Итоги и цена реформ Петра Первого
Как
же оценивать петровскую «перестройку» ? Отношение к Петру I и его
реформам — своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков,
публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Что это — исторический подвиг
народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра?
Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло
отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы
Петра I имели выдающееся значение в истории России (К. Валишевский, С. М.
Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Е. П. Карпович, Н. Н. Молчанов,
Н. И. Павленко и др.). С одной стороны, царствование Петра вошло в
отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось
быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка
навстречу Европе. По мнению С. Ф. Платонова, для этой цели Петр готов был
жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против
государственной пользы, был готов истребить и уничтожить как государственный
деятель.
С другой
стороны, итогом деятельности Петра I некоторые историки считают создание «регулярного государства», т. е.
государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже.
Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастают роль
монарха, его влияние на все сферы жизни общества и государства (А. Н.
Мавродин, Г. В. Вернадский).
Более того,
исследователь Ю. А. Болдырев, изучая личность Петра и его реформы, делает вывод
о том, что «петровские преобразования,
направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность
Петра оказалась ложной, так как осуществлялась при сохранении основных
принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения».
Идеалом
государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель,
подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы,
действующие по морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра,
могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить
Россию в великую европейскою державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в
историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?
1) Многократное
увеличение налогов привело к обнищанию
и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления
— бунт стрельцов в Астрахани (1705—1706), восстание казачества на Дону под руководством
Кондратия Булавина (1707—1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично
против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов
и средств их осуществления.
2)Проводя
реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма т. е. введением
бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами
и должностями стала национальным бедствием.
3) Желание
догнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной
индустриализации», т. е. за счет мобилизации государственных средств и
использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было
выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от
конкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.
4)Результатом
Петровских реформ стало создание в
России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической
и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского
общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла
военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной
крепостнической экономикой.
5) Достижения
императорского периода сопровождались
глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в
национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые
политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими
классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно
возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и
народом.
6) Главная психологическая опора русского государства — православная церковь
—
в конце XVII в. была потрясена в своих
основах и постепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа
начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной
идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства,
сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным
орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему
вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли
царем-антихристом.
7) Произошло обострение политических и социальных проблем. Упразднение
Земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена
самоуправления в 1708 г.
тоже создали политические затруднения.
8)Правительство
остро чувствовало ослабление контактов
с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует
программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было
поступать жестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция запретов стала
привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на
европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического
прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так, Петровские
реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии
правительство не смогло контролировать.
В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример
успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее
развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена
преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с
жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с
памятью предков.
Литература:
1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –С. 134 – 135.
|