.И.Венелина] // «Московкий телеграф»,
1829, ч. 29, № 17, с. 145-150; его же. М.П.Погодину // «Московкий
телеграф», 1829, ч. 29, № 18, с. 396-400; его же. Очерк русской
литературы за 1838 г. // «СО», 1838, т. 1, Критика, с. 148.
3) Аристов
Ф.Ф. Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси. — М., 1995; Байцура
Т. Место Ю.И.Венелина в развитии славяноведения в первой половине XIX в. //
Ю.I.Венелiн i розвиток мiжслов'янських взаемозв'язкив (тези доповiдей i
повiдомлень науковоi конференцii, присвяченоi 150-рiччю вiд дня смертi
ЮЛ.Венелiна). — Ужгород, 1989. С. 8-9; Байцура Т. Ю.И.Венелин. —
Братислава, 1968; Ю.И.Венелин в Болгарском возрождении. Сб. статей. — М., 1998.
4) Благова
Т.И. Особенности религиозно-философских воззрений А.С.Хомякова // Философия
в России XIX — начала XX вв. Сб. ст. — М., 1991, с. 16.
5) См: Кочубинский
А.А. Граф С.Г.Строганов. Из истории наших университетов 30-х гг. // «ВЕ»,
1896, т. 4, кн. 7, с. 168-180.
6) Венелин
Ю.И. Мысли об истории вообще и русской в частности // ЧОИДР. — М., 1847,
год 2, № 8, с. 47-49.
7) Кавелин
К.Д. На ЧОИДР №№ 5-9. Рец. (М., 1847) // Сочинения. — М., 1859, ч. 3, с.
411.
8) Венелин
Ю. Скандинавомания... С. 398.
9) Погодин
М. Ответ на филологические письма М.А.Максимовича // «Москвитянин», 1856,
т. 4, с. 28.
10) Венелин
Ю.И. Критическое разложение всех имен Аттилина семейства... // ЧОИДР, М.,
1889, кн. 1. Приложение.
11) Венелин
Ю. Скандинавомания и ее поклонники, или столетие изыскания о варягах //
«Московский наблюдатель». — М., 1836, ч. 8, кн. 2, с. 488-525; ч. 9, кн. 1, с.
269-307, кн. 2, с. 395-426.
12) Ср.:
Трухачев Н.С. Попытка локализации Прибалтийской Руси на основании
сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X—XIII вв.
// «ДГ», 1980, — М., 1981. С. 159-175.
13) Венелин
Ю.И. Известия о варягах арабских писателей и злоупотреблении в истолковании
оных // ЧОИДР. М., 1870. Кн. 4.
14) См.
также: его же. О древних жилищах русского народа // ЧОИДР. М., 1847, год
2, № 9, отд. 1, с. 41-58; его же. О первом и втором нашествии
завислянских славян на Русь до Рюриковых времен // ЧОИДР. М., 1847, год 3, № 5,
с. 1-45; его же. О соляном озере Halmyris // ЧОИДР. М., 1847, № 6; его
же. О споре между южанами и северянами на счет их россизма // ЧОИДР. М.,
1847, год 3, №4, с. 1-16; его же. Окружные жители Балтийского моря. А.
Леты // ЧОИДР. М., 1846, № 4, с. 1-15; его же. Окружные жители
Балтийского моря. Б. Славяне // ЧОИДР. М., 1847, № 5, с. 75-94; его же. Древние
и нынешние Словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их
отношении к Россиянам: Историко-критические изыскания. — М., 1841, т. 2.
15) Морошкин
Ф.Л. «Древние и нынешние болгаре...» и «Скандинавомания» Ю.И.Венелина. Рец.
// «Маяк», 1842, т. 6, № 12, отд. 4, с. 81-115; его же. Историко-критические
исследования о руссах и славянах // «Маяк», 1842, т. 6, № 11, отд. 3, с. 1-46; его
же. О значении имени Руссов и славян. — М., 1840; его же. О
сочинениях Ю.И.Венелина по славянской истории // «ОЗ», 1840, т. 12, № 9, отд.
2, с. 77-92; его же. Россия Велико-Германская // «ОЗ», 1841, т. 17, № 8,
отд. 2, с. 62-76.
16) Савельев-Ростиславич
Н.В. Варяжская Русь по Нестору и чужеземным писателям // ЖМНП, 1845, № 10,
отд. 2, с. 1-64; его же. Еще несколько подробностей о жизни и сочинениях
Ю.И.Венелина // ЛПРИ, 1839, № 21, с. 447-451; его же. Заметка на
возражения г. Смеловского и новый источник истории болгар // «Маяк», 1842, т.
6, № 12, отд. 5, с. 40-44; его же. История северо-восточной Европы и
мнимого переселения народов // «Маяк», 1841, т. 19-21, гл. 4, с. 107-234; 1842,
т. 1, гл. 4, с. 109-43; 1842, т. 2, гл. 4, с. 1-99; его же. История,
география и археология древнеславянского мира // «Маяк», 1840, ч. 3, гл. 1, с.
109-145; его же. Материалы для славянских древностей // «Маяк», 1844, т.
13, № 26, отд 3, с. 109-152; т. 14, № 27, отд. 3, с. 29-60; т. 15, {78} № 29,
отд. 3, с. 1-32; его же. На Венелина // ЛПРИ, 1839, № 15, с. 522-524; его
же. О значении имени Руссов и славян. Соч. Ф.Морошкина. Рец. // «ОЗ», 1841,
т. 14, с. 58-64; его же. Очерки всеобщей истории // «Маяк», 1840, ч. 9,
гл. 3, с. 48-89; его же. Разбор мнений М.П.Погодина о начале Руси //
«СО», 1848, кн. 11, отд. 1, с. 1-78; его же. Славянский сборник. — СПб.,
1845.
17) Вельтман
А.Ф. Исследования о свевах, гуннах и монголах. — М., 1856, его же.
Исторические замечания и выводы о славянах и русах. НИОР РГБ, ф. 48, к. 18,
е.х. 6.
18) Ad honorem et gloriam Dei Optimi Maximi.
|