Изучение
обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления
человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне
функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной
адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;,
4. Овладение умениями
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию
и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван
решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта
практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной
деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном
уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения
гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях
социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в
формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного
взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте
(член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной
социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем
регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной
социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь
через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые
могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и
воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в
процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных
способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное
взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях
и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей
и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер,
связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе
необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир»,
изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и
углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного
оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные
свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся
круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема
«Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме
«Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг
сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном
назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение
специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические
задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на
практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе
1 ч в неделю, всего 35ч.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и
промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
- определить фактический уровень
знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного
плана);
- установить соответствие этого
уровня требованиям Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за
реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных
курсов.
1.Текущий контроль знаний –
проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы,
зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант,
тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день
проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную
и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных
работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов,
устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме
тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний
обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника,
осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым
календарным учебным графиком.
Критерии оценивания.
Критерии
|
5 (ОТЛ.)
|
4 (ХОР.)
|
3 (УД.)
|
2 (НЕУД.)
|
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
|
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть
- заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
|
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в
ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы
слов
|
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её
определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные
предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
|
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с
помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
|
2. Умение анализировать и делать выводы
|
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное
сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность
задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
|
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты
сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется,
но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия
выделяются
|
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются
редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой
проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя;
противоречия не выделяются
|
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют
рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую
проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет
понимания противоречий
|
3.Иллюстрация своих мыслей
|
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг
другу
|
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
|
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
|
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и
незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные,
сомнительные; факты отделяются от мнений
|
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда
анализируются; факты отделяются от мнений
|
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но
не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает
разницу между ними
|
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они
подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их
разницы
|
5. Работа с ключевыми понятиями
|
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно
определяются, правильное и понятное описание
|
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются
чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
|
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда
чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
|
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не
понимают собственного описания
|
6. Причинно-следственные связи
|
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая
последовательность
|
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические
неточности
|
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в
последовательности
|
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах,
постоянные нарушения последовательности
|
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением
дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика
оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в
пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с
несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений
оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника
грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком
оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений,
навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу
(используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в
процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью
баллами;
- активное участие в процессе
урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе
урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности -
отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно
«2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с
привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления
ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного
материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном
виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя
баллами;
- полное отсутствие работы -
отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
|