«Познание человеком мира и самого себя».
Часть 1.
А1. И чувственное, и рациональное познание:
1) формирует знания и представления о предмете
2) использует логические умозаключения
3) начинается с ощущения
4) дает наглядный образ предмета
А2. Познание в отличие от труда:
1) предполагает наличие цели
2) не имеет практического значения
3) направлено на получение знания о предмете
4) предусматривает соответствие цели и средств
А3. Истинное знание в отличие от ложного знания:
1) добывается в ходе познавательной деятельности
2) соответствует самому предмету познания
3) требует усилий для своего понимания
4) излагается с использованием научных терминов
А4. Житейские знания основаны на:
1) эстетическом отношении к действительности
2) здравом смысле
3) интуитивном озарении
4) научно обобщенных фактах
А5. Утверждение «Если зима была суровой, то лето будет жарким» — это:
1) научное наблюдение
2) авторитетное мнение
3) народная примета
4) логический вывод
А6. Верны ли следующие суждения.
А. Развитие науки невозможно без достижений предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А7. "Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу". Данное утверждение является примером знания:
1) житейского 2) мифологического 3) научного 4) паранаучного
А8. Только в состав научного знания входят
1) установленные факты
2) экспериментально обоснованные выводы
3) логические умозаключения
4) результаты наблюдений
А9. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания.
А. Не соответствующие предмету изучения.
Б. Не проверенные экспериментальным путем.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А11. Верны ли следующие суждения?
А. Изучение человеком самого себя может осуществляться в процессе общения, игры, труда.
Б. Самопознание в отдельных ситуациях требует специальных усилий и знаний.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А12. Человек может определить, каков он есть на самом деле:
1) только изолировав себя от общения с другими людьми
2) не интересуясь мнением других о себе
3) сравнивая себя с другими людьми, узнавая их мнение о себе
4) исключительно на основании мнения о себе других людей
А13. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А) Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свои поступки.
Б) Чтобы познать себя, необходимо следить за отношением к себе со стороны окружающих, их оценками своих действий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
1) мифы и легенды о сотворении мира
2) теория относительности
3) закон всемирного тяготения
4) закон соответствия спроса и предложения
А15. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
1) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования
2) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания
3) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов
4) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания
А16. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:
1) получение знания при помощи художественных образов
2) приводит к относительным истинам
3) использует только формы чувственного познания
4) направлено на получение достоверного знания
А17. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? Познавательная деятельность людей:
А) Сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.
Б) Неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
А18. Верны ли следующие суждения о познании?
А) В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умозаключение.
Б) Рациональное познание предваряет собой познание чувственное.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А19. Верны ли следующие суждения о познании?
А) Познание требует наличия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Б) В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и общество в целом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А20. Верны ли следующие суждения о познании?
А) основными формами познания являются чувственное и рациональное познание;
Б) рациональное познание предполагает осмысление сущности познаваемого объекта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Вставьте пропущенное слово.
«Особым, присущим только человеку свойством, отличающим его от остальных живых существ, является .............., которое определяется как процесс отражения мира в понятиях, суждениях, теориях, производимых человеческим мозгом».
В2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме.
Формы познания
Чувственное познание
……........ ……………
В3. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1) Достоверное знание, не зависящее А) Объективная истина
от мнений и пристрастий людей
2) Исчерпывающее, полное, достоверное Б) Относительная истина
знание об объективном мире
3) Знание, дающее приблизительное и В) Абсолютная истина
неполное отражение действительности
4) Ограниченное знание об объекте в
каждый данный момент
5) Информация, соответствующая
действительному положению вещей
1
2
3
4
5
В4. Научное познание отличает:
1) доказанность выводов
2) использование понятийного аппарата
3) использование художественных образов
4) обращенность к эмоциям, переживаниям
5) опора на житейский опыт
6) теоретический уровень.
|